Папки-передвижки

Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников

Татьяна Беляева
Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников

«Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников»

План доклада:

1. Понятие «народная сказка»

2. Роль сказки в системе социальной адаптации

Публикация «Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

3. Сказка в системе нравственного воспитания и профилактики педагогической запущенности.

1. И. Зимина и ее коллеги считают не обходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, сюжет и метафоры, которые широко используются как в воспитательной, так и в психо-коррекционой работе многими отечественными и зарубежными специалистами.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа сделало их эффективным средством передачи этих черт через поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победа добра над злом. Как правило, стралания положительного героя и его друзей являются переходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость- результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно особенно нравиться детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность- важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес к ним детей.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

2. Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира. Но не всегда адаптация происходит легко и у детей возникают проблемы. Было замечено; прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание - обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет осуществлять процесс их воспитания более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития. Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимы, на наш взгляд, работа по снятию напряжения, установлению взаимопонимания, доверия, анализ конфликтных ситуаций, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, позитивное стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу. Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.

3. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");

• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");

• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою со хранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. "Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказке старец задает вопросы типа "Кто? Почему? Откуда? Куда?" для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся. одной из особенностей целостной личности" (КГ. Юнг).

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других ("Мороз Иванович").

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули, т. е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери. В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Примерные конспекты занятий "Литературный калейдоскоп" и "Сказки" см. в рубрике "Конспекты и занятия".

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Высокая роль сказки в системе профилактики педагогической запущенности.

Практиками давно было замечено знакомство с произведениями устного народного творчества является эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрения, наказания, порицание, контроль деятельности, создания ситуации успеха и т. д). Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжение веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразие снимает напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно можно эффективно влиять на формирование целостных представлений (от отношений к природе, родителям, традициям, труду и т. д).

Самые первые произведения, с которыми взрослый обращаеться к малышу –честушки (игры с проговариванием, активным проигрыванием ребенка, использованием пальцев рук ребенка и взрослого). В раннем возрасте, конечно, еще нет педагогической запущенности, но «общение» с фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственного воспитания, самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков.

При помощи потешек привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым носком. Когда ребенка учат каким- либо действием, потешка чаще всего мешает, отвлекает его от того, что показывает взрослый, но когда вырабатываться навыки, привычки на основе уже сформированных знаний, то это, как показывает практика, наиболее эффективный способ приучения: он основан на положительных эмоциях, которые возникают в процессе неоднократного повторения потешки.

Таким образом, используя в процессе воспитания малышей частушки, потешки, мы помогаем им быстрее и легче адаптироваться к новым условиям, создаем благоприятный эмоциональный фон, развиваем речь, побуждая детей повторять то, что мы произносим и предупреждаем возникновение разнообразных видов педагогической запущенности.

В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Уверены: ребенок вряд ли станет «трудным» если родители, воспитатели много общаются с ними и в этом общении сказка занимает не последнее место.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Доклад «Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников» Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Актуальность Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала.

План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель: Петрова О. П. Актуальность Актуальность.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Свое выступление я хотела.

Презентация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 18:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД