Елена Богатырева
Консультация «Мнемотехника как средство развития памяти детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Добрый день, коллеги. Разрешите представить опыт работы на тему: «Мнемотехника, как средство развития памяти детей с ОНР».
Слайд 2.
Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации, полученной из окружающего мира. Без памяти невозможны развитие личности человека, успешное усвоение знаний, усвоение опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности ребенка.
Публикация «Консультация „Мнемотехника как средство развития памяти детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 3.
Большинству детей, имеющих логопедическое заключение - Общее недоразвитие речи II-III уровня, процесс запоминания дается с трудом.
У детей с ОНР речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Труднее всего даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. При пересказе дети с общим недоразвитием речи ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц, не всегда полностью понимают смысл прочитанного, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняется в выборе необходимого слова. Рассказ-описание малодоступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.
Таким образом, мнемотехника является актуальным средством развития памяти и связной речи детей с ОНР.
Слайд 4.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- связную речь;
- мелкую моторику.
Слайд 5.
Мнемотаблица – это средство, которое помогает детям выделять в предметах или отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Слайд 6.
Вы видите на экране.
Цель и задачи: выработать у детей приемы умственного труда, обучить их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации.
Слайд 7.
Принцип работы строится от простого к сложному. (схему на экран)
Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожке (показать схему характеристики артикулемы) и потом переходим к зашифровке словосочетаний и предложений.
Слайд 8.
В работе с мнемодорожкой и таблицей выделяются следующие этапы:
- рассматривание таблицы и разбор изображений;
- преобразование из абстрактных символов в образы;
- пересказ или составление рассказа-описания с опорой на символы.
Слайд 9до конца
Деятельность детей.
Наша тема актуальна и в работе специалистов и для меня, как для мамы. Пользуюсь мнемотехникой с младшей дочкой в заучивании стихотворений. К сожалении, видео заучивания нет, но с помощью мнемодорожки, мы смогли выучить новогодний стих. Конечно, для ребенка с ОНР в ее чтении стихотворения присутствовали аграмматизмы и замена слова на более удобное для нее, но стих был выучен. Представляю вашему вниманию подборку сюжетов с использованием мнемотехники.
Тютюева И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95. – URL : https://e-koncept.ru/2016/46019.htm.