Приложение МААМ

Методические рекомендации по организации коррекционной работы педагога в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Елена Стрыгина
Методические рекомендации по организации коррекционной работы педагога в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения педагога необходимость порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

Публикация «Методические рекомендации по организации коррекционной работы педагога в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.

Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

Адаптация ребенка с общим недоразвитием речи в коллективе

Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Малышу трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда посещение группы превращается для ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.

Построение коррекционных занятий педагога опирается на ряд методических правил :

1. Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения

2. Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии

3. Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.

4. Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работы. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.

5. Обеспечение занятия наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы, соответствие возрасту, эстетичность, современность.

6. Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей

7. Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы на занятии

8. Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать и общепедагогические требования :

• вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;

• невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к объектам наблюдения;

• демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;

• замечания делать в корректной форме.

Для проведения занятий группа делится на две подгруппы : I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам комплексного обследования поступивших в группу детей. Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы :

Деление по принципу: «подгруппа с более высоким уровнем развития речи» и «подгруппа с более низким уровнем развития речи». Такой подход позволяет дифференцированно преподносить детям материал занятий, предлагать каждой из подгрупп свои дополнительные коррекционные и развивающие задания. Однородность группы позволяет добиваться активности всех детей на занятии.

• Деление по принципу «смешанных подгрупп» - в каждой подгруппе объединены дети с различными уровнями речевого развития. Такой подход позволяет на любом этапе коррекционной работы объединять на занятия детей с разными уровнями активной и пассивной речи. Правильные ответы детей с более высоким уровнем речевого развития являются образцом для всех остальных детей подгруппы.

Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход не способствует успешной организации коррекционной работы.

На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную группу того же дошкольного учреждения.

При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

1. Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи ограничен. Поэтому важно на занятии четко выделять цель и осуществлять ее реализацию использованием эффективных методов обучения.

2. Скорость восприятия учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.

3. Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т. д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.

4. Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Требования к речи педагога для детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

• нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;

• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо [ево];

• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

• неправильное ударение в словах;

• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания

• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми

• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика);

• засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказатьи т. д.);

• копирование речи малышей, «сюсюканье»);

• использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т. д.

Педагогу необходимо :

• правильно произносить все звуки родного языка;

• четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

• строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;

• использовать средства интонационной выразительности речи : силу голоса, темп, логические ударения, паузы;

• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

• связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;

• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Рекомендации педагогам по организации работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

• На уроках, для данной категории учащихся, требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений. Говорить с учащимся с алалией необходимо медленно, четко, выразительно, требуя того же и от него. Чаще проводить совместное произношение коротких предложений (сопряженная речь, стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением.

• Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т. е. быть доступными для понимания и выполнения.

Использовать на уроках речевые разминки:

для уроков русского языка: проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов;

для уроков математики: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т. д. ;

для уроков истории: проговаривание дат, названий государств, городов, название войн и других исторических терминов;

для уроков географии: проговаривание географических названий, терминов, понятий, названий инструментов и приборов;

• Для уроков биологии, химии, физики: проговаривание терминов, понятий, правил, трудных слов, чтение задач, упражнений;

для уроков ИЗО: проговаривание названий инструментов, красок, видов работ, терминов, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы;

для уроков АФК: проговаривание спортивных терминов, названий инвентаря, видов упражнений, названий видов спорта и т. д. ;

• для уроков труда (технологии) : проговаривание названий инструментов и материалов, операций, изделий, видов работ, названий профессий, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы.

• Отказаться от проверок учащегося на скорость чтения.

• Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).

• Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц). Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т. д.

Педагог должен включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

• Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут).

• Все приемы и методы должны соответствовать возможностям учащихся с ТНР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения :

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:

• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала, «жадые» (жадные, «ишка» (игрушка);

• перестановка букв и слогов – «онко» (окно, «звял» (взял, «переписал» (переписал, «натуспила» (наступила);

• недописывание букв и слогов – «дела» (делала, «лопат» (лопата, «набухл» (набухли);

• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава, «катораые» (которые, «бабабушка» (бабушка, «клюкиква» (клюква);

• искажение слова – «наотух» (на охоту, «хабаб» (храбрый, «щуки» (щеки, «спеки» (с пенька);

• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто, «виситнастне» (висит на стене);

• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх, «у глеста» (у клеста, «тельпан» (тюльпан, «шапаги» (сапоги, «чветы» (цветы);

нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки, «смали» (смяли, «кон» (конь, «лублу» (люблю).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:

• смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант, б-д «убача» (удача, и-у «прурода» (природа, п-т «спанция» (станция, х-ж «дорохки» (дорожки, л-я «кяюч» (ключ, л-м «полидор» (помидор, и-ш «лягуика» (лягушка).

3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи :

• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки») пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».

• Учащимся, имеющим нарушение моторики, не следует снижать оценку за почерк.

• Для учащихся с ТНР необходима особая организация проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации коррекционной работы педагога в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 12 марта 2023 в 11:32
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по организации коррекционной работы педагога в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрыгина (УИ 470858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД