Афонина Ирина Николаевна
Многофункциональная ширма как элемент предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Многофункциональная ширма, как элемент предметно-развивающей среды в ДОУ»
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад №16 «Былина»
Афонина Ирина Николаевна
Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам, составляют сюжетно-ролевые игры.
Публикация «Многофункциональная ширма как элемент предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
Для того чтобы предметно-развивающая среда нашей группы наиболее соответствовала требованиям ФГОС ДО, нами была изготовлена многофункциональная ширма, которая стала для нас настоящей находкой.
Цель данного пособия:
Развитие игровой, коммуникативной, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Напольная ширма помогает нам решать следующие основные задачи:
- Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
- Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
- Развивать мелкую моторику рук детей, воображение, творческие способности.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Характеристика данного изделия:
Многофункциональная ширма отвечает всем требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде группы, а именно:
1) Безопасность – ширма исключает травмирование детей об острые углы, удары и ушибы в результате неустойчивости, складывается в плоское состояние по окончании игр;
2) Насыщенность - наличие кармашков обеспечивает достаточную заполняемость ширмы разнообразными атрибутами для игр;
3) Трансформируемость – ширма помогает изменить предметно-пространственную среду в зависимости от ситуации, зонировать пространство, а также дает возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды;
4) Полифункциональность – наличие ширмы позволяет использовать предметы, не обладающие жестко закрепленным способом у, а также игрушек-заместителей (например, палочка вместо градусника, стул вместо машины и т. д.);
5) Вариативность – для обеспечения вариативности ширма имеет три створки, которые закрепляются с помощью и могут легко сменять друг друга, обеспечивая свободный выбор детей, а наличие кармашков дает возможность периодически менять атрибуты для игр;
6) Доступность – все дети имеют свободный доступ к ширме.
Дидактическая ценность - игровые действия используются как средство обучения ребенка.
Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства группы с помощью трёх секций, как уголок уединения, для показа театральных представлений, сюжетно-ролевых игр, как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук.
Боковины ширмы двухсторонние, их можно расположить под разными углами с помощью подвижных крепежей – соединителей и менять створки между собой. Ширма устойчиво стоит на полу. Одежда ширмы, кусочки ткани, закреплены на ленточках и липучках. Ткань легко снимается и стирается.
Для хранения ширма разбирается, складывается в плоское состояние, что позволяет удобному хранению.
Материал:
- полипропиленовые трубы,
- уголки для соединения труб,
- фитинг (крепежи-соединители,
- ручной сварочный аппарат,
- ножницы,
- швейная машинка,
- нитки, иголки,
- ткань,
- ковролин,
- решетка для раковины,
- цветные шнурки,
- ленточки,
- липучки,
- полиэтиленовые прозрачные папки для кармашков.
На фото представлен один из вариантов установки ширмы
Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.
Дети самостоятельно организуют игровое пространство, развертывают сюжет, предлагают интересные игровые замыслы. Игра «На приеме у врача».
Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача-окулиста».
Это изделие способно превратить игру в настоящее театрализованное представление.
На ковролине можно сделать не только бабочку, но и дерево, кустик, девочку, мальчика и т. п. Для этого им необходимо просто достать из потайных кармашков различные детали разной формы. А потом можно заплести косички из цветных шнурочков или сделать уз них узор в клеточках решетки.
Ширма служит и уголком уединения, если сверху накрыть ее легкой тканью.
С другой стороны ширмы мальчики играют в игру «Автосервис».
Немаловажным является и то, что наличие ширмы помогает реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему полу. Следовательно, важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.
При помощи ширмы легко разыграть следующие сюжеты:
«К нам пришли гости», «Идем в кафе», «Мама готовит обед»,На приеме у врача», «Вызов врача домой»,«Ремонт машин», «Заправляю машину», «Мойка машин» и т. д.
В своей работе мы можем использовать всю ширму. Например, вместе с детьми создаем гостиничный комплекс, в котором есть кафе, медицинский кабинет, магазин, мойка и заправка машин, станция технического обслуживания, либо используем только часть ширмы (например, даем мальчикам задание починить машины, требующие ремонта, а девочкам предлагаем в это время приготовить для мальчиков обед). Или создаем пространство сюжетно-ролевой игры "Гости".
Кроме того ширма может быть использована для создания уголка уединения – при помощи ширмы ребенок может отгородиться от общего пространства и отдохнуть
Многофункциональность данной ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций и заданий, содействует обеспечению благоприятного психо - эмоционального климата в группе.
Используемая методическая литература:
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду».
Используемые ЦОР:
-детский портал «Солнышко»(https://www.solnet.ee/holidays/index.html);
-сайт «Всё для детского сада»(https://www.osadik.ru/);
-сайт «Игры для детей( https://www.lyapki.ru/igru8.php);
-сайт «Умные детки»(https://www.umnyedetki.ru/poteshki.html);
-сайт «Всё для детского сада»(https://ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm);
-сайт «Дошкольники»(https://doshkolniki.com/) S
-«Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» https://doshvozrast.ru/ S
-«Детский сад. ру» (https://www.detskiysad.ru/ucheba.htm/).