Кристина Безверхая
Мандала как метод арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Сегодня я расскажу об одном из современных приемов арт-терапии, который я использую в своей работе. В настоящее время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладе с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. В работе с детьми необходимо создание условий для воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Публикация «Мандала как метод арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети постоянно встречаются с тяжелыми ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и справиться с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредотачиваться, успокаиваться может помочь раскраске и созданию мандал. Вот поэтому я решила познакомить вас с способом мандалатерапия.
Слово "мандала" имеет древнее происхождение, еще с санскрита оно переводится как "священный круг" или "центр". Где именно круг – это символ, олицетворяющий модель вселенной, от малого до большого, от схематического изображения клетки человека к "карте космоса".
Рисунок ее симметричный: обычно он представляет собой круг с выраженным центром.
Во многих древних культурах особенно на Востоке, в культуре индусов, буддистов, мандала считается священной, а ее рисование используется для духовного развития и исцеления тела.
Сначала мандалы рисовали цветным песком, который до сих пор практикуют тибетские монахи, сегодня же мандалу рисуют, вышивают, выбивают на ткани и коже, изображают на песке, делают из витражей и вообще применяют почти все виды творчества!
Карл Густав Юнг (известный швейцарский психолог) был одним из первых европейских ученых, очень серьезно изучавших мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь в наш центр, открытие нашей индивидуальности.
Мандала – это, как правило, круг, имеющий выраженный центр,
- это не просто красивый хитроумный рисунок, это самая сложная геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку,
- это ценный инструмент для развития положительных качеств человека, его силы и энергетики.
Мандалотерапия – это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развития саморегуляции.
Мандалатерапия – это, прежде всего, терапия (с греческого означает лечение, оздоровление). Поэтому мандалатерапия – это инструмент для оздоровления и лечения психики.
Работа с мандалами помогает:
- гармонизировать внутреннее состояние;
- создавать и реализовывать свои намерения и цели;
- раскрывать свои творческие способности;
- научиться узнавать себя;
- гармонизировать личное пространство;
- наполнять себя положительными энергиями;
– Мандала помогает развить саморегуляцию.
Бывают мандалы как круглые, так и квадратные, и треугольные, и прямоугольные. Но в работе с детьми желательно использовать круглые мандалы, потому что у круга нет углов.
Чем же полезны мандалы для детей?
-Развивается маленькая моторика. Как при покраске мандал, так и при строительстве.
-Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше.
-Тренируется чувство ритма, гармонии и чувства порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.
-Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, способствующий развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.