Приложение МААМ

Мягкая школа: Путь к гармоничному развитию ребёнка раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Пуик Ангелина Ивановна
Мягкая школа: Путь к гармоничному развитию ребёнка раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Мягкая школа: Путь к гармоничному развитию ребёнка раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Пуик Ангелина Ивановна

МБДОУ «ДС № 62 «Почемучка»

Воспитатель

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

От рождения до трёх лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи и детского сада зависит его будущее. Система работы с детьми раннего возраста включает в себя адаптационный и послеадаптационный периоды. В эти периоды жизни для малыша создается безопасная психологическая обстановка, которая включает в себя объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками, преодоление стрессового состояния малышей и их родителей, формирование активной позиции родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду, а также развивающие встречи со специалистами, в результате которых налаживается внутренний ритм жизни ребёнка в детском саду.

Каждому педагогу дошкольного учреждения известно, период адаптации к новым для детей раннего возраста условиям– трудная пора для детей и их родителей. Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны, поэтому адаптация проходит часто крайне болезненно. Для того чтобы облегчить адаптационный процесс, одной из важнейших задач педагогов является создание таких условий, которые воспринимаются ребенком и его родителями как безопасные, ведь только чувство защищенности может помочь ребенку адаптироваться к новой для него жизни.

Все новое, как правило, вызывает беспокойство, напряжение, а у кого-то сильную тревогу до тех пор, пока оно не станет привычным. Чтобы новое превратить в обычное, т. е. чтобы процесс адаптации осуществился, требуется время и взаимопонимание между детьми, родителями и педагогом. Помочь малышу привыкнуть к дошкольному учреждению – значит учесть все до мелочей. А это можно сделать только при условии сотрудничества педагогов и специалистов учреждения с родителями и близкими ребенка.

Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, К. Бернара, У. Кэннона, Г. Селье и других ученых. Оно включает несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация – это:

свойство любого живого организма;

процесс приспособления к постепенно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой;

результат активного взаимодействия человека со средой;

цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится.

Таким образом, адаптация рассматривается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек - окружающая среда» (И. А. Лыкова, Е. Д. Файзуллаева).

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, общения с окружающими. Для родителей наступает также сложный период – они не узнают своего ребенка, часто наступает недопонимание, что в свою очередь, негативно влияет на детско-родительские отношения, к детскому саду появляется недоверие. У ребенка, в свою очередь, появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации – неспецифическая реакция защиты, вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей, стрессоров.

В поисках путей сокращения сроков адаптации и сокращения ее негативного влияния на детей и их родителей в интернет ресурсах мной была найдена тема «Семейная Мягкая Школа» по запросу «Качественная работа с родителями». Данная тема сразу привлекла к себе внимание и не оставила меня равнодушной.

Семейная Мягкая Школа - это авторская методика Эллы Глушковой далее СМШ). СМШ - методика целостного развития в виде системы игровых упражнений для семей с детьми любого возраста и любых особенностей развития, разработанная на основе мягких стилей воинских искусств и направленная на последовательное раскрытие в человеке врождённой способности быть гибким, смелым, чутким, уметь адекватно реагировать на любую сложную ситуацию.

Элла Леонидовна Глушкова – создатель СМШ, ведет занятия с 1993 года, являясь по образованию дефектологом и успешно применяя эти методы в работе с семьями различного состава, возраста и состояния здоровья. Также является участником и организатором российских и международных реабилитационных, спортивных и оздоровительно-развивающих лагерей.

Методика необыкновенно проста для первоначального усвоения, но с погружением понимаешь (или не понимаешь) её глубину и ответственность за человеческие шеи и души.

Изучив теоретические основы данного метода, я разработала и внедрила в свою практическую педагогическую деятельность проект «Детско-родительский клуб «Мягкая школа».

Целью моей работы является повышение педагогической грамотности родителей детей раннего возраста посредством просветительской и практико-ориентированной деятельностей в детско-родительском клубе «Мягкая школа».

Задачи для достижения данной цели:

1. Адаптировать основные положения теории Э. Глушковой автора методики «Мягкая школа» к реальным условиям группы «Лапушки».

2. Разработать проект внедрения в практику «Мягкой школы».

3. Вовлечь родителей группы раннего возраста в реализацию проектной деятельности «Мягкая школа»

4. Предоставить примеры успешных практик и методов, используемых в «Мягкой школе».

5. Обсудить возможные трудности и способы их преодоления при внедрении «Мягкой школы» в учебный процесс.

6. Стимулировать обмен опытом и идеями между педагогами, работающими в рамках «Мягкой школы» или заинтересованными в её применении.

Оценка эффективности проекта:

• Снижение тревожности родителей в адаптационный период ребенка к условиям детского сада.

• Снижение негативных реакций у детей раннего возраста в адаптационный период.

• Сравнение результатов до и после внедрения проекта.

Ресурсы:

• Материально-технические: аудитория для проведения встреч с семьями воспитанников, большие мячи, маты, мягкий инвентарь, музыкальный центр.

Сроки реализации проекта:1 год

Данный проект позволит повысить осведомлённость родителей о концепции «Мягкой школы» и способствовать более широкому её внедрению в образовательный процесс.

Я использую данную методику в 1 младшей группе в целях улучшения адаптивных способностей воспитанников, а также научения родителей чувствовать, понимать и видеть со стороны своего ребенка, научения родителей решать конфликтные ситуации с ребенком, связанные с кризисом 3-х лет в ненасильственных формах.

Хочу отметить, что данная методика может быть применима на всех возрастных этапах не только дошкольного, но и подросткового детства.

Поэтому, представляю вам все аспекты, которые затрагивает данная методика. Надеюсь, этот проект будет интересен всем, кто не равнодушен к взаимодействию всех участников образовательных отношений, а также, педагогам, стремящимся найти неординарные пути для повышения педагогических компетенций родителей своих воспитанников.

«Мягкая школа» основана на принципах ненасильственного общения и взаимодействия, она направлена на развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков учащихся.

Основные идеи и принципы «Мягкой школы»:

• Ненасильственное общение. Вместо традиционных методов принуждения и наказания, «Мягкая школа» использует методы ненасильственного общения, которые помогают учащимся лучше понимать свои эмоции и чувства других людей.

• Индивидуальный подход. Учителя «Мягкой школы» учитывают индивидуальные особенности каждого учащегося, его интересы, потребности и способности. Это позволяет создать комфортную и безопасную среду для обучения и развития.

• Развитие эмоционального интеллекта. Учащиеся «Мягкой школы» учатся распознавать свои эмоции и эмоции других людей, управлять своими чувствами и эффективно общаться. Это помогает им лучше понимать себя и окружающих, устанавливать доверительные отношения и решать конфликты.

• Сотрудничество и взаимодействие. «Мягкая школа» поощряет сотрудничество и взаимодействие между учащимися, развивает навыки командной работы и взаимопомощи. Это помогает формировать у учащихся навыки социального взаимодействия и уважения к другим людям.

• Творческий подход к обучению. В «Мягкой школе» используются творческие методы обучения, которые помогают учащимся раскрыть свой потенциал и развить творческие способности. Это способствует формированию интереса к учёбе и развитию креативного мышления.

• Поддержка и понимание. Учителя «Мягкой школы» создают атмосферу поддержки и понимания, где каждый учащийся чувствует себя ценным и важным. Это способствует формированию уверенности в себе и позитивного отношения к обучению.

• Развитие социальных навыков. «Мягкая школа» помогает учащимся развивать социальные навыки, необходимые для успешной жизни в обществе. Это включает в себя навыки общения, решения конфликтов, сотрудничества и эмпатии.

• Саморефлексия и саморазвитие. Учащиеся «Мягкой школы» изучают себя, свои сильные и слабые стороны, учатся анализировать свои поступки и принимать ответственность за свои решения. Это способствует саморазвитию и личностному росту.

• Уважение к различиям. «Мягкая школа» ценит и уважает различия между людьми, поощряет толерантность и понимание многообразия культур, мнений и взглядов. Это способствует формированию открытого и толерантного общества.

• Позитивное отношение к обучению. «Мягкая школа» создаёт позитивную атмосферу вокруг обучения, где каждый учащийся ощущает радость и интерес к учёбе. Это способствует формированию мотивации и желания учиться.

Важно отметить, что «Мягкая школа» не заменяет традиционные методы обучения, а дополняет их, создавая более гармоничную и эффективную образовательную среду.

Способы преодоления трудностей:

1. Постепенное внедрение. Внедрение «Мягкой школы» можно начать с постепенного перехода от традиционных методов к новым подходам. Это позволит педагогам и учащимся адаптироваться к изменениям.

2. Обучение педагогов. Проведение тренингов и семинаров для педагогов поможет им освоить новые подходы и преодолеть сопротивление изменениям.

3. Поддержка администрации. Администрация образовательного учреждения может оказать поддержку педагогам, предоставив им необходимые ресурсы и поддержку.

4. Вовлечение родителей. Родители могут быть вовлечены в процесс обучения, чтобы они понимали подходы «Мягкой школы» и поддерживали их.

5. Разработка новых методов оценки. Разработка новых методов повышения качества образования, которые соответствуют подходам «Мягкой школы», поможет оценить прогресс воспитанников.

6. Создание позитивной атмосферы. Создание позитивной атмосферы между всеми участниками образовательных отношений, основанной на доверии и сотрудничестве, поможет преодолеть проблемы с дисциплиной.

7. Индивидуальная поддержка учащихся. Предоставление индивидуальной поддержки учащимся, которые испытывают трудности с адаптацией к новым подходам, поможет им преодолеть сложности.

Важно помнить, что внедрение «Мягкой школы» требует времени и усилий, но может привести к улучшению качества образования и повышению мотивации учащихся.

Возникновение идеи проекта и реализация.

Для реализации стартовой точки, необходимом было найти добровольцев на посещение занятия после образовательной деятельности ребёнка. На мою просьбу откликнулась семья ***ова Романа.

До этого, Татьяна Александровна (мама) обратилась ко мне за консультацией о поведении ребёнка. На её взгляд Роман стал вести себя агрессивно со сверстниками, проявлять сильно выраженное чувство собственничества в сторону мамы и общих игрушек. На запрос о консультации, мною было предложено провести пробное занятие в пределах группы «Лапушки» и обозначено, что данное мероприятие будет проходить только после завершения образовательного процесса и ухода других воспитанников домой.

Первое занятие было проведено 12 февраля 2025 г. На нём мы обговорили задачи занятия, цели и конечно подобрали подходящий комплекс упражнений.

Второе занятие было проведено 21 февраля 2025г.

На занятии Роман показал нам некоторые причины своего поведения. Мы провели такое занятие как «Лодочка», которое направленно на определение степени доверия между родителем и ребёнком.

Изначально Роману было тяжело принять данное упражнение и естественно, он чувствовал дискомфорт. Тогда благодаря введению игровой ситуации, мы смогли достичь прогресса. За время выполнения данного задания, мы подчеркнули, что агрессия поступает от плохого взаимопонимания, так как малыш не говорящий.

Благодаря упражнению, направленному на становление и поддержание доверия между ребёнком и мамой, Роман смог чувствовать поддержку и взаимопонимание. После упражнения он крепко обнял маму, что послужило благоприятным знаком.

Таким образом совместно было решено, попробовать упражнение «Моя опора».

Данное упражнение направленно на пробуждение животного инстинкта. Где ребёнок играет роль детёныша. Мама встаёт на четвереньки и прогибает спину вверх, создавая собой зону защиты своего ребёнка. Роман же, без лишних слов и указания, сразу подлез вниз и стал привлекать мимически внимание воспитателя. Показывая тем самым, что он находится на безопасной для себя территории. Тогда ему было предложено, сделать тоже самое, для мамы. Теперь уже Роман стал зоной защиты для родителя, что побудило в нём желание оберегать маму.

После ряда базовых упражнений я предложила маме, попробовать повторить неоднократно их дома и сделать анализ поведения ребёнка не только на территории Детского сада, но и за его пределами.

Через две недели после внедрения «Домашней традиции». Роман стал ощущать себя более уверенно со сверстниками, включатся в совместную деятельность, помогать сверстникам в режимных моментах. Мама же в свою очередь выявила улучшение взаимоотношений между ребёнком, проявление большего внимания со стороны Романа.

Неоднократно и мной было замечено, что ребёнок проявляет к родителю внимание. Во время сборов домой, после того как Роман одевался он брал мамины перчатки и сам пытался надевать их ей, хоть раньше он мог кидать их по приёмной. Он помогал маме обуваться и поправлять одежду. Сам проявлял инициативу в одевании и раздевании, что было тоже проблематично.

На данный момент, семья Романа всё ещё придерживается «Домашней традиции» игры, для поддержания благоприятной обстановки.

Заключение

Проект «Мягкая школа» представляет собой инновационный подход к образованию, который направлен на создание комфортной и безопасной среды для обучения и развития детей. Внедрение данного подхода требует тщательной подготовки и планирования, но может привести к значительным улучшениям в образовательной работе.

Основные принципы «Мягкой школы» включают в себя индивидуальный подход к каждому ребёнку, создание позитивной атмосферы, развитие эмоционального интеллекта и навыков сотрудничества. Такой подход помогает детям лучше адаптироваться к образовательному процессу, развивает их творческие способности и формирует навыки коммуникации.

Педагогический проект «Детско-родительский клуб «Мягкая школа» позволяет реализовать через постепенное внедрение новых подходов, вовлечение родителей и создание позитивной атмосферы в группе. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и необходимо учитывать его индивидуальные потребности и особенности.

В заключение можно сказать, что проект «Мягкая школа» является перспективным направлением в образовании, которое может способствовать улучшению качества обучения и воспитания дошкольника. Однако для успешной реализации данного подхода необходимо дальнейшее исследование и разработка методик, а также подготовка квалифицированных специалистов.

Список использованной литературы:

1. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 172 с. ;

2. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, 2018г.

3. «Психолого–педагогическое сопровождение групп раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» методическое пособие под редакцией Литвяк С. В. - Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска МБУ «Методический центр», 2024. – 33 с.

4. Развивающая деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста/Авт. -сост. Н. А. Шошина, Р. Н. Волкова. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. -128с.

5. Русаков А. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. - СПб Речь: Образовательные проекты; М. : Сфера 2010.-128 с. (илл.)

6. Г. А. Широкова «Общение для дошкольников»

7. https://softschool.ru/about/

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

«Сенсорный зонтик» для детей раннего возраста в период адаптации«Сенсорный зонтик» для детей раннего возраста в период адаптации Для изготовления игрового оборудования понадобился зонт, атласные ленты, клей, крюк для подвешивания зонта под потолок. Результат перед.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мягкая школа: Путь к гармоничному развитию ребёнка раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
Опубликовано: 21 мая 2025 в 18:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мягкая школа: Путь к гармоничному развитию ребёнка раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Пуик Ангелина Ивановна (УИ 3574628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных