МААМ-картинки

Открытое занятие «Народная игрушка в гостях у ребят»

Оксана Войтова
Открытое занятие «Народная игрушка в гостях у ребят»

Открытое занятие «Народная игрушка в гостях у ребят».

Цель: закрепление знаний о народных промыслах.

Задачи: - развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду;

Публикация «Открытое занятие „Народная игрушка в гостях у ребят“» размещена в разделах

- помочь установить связь между поделками и людьми, их сделавшими;

- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;

- учить сравнивать игрушки, находить сходства и различия;

- обогащать лексику яркими эпитетами, сравнениями;

- побуждать к самостоятельному выбору для создания образа декоративной игрушки, используя свои умения и знания;

- формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

- воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, сделавшим ее.

Последовательность интегрированной деятельности:

Педагог. Ребятки, какое ваше самое любимое занятие? Чем любите заниматься в детском саду?

Дети. Мы любим играть.

Педагог. Во что вы любите играть?

Дети перечисляют любимые игрушки и игры.

Педагог. Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных?

Дети. Современные сделаны из металла, пластмассы, резины, воска, фарфора. В старину игрушки мастерили из дерева, бересты, глины.

Современные игрушки могут издавать звуки, говорить, передвигаться, шевелить руками, ногами, смеяться.

Педагог. Хотелось бы вам отправиться в прошлое и познакомиться со старинными игрушками?

Под музыку З. Я. Роот «Русская изба» дети входят в «Горницу», подходят к сундуку, на котором написано «ДОБРО».

Педагог. Кто может прочитать что написано и объяснить, что такое ДОБРО?

Дети. Это добрые дела, поступки, сердечные люди, забота о ком либо, любовь к родным, близким.

Педагог. Давайте заглянем в сундук! (открывают). Ой, сколько здесь добра! А добро ли все это?

Дети. Да! Потому что это игрушки для детей, их сделали добрые люди, они старинные.

На стол выставляются: матрешка, барыня - водоноска, конь, птицы, свистульки, дергунчик.

Педагог. Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо - люди - мастера!

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (ответы).

Дети. Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.

Педагог. Ребятки скажите из какого материала сделаны эти игрушки (ответы). Давайте мы с вами присядем в нашей горнице.

Дети рассаживаются на скамейке в «Горнице».

Педагог: У каждого народа есть свои традиции. Они передаются от одного поколения к другому. Традиция народной игрушки возникла давно и сохранилась до наших дней.

В добрые старые времена был такой обычай у русских людей - коротать вместе на посиделках зимние вечера. В русской пословице говорится: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили наши предки дело за любимым занятием. Издревле игрушку в деревне мастерили не на продажу, а для своих детей. Заканчивались полевые работы, и появлялось у крестьян время порадовать детей. Любили трудиться на Руси! Чего только не умели делать! В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, потому и изделия у них получались такими красивыми, так радовали глаз. О труде сложено много пословиц и поговорок. Вот, послушайте, какую знаю я – «Дерево ценят по плодам, а человека по делам». Какие вы знаете?

Дети.

Каков мастер, такова и работа. - Артём Л

Хочешь есть калачи, не сиди на печи. -Максим В

Кто труда не боится, того и лень сторонится. -Лиза Ш

Скучен день до вечера, коли делать нечего. -Аня В

Не будет скуки, коли заняты руки. -Паша С

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства! -Алёна Я

Педагог. Вы говорили, что игрушки делали из глины, дерева. Но ведь они светлые, бесцветные. А эти игрушки такие нарядные! Как это получилось? (ответы).

Отгадайте, о ком эта загадка:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.

Дети. Матрешка!

Педагог. Как похожи друг на друга матрешки! Приглядитесь по внимательнее! Что вы заметили?

Дети. Они разные! У них разные платочки, губки бантиком, но у каждой по своему нарисованы щечки - у одной розовые, у другой красные.

Педагог. А сарафаны - луг цветной, но тоже всегда разный: летний, осенний, весенний, чудо - букет! Одна матрешка краше другой! Матрешке деревянной более ста лет. Кто - то из мастеров, увидев самую первую куклу, воскликнул «Хороша! Типичная Матрена!». Так деревянную женскую фигурку и назвали Матреной или ласково Матрешкой.

Они и летом, и зимой

Любят жить одна в одной,

Принесите им сапожки

И пойдут плясать. матрешки!

Педагог. Посмотрите на эту игрушку! Эту игрушку тоже придумали в старину. Называется она Богородская игрушка «дергунчик». Как вы думаете, почему игрушку так назвали (ответы). Что вы можете сказать о мастерах этой игрушки?

Дети. Они добрые, трудолюбивые, догадливые, умные, веселые.

Педагог. Да, именно этими качествами обладают мастера, придумавшие такую интересную, забавную игрушку.

А из чего сделаны эти замечательные птички и зверушки (ответы). Это не простые игрушки - свистульки. Это филимоновские игрушки. Лесов вокруг деревни Филимоново мало, зато много оврагов, а в них полно глины: белой, красной, черной, розовой. Какие эти игрушки?

Дети. Они веселые, разноцветные, красивые, разнообразные.

Педагог. Молодцы! Какие краски использовали мастера, расписывая эти игрушки?

Дети. Яркие, жёлтые, красные, зелёные.

Педагог. На них нельзя наглядеться! Взглянешь - в глазах рябит - слепит, как от солнышка. Почему так радуются эти игрушки? Какие руки у людей, сделавших их? (добрые, ласковые, теплые, мастеровые, сильные, золотые). На Руси много сёл и деревень, в них живут люди добрые да умелые. Какое настроение у вас от всего увиденного?

Дети. Радостное, веселое, праздничное.

Педагог. Давайте поиграем в игру «Жмурка».

«ЖМУРКА» игра на тембровое восприятие. Дети стоят в кругу, держатся за руки. В центре ребенок с завязанными глазами. Дети идут и поют:

-Жмурка, становись в кружочек,

-Отгадай, чей голосок?

-Поскорее обернись,

Своей рученькой коснись.

-Торопись, отгадай,

-Поскорее отвечай!

Жмурка подходит к одному из детей, задевает его. Ребенок зовет Жмурку по имени. «Жмурка» по голосу старается отгадать, кто его позвал. Если не узнал по голосу, то старается узнать на ощупь.

Педагог. Давайте поиграем с этими игрушками. Возьмите понравившуюся вам игрушку в руки, и она вам о себе много расскажет. Подумайте, что может рассказать игрушка, постарайтесь понять ее, только тогда она вам расскажет о себе. Давайте я тоже поиграю с игрушкой. Это козлик. Он рассказал мне, как его лепили из глины. Глина была волшебная, мягкая, податливая. В добрых ласковых руках она превратилась в козлика. Украшали его с любовью, рисовали узоры. А теперь кто из вас смог понять свою игрушку? Кто расскажет о понравившейся вам игрушки? (Ответы, рассказы.) Молодцы! Интересные рассказы у вас получились. Так и играли в прежние времена. Давайте еще раз полюбуемся на деревянную и глиняную игрушку. Положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу становится тепло? Все почувствовали? Знаете почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушки, подарили вам свою любовь. Такие замечательные игрушки делают только в нашей России. И греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле!

Педагог. Ребятки, давайте мы с вами поиграем в музыкальную игру «Весёлый каблучок». Каблучок.

(1)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём

(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод.

1 - идём по кругу хороводным шагом.

2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

3, 10 – ведём хоровод

4, 6- подпрыгиваем на месте.

7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

Педагог. Молодцы, а хотелось бы вам превратиться в мастеров - народных умельцев? (Ответы.)

Дети подходят к столу №1

Педагог. На первом столе изделия мастеров, кто знает, какой игрушки? (филимоновской)

Педагог. Как вы догадались?

Дети. Мы увидели знакомые фигуры: всадника, барыню, козлика … Здесь картинки и образцы филимоновских узоров: полосок, колец, кругов, точек.

Педагог. Правильно, здесь будут работать мастера филимоновской игрушки. (показ лепки педагогом)

Дети подходят к столу №2

Педагог. Здесь всего две краски: синяя и голубая. Какие игрушки мы можем расписать, используя только эти цвета? Мы видим картинки и образцы сказочной гжели.

Дети. Посуду и сувениры из Гжели.

Педагог. Здесь будут делать мастера посуду, сувениры сказочной гжели. (показ лепки педагогом)

Педагог. Я предлагаю вам скульптурный пластилин или глиняную массу. Вы можете выбрать себе дело по душе превратившись в мастеров! Дети выбирают «мастерскую», в которой будут работать.

Но перед работой давайте разомнё м немного пальчики:

Физминутка

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

1, 2, 3, 4, 5.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Во время работы звучит русская народная мелодия. Готовые работы дети выставляют.

Педагог.

Это мы видим! Это диво!

Сколько радости вокруг!

Все игрушки так красивы,

Аж захватывает дух!

Педагог. Молодцы ребятки! Ваши изделия радостные, добрые и веселые, такие,

Как у знаменитых русских мастеров!

Педагог. Что вам запомнилось больше всего на занятии?

Скажите какие интересные игрушки вы увидели?

Давайте вспомним какие именно, назовите. –Матрешкой, козликом и т. д, филимоновской, дергунчик, сувениры, посудой гжели.

-Из чего сделаны эти игрушки? - Из глины, дерева, ткани.

-Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? – Раскрашивают, расписывают их красками, вырезают из дерева.

-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?

-Бережно, аккуратно.

Скажите с какими интересными игрушками мы с вами познакомились?

Педагог. Молодцы, вам понравилось быть в прошлом и знакомиться со старинными игрушками.

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Народная игрушка своими руками из пластилинаНародная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Белочка в гостях у ребят» Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Белочка в гостях у ребят» Воспитатель: Миронова В. Н. Интегрированное.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Народная игрушка в детском садуНародная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Открытое интегрированное занятия в первой младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»Открытое интегрированное занятия в первой младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» открытое интегрированное занятия в первой младшей группе МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» «Зайчик в гостях у ребят» Автор: Воспитатель.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» [/b][/i] Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи: Образовательные - закрепить знания.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Народная игрушка в гостях у ребят»
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 13:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД