МААМ-картинки

Народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей

Оксана Стасюк
Народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей

В народной педагогике сказка давно и прочно занимает достойное место.

В далёком прошлом, когда письменность ещё не была развита в достаточной степени и устное народное творчество было ведущим искусством слова, рассказывание детям былей и небылиц, сказок и былин входило в образ жизни народа, составляло основу взаимосвязи поколений и создавало преемственность. Сказка завораживает детей, потому что отвлекает их от повседневности, уводит в мир выдуманных событий, расширяет временное и жизненное пространство, создаёт простор для воображения и фантазии. Сказки имеют особую художественную форму: с одной стороны, они динамичны – в них происходит быстрая смена событий, а другой – богаты на повторы, что создаёт плавность повествования.

Публикация «Народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей» размещена в разделах

В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней «невозможное возможно», в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, всё взаимосвязано, для неё характерно течение в определённом русле и строгая смена закономерных явлений, событий. Природа – структура, в которой всё определяется причинно-следственными связями. Животные, герои сказок, часто ведут себя как люди, наделены речью и человеческими качествами. Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущим является наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции дошкольников. Именно поэтому подобранная по содержанию сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе. Это хорошо чувствовали маститые детские писатели, которые создавали замечательные сказки о природе.

В 1998г., во время становления экологического образования, вышел сборник «Экологические сказки» ( Минск: Асар, составленный кандидатом биологических наук Л. П. Молодовой. В своё м обращении к детям она поясняет: экологические сказки о планете Земля, которая для всех людей является родным домом.

«Мы должны любить свой дом и беречь природу, которая удивляет и восхищает своими непревзойдёнными творениями и щедро дарит нам всё необходимое для полнокровной жизни: чистоту вод и воздуха, плодородие почв и богатства недр, леса и луга, красоту пейзажей и звуков.

Сказки повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Страшные несчастья и горькие беды обрушиваются на Землю, когда человек нарушает великие законы природы, не задумываясь о последствиях своих неразумных поступков».

В комментариях к сказкам составитель подчё ркивает главное: экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, понятной и запоминающейся.

В сборнике собраны сказки разных авторов, в которых представлены различные экологические взаимосвязи в природе.

Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» повествует о непреложном законе смены времён года, т. е. о различных состояниях неживой природы, создающей то дефицит (осень, зима, то избыток (весна, лето) благоприятных условий для жизни растений и животных, для жизни всего лесного общества. И никакое желание юной королевы не может изменить этот закон природы!

Сказки ориентированы на детей начальной школы - доступны он и старшим дошкольникам.

Сказка Н. Павловой «Под кустом» отражает взаимоотношение растений в сообществе, приспособленность травянистых раннецветущих растений к жизни в тени, создаваемой высокой древесно-кустарниковой растительностью. Сказку можно прочитать детям после наблюдений ранней весной за гусиным луком.

Сказки Б. Заходера «Серая звёздочка», «Про Всех на Свете» дают возможность понять: в природе нет некрасивых существ, каждое из них по-своему, занимает свою определённую нишу, крепко связано с другими обитателями сообщества- значит, надо научиться видеть красоту каждого и любить всех.

Любовью к лесу пронизаны сказки Н. Надеждиной «Девочка Брусничка и Лесной дед», «Не уходи, Аук!». Автор показывает, как важен лес, как он много даёт людям,- это и чистый воздух, и красота, и грибы- ягоды, и бумага для тетрадей и книг, и древесина- материал для различных изделий! Жизнь без леса станет невозможной – всё превратиться в пустыню. Эти сказки можно читать старшим дошкольникам после прогулок и экскурсий в лес, когда они переполнены радостными впечатлениями, эмоционально положительно заряжены.

Лесу и его обитателям посвящены сказки Н. Сладкова «Бюро услуг», В. Бианки «Теремок». Бюро услуг- это помощь лесных жителей друг другу, помощь, построенная на умениях каждого, т. е. на уникальной приспособленности животных к месту своего обитания. Теремок- процесс образования дупла в дереве и его последовательного обживания различными животными леса. Но о Бианки и его сказках следует говорить отдельно.

Литературное творчество Виталия Бианки исследователи называют самоучителем любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных и вести дневник, Бианки создал прекрасные произведения для дошкольников- циклы коротких рассказов и сказки о природе. (В системе экологического воспитания по программе «Юный эколог» технология для детей старшей группы построена на произведениях В. Бианки.)

Воспитатель читает детям сказку «Мышонок Пик», а затем проводит занятие по изготовлению самодельной книги- дошкольники с помощью трафаретов рисуют мышонка и рассказывают понравившиеся эпизоды из его приключений. Какую роль играет эта сказка в экологическом воспитании? Она создаёт эмоциональный настрой для последующего цикла наблюдений за хомяком, который похож на мышонка. Сказка уже пробудила к нему тёплое отношение, поэтому наблюдения проходят с интересом. В последующей работе Мышонок Пик в образе игрушки участвует в занятиях, на которых воспитатель в соответствии с сезонами читает рассказы В. Бианки о природе. В январе воспитатель начинает читать детям сказку «Синичкин календарь». Раз в месяц игрушечная птичка- синичка Зинька «прилетает» к детям, и они слушают рассказ о её приключениях и событиях в природе - так дети познают последовательность изменений в природе. Параллельно с чтением дошкольники под руководством воспитателя создают из картона яркую, красочную модель года- «Синичкин календарь».

Важно отметить: В. Бианки, используя форму сказок, даёт знания о непростых явлениях морфофункциональной приспособленности животных к среде обитания; в зависимости сюжетах показывает, зачем им тот или другой орган («Хвосты», «Чей нос лучше?», какие приспособительные особенности поведения для них характерны («Приключения муравьишки», «Лесные домишки»). Некоторые свои сказки он пишет в лучших народных традициях, их можно инсценировать, включать в занятиях по формированию реалистических представлений о животных.

Публикации по теме:

Планирование по ОО «Чтение художественной литературы». Совместная деятельность воспитателя и детей (подготовительная группа) Сентябрь Чтение рассказа К. Паустовский «Теплый хлеб» Стихи М. Волошиной «Осенью»; Чтение сказки «Волк и лиса» Рассказывание сказки А. Пушкина.

Публикация на тему «Воспитание духовности и обогащение речи посредством устного народного творчества» Приобщение детей к народной культуре и искусству представляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования. Важной частью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей
Опубликовано: 20 мая 2014 в 19:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД