Татьяна Мосейко
Конспект занятия «Наблюдение за берёзой»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за берёзой
Цели: продолжать знакомить детей с деревом – ставшим символом России; развивать умения обобщать по существенным признакам; рассказать о том, какую пользу приносит берёза людям; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Формировать ответственное отношение к труду, учить выполнять коллективные поручения.
Ход прогулки.
Дети выходят на улицу с весёлой песней “Весёлые друзья”.
Воспитатель: Ребята, сегодня Вероника хочет прочесть вам стихотворение Виталия Волкова.
Зиме пришёл уже конец,
Запел на веточке скворец,
Зашумели воробьи
И бегут, журчат ручьи.
С неба солнце льётся,
Публикация «Конспект занятия „Наблюдение за берёзой“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Танцует и смеётся
И ликует и поёт,
В гости к нам её зовёт.
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Как вы догадались?
- А какой сейчас месяц весны? (март).
Предлагаю вам поиграть в д/игру “Назови времена года”. Я вам буду читать стихотворения, а вы мне показывать картинки с изображением сезона, о котором в нём говорится (на столе лежат картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы).
Воспитатель читает:
Весна.
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава.
Лето.
И светла и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться,
С рыбками плескаться…
Осень.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то идёт к нам гости.
Лесовушка. Здравствуйте, ребята. Я Лесовушка. Пришла к вам в гости из ближайшего леса и хочу сообщить вам, что всем деревьям хорошо живётся у меня в лесу, хорошо я за ними ухаживаю. А к вам пришла, чтобы за вашими деревьями понаблюдать, да узнать, хорошо ли им у вас. Всё ли вы знаете про деревья, умеете ли ухаживать за ними. Вот игру для вас приготовила: “Узнай дерево по стволу”. Хотите поиграть?
(на столе лежат разрезные картинки стволов разных деревьев).
Дети собирают картинки и называют дерево.
Лесовушка. Молодцы! Вижу, что знаете названия деревьев. А вот за каким деревом сегодня будем наблюдать, вы узнаете из моей загадки.
Вы её узнаете по простой примете
Нет дерева милей на свете
(Берёза)
Ребёнок. А я знаю стихотворение о берёзе, его написал С. Есенин.
Воспитатель. С удовольствием послушаем.
Ребёнок.
Белая берёза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне…
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Лесовушка. Молодец, очень хорошее стихотворение. Ну а где же ваша берёза?
Ребёнок.
По дорожке все пойдём,
Через препятствия пройдём
И до берёзки мы дойдём.
(Дети проходят через кубы, кегли, дуги, прыгают из обруча в обруч).
Воспитатель. А вот и наша берёза. Ребята, это дерево – Символ России. Берёзу ещё называют белоствольной красавицей, деревом счастья, лекарственным деревом.
- По каким признакам можно узнать берёзу?
(У берёзы белый ствол с чёрными чёрточками; это единственное дерево с белой корой.)
Дополнения воспитателя.
Ребята, белую кору берёзы называют берестой, она защищает дерево от солнца, мороза, ветра. А крупные чёрные чёрточки – “чечевичками”, через них берёза дышит.
(Берёза очень стройное и высокое дерево; у берёзы ветви внизу большие, а вверху маленькие; у берёзы есть почки из которых появятся листочки).
Воспитатель. Давайте поближе рассмотрим почки. У берёзы почки мелкие и продолговатые. Всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце их греет, и скоро листочки проснутся.
- Ребята, как вы думаете, без чего берёза, да и любое другое дерево, не может жить?
(Дереву нужны: свет, тепло, воздух и питание).
Лесовушка. Молодцы, много знаете о берёзе. Давайте отдохнём и проведём физминутку.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревца всё ниже, ниже,
А ребята выше, выше.
- А вы знаете, ребята, кто сажает деревья в городе?
(Люди, садовники).
- Для чего?
(Для красоты; деревья очищают воздух, в жаркую погоду можно постоять или посидеть под деревом, спрятаться от дождя).
- Кто из вас видел деревья в лесу?
- А там кто их сажает?
(Лесники, ветер и птицы разносят семена деревьев, звери).
Воспитатель.
- Ребята, как вы считаете, где деревьям лучше в лесу или в городе?
- Почему?
(Деревьям нужен чистый воздух, от грязного они погибают; нужны птицы – они поедают вредных насекомых; в лесу мягкая рыхлая почва, много места для новых деревьев).
- Кто из вас знает, какую пользу людям приносит берёза?
(Соком берёзы лечат больных; из почек берёзы изготавливают лекарства; из листьев – зелёную и жёлтую краску; из древесины – бумагу; берёзу используют в строительстве; из неё делают мебель, лыжи; из бересты умелые люди изготавливают лукошки для ягод и грибов; из веток берёзы делают веники для бани).
- Вот сколько пользы приносит прекрасное дерево – берёза, как оно нас радует. Как вы думаете, какое настроение у нашей берёзы?
- А у вас?
Давайте порадуем берёзу и потанцуем около неё.
Хоровод: “Мы вокруг берёзки”
Музыка: Рустамов Р.
Слова: Матлина А.
Воспитатель (опыт). А сейчас давайте подойдём поближе к дереву, погладим его кору, вдохнём аромат дерева, обнимем ствол берёзы и попытаемся вытащить его из земли. А теперь воткнём палочку в землю и попытаемся её вытащить.
- Как вы думаете, что держит дерево в земле и почему оно не падает, а палочка легко вытаскивается?
(Дерево в земле держат корни, а у палочки нет корней).
Воспитатель (труд). Ребята, давайте ещё порадуем нашу берёзку, потрудимся. Чтобы больше было воды для её питания накидаем снега к стволу берёзы.
Лесовушка. После такого полезного труда можно и отдохнуть с интересом. Предлагаю поиграть в игру “Колечко”.
Вот по кругу я иду,
Всем колечко раздаю.
Крепко руки зажимайте,
Да смотрите не зевайте.
Колечко, колечко выйди на крылечко.
Воспитатель. А я предлагаю поиграть в подвижную игру “День и ночь”.
Самостоятельная деятельность детей. Д/игра “Рисуем песком ствол дерева”. Индивидуальная работа с детьми: п/игра “Попади в цель” – развивать меткость, глазомер.
Лесовушка. Очень интересно мне было у вас ребята. Спасибо вам, теперь я знаю, что хороших людей на земле много. Обязательно расскажу об этом своим лесным друзьям. Ждите меня, я ещё приду к вам в гости. Будем за другими деревьями наблюдать и играть. До свидания!