Лучший педагог года

Проект совместной работы с родителями «Народная сказка в развитии жизненных ценностей дошкольника»

Нелли Сосновская
Проект совместной работы с родителями «Народная сказка в развитии жизненных ценностей дошкольника»

Проект совместной работы с родителями

«Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка.

Публикация «Проект совместной работы с родителями „Народная сказка в развитии жизненных ценностей дошкольника“» размещена в разделах

Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями ставится задача не только воспитания ответственного за свое поведение гражданина, но и человека, способного с нравственных позиций самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности ребенка.

Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой вступает в контакт семья, с целью воспитания и обучения детей. Педагоги дошкольных учреждений имеют прекрасную возможность систематически общаться с родителями и широкие возможности в организации совместной деятельности детей, родителей и детского сада. Любой родитель является воспитателем и нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания. Для родителей не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей, они хотят знать любые мелочи о своих детях. Зачастую воспитатели видят больше и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят больше времени с детьми и спешат поделиться этим с родителями, похвалить или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия педагогов и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.

Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, в формировании их духовно-нравственных ценностей. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования от 01.01. 2014 года в п. 2.6. так же прописано, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Исходя из этих принципов и изученных мною материалов, для реализации своего проекта я решила привлечь родителей, чтобы повысить педагогическую компетентность в воспитании духовно-нравственных понятий и ценностей у своих детей, путем введения их в культурную традицию различных сказок потому что :

- родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса, что вызывает у них более живой интерес к познанию самих себя и детей и как следствие:

- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов детско-родительских отношений;

- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать родителей в развитии духовно-нравственных понятий в области воспитания;

- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности его развития и воспитания.

Актуальность: Разрабатывая проект, я решила взять тему духовно-нравственного воспитания в широком смысле слова потому что она относится к числу проблем, поставленных ходом развития человечества.

Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями ставится задача не только воспитания ответственного за свое поведение гражданина, но и человека, способного с нравственных позиций самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Для успешной реализации проекта нужно создать педагогические условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе их общения с детской художественной литературой, в частности, с русскими народными сказками не только в образовательном учреждении, но и дома. При решении данной проблемы воспитателю дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) требуется не только знание текстов сказок, но и методика их преподавания, а также общая грамотность, знание особенностей формирования представлений ребенка о добре и зле, круга интересов своих детей, в том числе их предпочтения в выборе сказочных героев. Взрослые должны знать особенности сказочного жанра, уметь использовать возможности сказки в своих дидактических целях, чтобы направить свою педагогическую деятельность на духовно-нравственное воспитание.

Передо мной возникла необходимость разъяснить родителям, что основой воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека и что здесь мы получаем большое поле для совместной деятельности. В процессе такого разностороннего воспитания и будет зарождаться тот фундамент развития личности ребенка.

Тип проекта : долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.

Сроки реализации: с 1 сентября 2018г. по 30 мая 2019г.

Участники проекта : воспитанники старшей группы (5-6 лет) и их родители (законные представители, воспитатели ДОУ.

Цель проекта : оптимизация детско-родительских отношений, создание предпосылок духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством сказки, развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи проекта :

-вовлекать родителей в совместную с педагогами деятельность, направленную на развитие у детей духовно-нравственных ценностей;

-побуждать у детей интерес к сказкам

-создать условия для знакомства с художественной литературой в целом

-формировать представления о добре и зле

-развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своим поступкам и поступкам других

-помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности будущего гражданина.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный; срок реализации - сентябрь 2018г.

Цель: определение целей и задач между педагогами и родителями (законными представителями);

II этап –основной; сроки реализации - октябрь 2018г. -апрель2019г.

Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между участниками образовательного процесса;

III этап – заключительный; срок реализации - май 2019г.

Цель: проведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении поставленных задач по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей посредством сказки;

Критерии эффективности:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех детей.

Во-вторых, использование приемов, способствующих духовно-нравственному воспитанию детей.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Анализ Этическая

беседа

Чтение

Методы воздействия

на формировании

духовно-нравственных Разъяснение

ценностей дошкольников

Личный

пример

Внушение

Диспуты

Условия реализации данного проекта

- Заинтересованность родителей,регулярность и систематичность работы.

- Непрерывная связь с детьми посредством коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы;

- компетентность педагогов и родителей по теме реализации духовно –нравственных понятий и ценностей в воспитании дошкольников.

Подготовительный этап

Работа педагога :

- изучение научно-методической литературы по теме духовно-нравственного воспитания;

-- разработка и подборка картотеки игр, заданий, художественной литературы и консультаций для родителей по теме.

Работа с родителями

- анкетирование родителей группы с целью выявления заинтересованности родителей данной темой; насколько родители считают важной и необходимой тему духовно-нравственного воспитания в ДОУ; насколько они сами компетентны в данном вопросе.

- включение вопроса о духовно-нравственных ценностях воспитания детей в повестку родительского собрания в начале года;

- ознакомление с планом работы по духовно-нравственному воспитанию посредством сказки детей старшего возраста, с реализацией главных задач на учебный год:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с народными сказками, традициями, обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, и братьям наших меньшим.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

Анкета для родителей

«Воспитание духовно-нравственных понятий и ценностей в семье и в дошкольном учреждении»

1. Что вы понимаете под термином «духовно-нравственное воспитание»

- воспитание любви к Родине

- воспитание уважения к старшему поколению

- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа

- знание истории своей страны.

2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?

-да

-нет

-затрудняюсь ответить

3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

- мы все больше в этом убеждаемся

- с этим утверждением мы не согласны.

4. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?

- о православных праздниках

- о традициях нашей культуры

-о воспитании детей на примере патриотизма русского народа.

5. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом?

- подаем пример в семье,

-читаем духовно-нравственную литературу

-экскурсии по культурным достопримечательностям

-читаем сказки, обсуждаем.

6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим,

-достойным гражданином своей страны

- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку поступкам.

7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников?

- да

- нет

Спасибо за сотрудничество!

Перспективный план взаимодействия с участниками проекта :

Встречи с родителями и детьми организуются раз в месяц в соответствии с разработанным планом :

месяц мероприятие цель

Сентябрь «Наша группа», чаепитие, беседа «Какие сказки я люблю». Цель: способствовать налаживанию эмоционального контакта с родителями, улучшению детско-взрослых отношений; Познакомить родителей с перечнем сказок которые в той или иной форме способствуют нравственному воспитанию, учат быть добрым, отзывчивым, приходить на помощь когда нужно.

Домашнее задание – нарисовать любимую сказку, уметь рассказать – поступки героев.

Октябрь Ярмарка "Дары осени"

Поделки из овощей и фруктов "А у нас на грядке- все как в сказке" Цель: знакомить родителей с традициями детского сада и группы. Побуждать детей и родителей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, детского сада.

Домашнее задание–придумать загадки про овощи и фрукты, которые часто используют в различных сказках.

Ноябрь Встреча с родителями «Мы играем - сказку» показ инсценировки по сказке «Репка» ,«Моя мама-царевна»ко дню матери. Цель: познакомить родителей с играми в которые играют дети, направленные на тему дружбы, трудолюбию научить применять их в повседневной жизни.

Домашнее задание -выбрать с детьми сказку и переделать ее на современный лад, сыграть. (главная мысль сказки)

Декабрь «Сказочные игрушки для нашей елочки»совместная творческая работа родителей, детей и педагогов, круглый стол. Изготовление сказочных героев (игрушек) для елочки новогодней.

Цель: нацелить родителей и детей на совместную деятельность, побуждать делиться приятными воспоминаниями; хвалить друг друга, в ходе совместной работы рассказывать сказки и анализировать их.

Домашнее задание – принести фотографии сказочной новогодней игрушки сделанной своими руками.

Январь Театральная пятница

«Дело было в январе…» Цель: родители без подготовки показывают детям любую сказку по выбору детей, где добро всегда побеждает зло.

Домашнее задание – принести рисунок любого предмета русского быта, знать его название и в каких сказках встречается (горшок – варить кашу, ухват – вынимать горшок из печи (коромысло,таскать воду)и. т. д.

Февраль Совместное спортивное развлечение «Мой папа богатырь!» Цель: объединить взрослых и детей настроением праздника, учить взрослых и детей видеть в членах своей семьи положительные качества и гордиться ими; воспитывать желание поддерживать друг друга, помогать.

Домашнее задание – ребенок должен знать имя папы и профессию. Принести фотографию для коллажа, если папа служил в армии.

Март «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» Цель: познакомить родителей с различными видами речевых игр; формировать у детей знания о профессии мамы, воспитывать уважение к членам семьи, их труду; воспитывать стремление помогать взрослым.

Домашнее задание– поупражняться в умении описывать свою маму, если бы она была принцессой, русалкой, Царевной лягушкой.

Апрель «Мы такие разные!", чаепитие. Цель: формировать представления о многонациональности нашей Родины. Дать возможность детям совместно с родителями рассказать и сыграть сказку своего народа.

Домашнее задание–для каждой семьи приготовить инсценировку любой сказки, принести фотографии для коллажа.

Май Итоговое родительское собрание. Презентация проекта. Круглый стол.

Цель: подведение итогов, обсуждение проекта, все ли остались довольны результатами, что могут предложить сами для совместной деятельности по вопросу воспитания будущего поколения.

Консультативные и информационные методы работы.

Методы и формы косвенной работы с родителями. Название

Консультации для родителей - «Игры с детьми на тему «Какие сказки были в моем детстве»

- «Пальчиковый театр»

- «Игры, направленные на развитие нравственных ценностей дошкольников»

- «Художественная литература для чтения дома».

- «Учим сами рассказывать и придумывать сказки»

Стенгазета «Сказка в жизни группы» Сказки, басни, игры и задания к празднику или мероприятию, позволяющие родителям прослеживать работу по теме и поддерживать и закреплять ее дома.

Буклеты и памятки для родителей «Игры для родителей и детей по воспитанию духовно-нравственных чувств»

«Пришли мне сказку добрую»

«Сказки в стихах»

«Учим пословицы и стихи о труде, добре и зле»

«Учимся, играя»

Презентации для родителей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

«Сказки и традиции разных народов»

Фото отчеты о мероприятиях. Фотовыставка «А у нас на грядке - выросла сказочная…»

«Мама солнышко, цветочек, сказочная принцесса»

Фото коллаж «Семейный праздник- новый год» «Сказочная игрушка»

Фотовыставка «Предметы русского быта»

Фотовыставка «Мой папа- богатырь»

Фотовыставка «Сказки разных народов»

Третий этап работы : подведение итогов.

1. Совместное мероприятие «Родительское собрание. Круглый стол»

Цель: побудить родителей и детей к дальнейшей деятельности, вспомнить наиболее понравившиеся мероприятия, проанализировать уровень и объем полученных в ходе работы знаний как родителей, так и детей.

2. Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности проведенной работой, необходимости дальнейшей работы по духовно-нравственному воспитанию, или внести свои предложения.

3. Анализ результатов образовательного процесса строится на основе анкетирования родительской общественности :

Анкета «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе духовно-нравственного воспитания понятий и ценностей»

1. Считаете ли Вы актуальными вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников?

- да

- нет

- затрудняюсь

2. Удовлетворены ли Вы совместной работой, или считаете необходимым продолжать дальнейшую работу?

- да

- частично

- не удовлетворен

3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий положительными впечатлениями?

- да, всегда

- иногда

- нет

4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка сказки, о которых узнали на совместных встречах?

- часто

- иногда

- нет

5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к воспитателям?

- да

- нет

- в крайних случаях

6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?

- участвую постоянно

- участвовал 1-2 раза

- не участвую

7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной и насыщенной информационно?

- совместные встречи

- консультация

- открытые мероприятия

- памятки и брошюры

8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости духовно нравственного воспитания у дошкольников с начала года?

- да

- нет

Ваши предложения: ___

Спасибо за сотрудничество!

Анализ реализации педагогического проекта показал :

- родители стали более активными участниками в жизни группы и детского сада;

- родители показывают заинтересованность дальнейшей работой в данном направлении – 100% участников опроса выявили желание продолжать организовывать совместную деятельность;

- посещаемость организованных встреч выросла на 34 % по сравнению с началом года и составила 75 %.

- отмечаются только положительные впечатления детей и родителей (законных представителей) проводимых совместных мероприятий;

- количество родителей, принимающих участие в различных конкурсах выросло с 32% до 82%;

- родители стали чаще обращаться за помощью, советом, консультацией, что свидетельствует о повышении авторитета педагогов группы в глазах родительской общественности;

- отмечается налаженный эмоциональный контакт и формирование доверительных отношений между участниками образовательного процесса.

Заключение

Наш проект – начальная ступень в формировании не только духовно –нравственных ценностей но и патриотических чувств у дошкольников, а для родителей прекрасная возможность научиться взаимодействовать со своим ребенком, понимать его взгляды на мир, помогать формироваться важным социально-нравственным основам личности будущего гражданина. Позитивными результатами стало и то, что взрослые увидели и поняли необходимость совместной работы детского сада и семьи, нашли эту работу интересной и в дальнейшем сами предлагают темы проектов. Таким образом в группе запланирована организация совместного с родителями проекта «Когда вместе -мы сильны» по изучению многонациональности родного края, людях, профессиях которые востребованы в нашем крае, помогающий в доступной для детей форме рассказать о самобытности и истории Севера. Наша дальнейшая задача – укреплять тот фундамент, на котором у детей будет развиваться и расти чувство любви к своей малой Родине и к Отчизне в целом.

Публикации по теме:

Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника «Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника» Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря,.

Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями. Результативность работы за год Российская Федерация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Формирование семейных ценностей в семье.

Инновационные технологии в развитии речи дошкольника Инновационные технологии в развитии речи дошкольника. В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта дошкольника Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта дошкольника» КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

Консультация для родителей «Народная игрушка в развитии дошкольников» Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и.

Организация совместной работы с родителями в ДОУ .

Пословицы в развитии речи дошкольника Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных.

Проект «Гендерное воспитание в социально-личностном развитии дошкольника»Проект «Гендерное воспитание в социально-личностном развитии дошкольника» Разработчики проекта: Руссо Надежда Павловна - воспитатель Тип проекта: Долгосрочный Вид проекта: Познавательно – исследовательский Участники.

Роль дидактической игры в развитии дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «РОЛЬ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект совместной работы с родителями «Народная сказка в развитии жизненных ценностей дошкольника»
Опубликовано: 26 июня 2019 в 10:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД