Получи документы

Марийский фольклор как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

Цинцерова Мария
Марийский фольклор как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа. Ведь только через родной язык, его традиции, его искусство ребенок усваивает картину мира, душу, характер своего народа.

За основу своей теоретической базы я взяла труды Геннадия Никандровича Волкова- — педагога; профессора, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования, писателя- публициста, основателя этнопедагогики, Аникина Владимира Прокопьевича — советского и российского филолога-фольклориста, доктора филологических наук, заслуженного профессора МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующего кафедрой русского устного народного творчества и Константина Дмитриевича Ушинского — выдающегося русского педагога и писателя.

Публикация «Марийский фольклор как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель : проверить эффективность влияния марийского фольклора на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать представление о душевном богатстве, красоте и разнообразии культуры родного края через фольклорные произведения;

2. Развить самостоятельность в познании окружающего мира посредством марийского фольклора;

3. Воспитывать уважительное отношение к марийским народным традициям и обычаям;

4. Объяснить родителям значимость марийского фольклора в развитии ребенка и привлечь их к совместной работе;

5. Объединить усилия воспитателей, родителей в вопросах формирования познавательных способностей детей посредством марийского фольклора;

6. Подобрать и составить картотеку произведений устного народного творчества для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов;

7. Разработать и выпустить совместную работу воспитателя с родителями в виде альбома, куда войдет весь используемый фольклорный материал;

8. Систематизировать работу по использовании марийского фольклора в развитии познавательных способностей детей.

В своей работе я ожидаю увидеть следующий результат:

включение произведений марийского фольклора в планы воспитательной и образовательной работы;

- повышение интереса дошкольников к истории культуры и быта народа мари и к марийскому фольклору;

- рост познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством марийского фольклора;

- повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития познавательных способностей детей;

- в группе оборудована предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательную активность дошкольников;

- дополнен музей старинными бытовыми атрибутами, марийскими костюмами и вышивками;

- совместный выпуск буклета и альбом марийского фольклора с детьми и родителями.

Применяю следующие Виды деятельности:

- чтение и разучивание стишков, считалочек, небылиц;

- разгадывание загадок;

- инсценировка марийских народных сказок;

- разучивание песен и частушек;

- проведение марийских народных игр, праздников;

- знакомство с традициями и обычаями народа мари с использованием ИКТ (презентации, посещения музея детского сада, рассматриванием картин и фото;

- совместный с родителями выпуск буклетов и альбома марийского фольклора ;

- проведение семейной гостиной «В гостях у бабушки».

Каждый год в детском саду проводим «День рождения Республики Марий Эл»

Традиционным стало мероприятие «Вечер с бабушкой», где воспитанники с бабушками занимаются любимым делом своей бабушки. Я просила воспитанников узнать у бабушек в какие национальные игры и забавы они играли в молодости.

Создается и постоянно пополняется картотека стихов, сказок, пословиц и поговорок, картотека дидактических и подвижных игр.

Дети с гордостью читают стихи на родном языке, учат народные танцы и даже показывают сказки на марийском языке.

Для ознакомления детей с историей, культурой, бытом и жизнью марийцев в старину, с историческими и памятными местами республики и села, для развития марийской речи нами создан мини-музей марийской культуры. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Экспонаты собираются сотрудниками детского сада, родителями и детьми. Так дети приобщаются к культуре марийского народа.

Чтобы воплотить все задумки и идеи в жизнь ведется совместная работа с ребенком и его семьей, с педагогами детского сада.

На сегодняшний день на основе анализа в ходе освоения дошкольниками традиций марийского народа у детей сформированы первые представления о культуре своего народа, обогатился словарный запас, уже лучше развиты у дошкольников коммуникативные навыки, патриотическое чувство, появились практические исполнительские навыки и умения, т. е. дети чувствуют себя увереннее на общих мероприятиях, народных праздниках, на выступлениях перед публикой.

Именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь. «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий радости детской народной массы. Это- детский фольклор». Г. С. Виноградов.

В. А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Марийский фольклор, в принципе, как и любой другой, является элементом народной педагогики. Многое в марийском фольклоре создавалось для детей и было продиктовано великой заботой о детях, об их будущем.

Воспитание дошкольника путем познания народной культуры и быта способствует формированию первых представлений о Родине, традициях и обычаях, таким образом, через знакомство с истоками национальной культуры и истории в дошкольном возрасте ребенок получает первые представления о народной мудрости.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Марийский фольклор как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 12:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД