Лучший педагог года

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Наш любимый огород»

Ольга Трибушная
Долгосрочный познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Наш любимый огород»

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья - проектная деятельность, которая помогает дошкольнику развивать познавательные, коммуникативные и практические способности, расширять знания об окружающем растительном мире и приобретать необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей. Она становится более разнообразной и интересной. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. В начале реализации проекта педагоги помогли родителям понять и осознать значение и роль проектной деятельности в развитии ребенка. Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические и практический возможности, педагоги объяснили родителям необходимость оказания помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.

Публикация «Долгосрочный познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников „Наш любимый огород“» размещена в разделах

Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, в том случае, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ним. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Проект решает следующие проблемы:

1. Создание условий для приобщения детей и родителей к выращиванию ценных сельскохозяйственных культур, необходимых человеку.

2. Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей в благоустройстве участков и территории детского сада.

3. Формирование знаний у детей сознательного отношения к растительному миру и овощным культурам, необходимым для жизни человека.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : формировать основы экологической культуры, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающей природой, развивать интерес к явлениям и условиям природы, удовлетворять потребности детей в самовыражении и самостоятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

ЗАДАЧИ:

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

-Воспитывать культурно-трудовые и гигиенические навыки;

-Формировать начальные представления о росте и процессах посадки овощных культур, их физиологии.

-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

-Практически овладевать нормами речи, общения со сверстниками и взрослыми.

-Развивать продуктивную деятельность, детское творчество.

-Приобщать к изобразительному искусству.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

По завершении проекта дошкольники :

-Смогут иметь элементарные представления о физиологических процессах растений и посадке культурных овощных растений, их пользе и необходимости в жизни человека.

- Узнают о здоровом образе жизни, зависимости здоровья от экологически чистых продуктов, используемых в питании человека.

-Получат знания о пользе труда и физической нагрузки на организм.

-Научатся заботиться и ухаживать за растениями.

-Приобретут достаточно богатый словарный запас, смогут участвовать в беседе о растениях, высказывать свое мнение.

-Смогут играть в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители в развивающей среде группы.

Форма проведения итогового мероприятия проекта : «Овощная ярмарка»

Выполнение проекта :

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта :

• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

• Презентация проекта «Огород на подоконнике».

Дальнейшее развитие проекта : проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

Ранняя весна – пора посева и посадки многих культурных растений. Дошкольники отмечают, что если не произвести посадку, то летом и осенью не будет фруктов, ягод и овощей. А один ребенок сказал, что если бы он знал, как можно посадить огурцы, свеклу, и помидоры, никогда бы этого не забыл и всегда бы это делал. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотезы и начала нашего проекта. Дети стали выдвигать различные предложения, рассуждать о том, что они знают о посадке разных видов овощных и ягодных культур. При обсуждении обнаружилось, что на многие вопросы воспитанники не могут ответить. Им было предложено обсудить: что они знают об овощных культурах? Что хотят узнать о них? Как их посадит, как ухаживать и вырастить?

С детьми мы обсудили эти вопросы, они рассказали нам о том, что знают овощные культуры, но хотели бы узнать больше о том, как они растут? После этого было принято решение:

1. С помощью родителей вскопать землю и приготовить её для посадки.

2. Приготовить грядки и закупить семена для посадки.

3 Дети разбились на 5 групп и выбрали культуру для посадки на своих грядках.

4. Были выбраны: свекла, лук репчатый, морковь, огурцы, помидоры, салат, капуста, фасоль, перец, сельдерей, разные виды капусты, зеленые культуры: салаты укроп, петрушка,

Далее с детьми шло обсуждение по этапам реализации проекта. Были выбраны темы для детско-родительских заданий. Обсуждалось, что можно сделать в условиях ДОУ, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы и к кому обратиться за помощью.

Метод проектов предоставляет большие возможности для взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому на данном этапе для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительные буклеты, которые познакомили родителей с целями и задачами нашего проекта и помогли увидеть им свое место в нем и определить, какую посильную помощь они могут оказать своему ребенку.

Отдельно хочется отметить роль родителей. В воспитании ребенка наличие положительного примера, достойное поведение со стороны взрослого, играет первостепенное значение. Дети часто не понимают, почему надо беречь здоровье, правильно питаться, заниматься спортом и полезным трудом.

Были выбраны формы взаимодействия с родителями:

-конференция для родителей «Трудовое воспитание в семье»

- анкетирование родителей «Что нужно знать об овощных культурах?»

-создание родительских газет «Профессии сельского труда»

-изготовление творческих работ «Наш огород- самый, самый!»

- проведение ярмарки «Овощных культур»

В процессе поиска информации с детьми проводились беседы, игры, наблюдения, художественно-творческая работа, завели дневники наблюдения. Мы провели анкетирование родителей, в процессе которого дошкольники задавали вопросы волнующие их о культурных растениях и их выращивании, а родители с удовольствием отвечали на них:

- Какие культуры относятся к овощным?

-Какие витамины содержатся в моркови, свекле и капусте?

- Когда надо сажать овощные культуры и как?

- Какие культуры относятся к бахчевым?

-Арбуз – овощ или ягода.

В рамках этого проекта провели краткосрочные познавательно – исследовательские проекты : «Огород зимой» и «Волшебное Семечко». Длительностью два месяца: март, апрель. Принимали участие: дети старшей и подготовительной группы, родители и воспитатели.

Цель проект «Огород зимой» :

- Формировать у детей познавательный интерес к выращиванию овощных культур.

- Воспитание экологической культуры.

- Познакомить детей с условиями выращивания рассады из семян томатов и перцев.

- Дать представление детям о пользе этих сельскохозяйственных культур.

Работать над проектами детям понравилась. Сам процесс и результат принёс детям чувство удовлетворённости, радость переживания, осознание собственных умений.

Ребята с большим удовольствием наблюдали, за тем как маленькое семечко дает первые всходы и превращается в маленькое растение.

Уход за рассадой научил детей элементарным агротехническим приемам. Полить, подрыхлить, подкормить и опрыскать в жаркий день.

Затем мы замочили семена гороха и кукурузы в воде. Дети обратили внимание на то, что горошины были сухие и сморщенные, а волшебная сила воды оживила их. Cемена гороха и кукурузы были посажены в гряды, осталось ждать всходов

Цель проекта «Волшебное Семечко»

-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей,

-Желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми. Занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети.

Участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.

Родители.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, приобретение земли, семян, материалов для ухода за посадками, организация развивающей среды для эффективного размещения в группе для родителей.

Итог (презентация) проекта :

- Фоторепортаж «наш веселый огород».

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

- Работы, выполненных детьми совместно с родителями.

- Презентация Выставка творческих работ фотоальбома «Волшебное семечко», «Наш веселый огород»

Результат нашей работы:

Вместе с родителями дети нарисовали плакаты с овощными культурами, в группе были проведены занятия по теме «Овощи и ягоды». Так как жизнь растений зависит от микроорганизмов и бактерий, которые живут в земле, дети решили исследовать раствор земли. Они смочили салфетку раствором земли и посмотрели под микроскопом. Их удивило движение маленьких частиц-микробов и бактерий. Делают вывод: после работы с землей надо тщательно мыть руки. Эта исследовательская работа сформировала привычку - чаще мыть руки, следить за чистотой и соблюдать правила гигиены.

Потом ребятам захотелось произвести посадку своих культур. Тогда было принято решение оборудовать мини огород на территории детского сада по всем правилам органического земледелия.

С помощью родителей были сделаны каркасы для гряд. Для лучшей освещенности овощей каркасы расположили с востока на запад. Наблюдая в течение дня за движением солнца, дети опытным путём определи стороны света.

Затем каркасы были наполнены органикой – опавшей листвой, сухой травой и мелкими веточками. С помощью родителей каркасы наполнили плодородным грунтом. Тщательно совместно с родителями взрыхлили почву на грядках, рассеяли семена, засыпали их почвой и полили. Но осталась рассада, которую выращивали с февраля месяца на подоконнике в группе.

Дети не могли дождаться, когда наступит хорошая погода для высадки томатов и перцев в открытый грунт. С большим интересом и энтузиазмом работали. И вот день посадки молодых саженцев настал. Детвора с большим энтузиазмом взялась за посадку.

Засевая семена, хочется, чтобы все взошло, получить богатый урожай. Чтобы использовать каждый сантиметр плодородной земли, садоводы, огородники делают смешанные осадки. Вот и мы тоже отдали предпочтение смешанным посадкам, так как хочется посадить много, потому, что выросло рассады много, а места мало.

Что же это такое – совмещенные посадки? Это высаживание на грядке разных растений или культур, которые могут сочетаться между собой. Еще издавна огородниками было замечено, если посадить рядом несколько культур, они могут эффективно взаимодействовать:

• улучшать плодородность грунта;

• отпугивать вредоносных насекомых;

• привлекать полезных насекомых;

• давать тень от солнца.

Совместные посадки овощей и цветов на грядке дают прекрасные результаты в виде увеличенного урожая, защиты от всевозможных насекомых-вредителей. Правильная посадка различных культур поможет не только повысить урожайность, но и по-настоящему украсить сад или огород.

Мы высадили растения с учётом совместимости их друг с другом.

Дети с удовольствием делали рисунки в своих дневниках наблюдений: нарисовали, как всходили овощи, как они их поливали, как рвали первые перышки лука, как пололи травку-сорняк.

Далее ребята совместно с родителями провели беседу с демонстрацией видеофильма о профессиях села. Дети узнали, как трудно выращивать, убирать и хранить овощные культуры. После этого дошкольники по-другому стали относить к еде, хлебу, картофелю. На собственном примере они поняли, что труд приносит человеку большую пользу, поэтому вместе с родителями с удовольствием трудились на своих огородах, помогали, кто, чем может.

Итоговым мероприятием станет ярмарка «Овощная ярмарка». При подготовке к ней дети самостоятельно подготовят овощные культуры к ярмарке. В этой ярмарке примут участие мамы, папы, бабушки и гости.

Результаты внедрения проекта.

- Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания.

-Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать овощи по форме, величине, цвету.

-Совершенствование умений видеть окружающую красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.

-Совершенствование умений трудиться на природе, работать с бумагой, картоном, природным материалом.

-Развитие умений работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду человека и товарищей.

-Совершенствование умений и навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи, обогащение словарного запаса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали посадку, рост, развитие и уборку овощей, отметили роль их как необходимых продуктов питания в жизни человека, изучили чудодейственное влияние на здоровье.

Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.

Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, самостоятельность, осознания собственных умений.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимы овощи?

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на окне» Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект "Наш веселый огород" (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год»Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» (Для детей младшей группы общеразвивающей направленности) Вид проекта: познавательно-исследовательский. По количеству участников – групповой.

Познавательно — исследовательский проект «Огород на окне» во 2 младшей группе.Познавательно — исследовательский проект «Огород на окне» во 2 младшей группе. У ворот шумит народ, Где тут чудо-огород? Говорят, что там растёт И цветочная рассада, Перчик, огурец, лучок! Смотрят все на огород, И.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группеПознавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно – игровой. Образовательные области: познавательная, художественно – эстетическая, речевая, социально – коммуникативная.

Познавательно-исследовательский проект «Самый витаминный огород»Познавательно-исследовательский проект «Самый витаминный огород» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Срок реализации проекта: 10 февраля – 29 марта Участники проекта: дети подготовительной.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке» Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный,.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике» Мы посадим огород! Смотреть мы будем, как растет На нем лучок, укроп, петрушка! Мы будем за росточками Дружно наблюдать, Будем мы ухаживать,.

Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород» Ко Дню огородов на МAAM Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» в старшей группеПознавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» в старшей группе Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Наш любимый огород»
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 21:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД