МААМ-картинки

Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста

Евгения Васильева
Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум - тело.

Публикация «Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Образовательной ее назвали потому, что в процессе занятий мы узнаем самих себя, получаем знания о собственных проблемах и о том, что же нам делать дальше, чтобы компенсировать перенесенный ранее стресс. С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Упражнения для мозга универсальны и для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Актуальность.

Нейропсихологические упражнения представляют собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры.

Формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если каждый из этих был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляции родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждое из подобных ситуаций может отразиться на развитие мозга.

Отсюда можно сделать вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т. д., общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Нейрогимнастика особенно полезна детям:

• Возбудимым, с нарушенным вниманием, агрессивным;

• Тревожным, неуверенным;

• С плохой координацией;

• С речевыми нарушениями;

Которым трудно овладевать школьными навыками: чтением, письмом.

Актуальностью программы является и то, чтобы каждый ребенок был способен продуктивно обучаться и усваивать большие объемы информации, для того чтобы ему было легче обучаться далее в школе.

Цель программы:

Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

Задачи программы:

- развитие межполушарной специализации;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие интеллектуальной деятельности;

- развитие мелкой моторики;

- воспитывать волю ребенка;

- устранение дислексии и дислалии;

- оздоровление организма за счет улучшения иммунитета.

В программе участвуют дети с 3 до 4 лет. Занятия проводятся в одной группе. Количество детей в каждой группе не более 10 человек. Срок реализации данной программы рассчитан на 8 месяцев. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время проведения занятий от 15 минут до 20 минут.

Новизна.

Программа универсальна, и подходит как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития. Программа разнообразна. На каждом занятии упражнения подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие когнитивной, эмоционально-волевой, сенсорной, коммуникативной, физической сфер ребенка.

Программа разработана в первую очередь для детей с :

• низкой устойчивостью к нагрузкам;

• наличием утомляемости;

• трудностями координации движений;

• отсутствием плавности движений, не удержанием равновесия;

• для медлительных детей;

• с трудностями управления движениями, саморегуляции;

• наличием мышечных зажимов, нарушениями мышечного тонуса;

• испытывающих трудности в общении;

• переживающих эмоциональное напряжение.

Некоторые занятия по нейрогимнастике и сенсорной интеграции проводятся совместно с родителем (законным представителем). Перед включением в группу, мы беседуем с родителями, изучаем индивидуальные особенности ребёнка. Работа ведется с группой детей младшего дошкольного возраста.

Формы работы c детьми от 3 до 4-х лет

• телесные разминки, массаж;

• пальчиковые игры;

• дидактические игры;

• двигательные разминки;

• лепка;

• творчество;

• сказка;

• задания с крупой;

• н/ гимнастика:

- корригирующая гимнастика;

- элементы детской йоги;

- дыхательные упражнения;

- сенсомоторные упражнения;

- игры на внимание и быстроту реакции;

- двуручное рисование.

Техническое оснащение:

- фонотека;

- магнитофон;

- предметные игрушки;

- мячи;

- доска;

- фломастеры;

- ковер;

- столы, стулья;

- пластилин.

Ожидаемые результаты

Занятия способствуют:

• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

• Развитию межполушарного взаимодействия;

• Повышению умственной работоспособности;

• Оптимизации интеллектуальных процессов;

• Коррекции проблем поведения, развитию саморегуляции;

• Развитию способностей к межличностному взаимодействию;

• Совершенствованию способности к концентрации внимания;

• Стабилизации эмоционального фона;

• Развитию плавности, ритмичности, точности движений;

• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

• Преодолению стеснительности, робости;

• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

• Лучше ориентируется в окружающем мире;

• Легче налаживает отношения со сверстниками;

• Повышается работоспособность;

• Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

• Повышается самооценка ребенка;

• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания;

• Происходит оздоровление организма за счет улучшения иммунитета;

• Приобретает базу для успешной дальнейшей учебы в школе.

Формы подведения итогов реализации программы.

Форма отслеживания результатов усвоения образовательной программы предполагает:

- индивидуальное наблюдение – при выполнении практических приемов обучающихся;

- итоговой мониторинг.

Содержание программы

Программа содержит следующие тематические блоки:

1. Улучшение мозгового кровообращения.

На начальной стадии упражнения направлены, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшения мозгового кровообращения, повышения работоспособности:

- дыхательные упражнения;

- глазодвигательные упражнения.

2. Развитие двигательной, пространственной сферы, изучение образа физического «Я».

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики: многие упражнения проводятся с целью улучшения межполушарного взаимодействия.

Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики.

Пальчиковые игры и упражнения :

- игры манипуляции;

- сюжетные пальчиковые упражнения;

- пальчиковые упражнения со звуковой гимнастикой;

- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;

- работа со счетными палочками;

- упражнения с горохом, фасолью, шерстяной нитью;

- игры – шнуровки;

- игры с конструктором.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга.

3. Улучшение саморегуляции.

Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:

- Упражнения, направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля.

- Упражнения, направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сферы.

- Упражнения, направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.

В комплекс занятий, направленных на развитие саморегуляции детей необходимо включать дыхательные упражнения, массаж, растяжки, пост изометрическую релаксацию (ПИРС) и аутогенную тренировку.

Улучшение соматической сферы ребенка.

Улучшение состояния соматической сферы ребенка происходит постепенно, когда улучшается функционирование мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, а также когда у ребенка повышается самоконтроль в сфере телесности.

Мы используем следующие упражнения :

- физические упражнения;

- песочную терапию.

Литература

1. П. Дениннсон. «Гимнастика мозга» - 2015г.

2. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников-СПб., 2008г.

3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! - СПб., 2009г.

4. Сполдинг Дж. Обучение через движение- М., 1992г.

5. Лопухина К. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение – СПб., 1997г.

6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 -9 лет – М. ,2003г;

7. Журнал «Дошкольное воспитание», 2005г № 3, №6, статьи Е. Плутаевой и П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет.

8. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М. ,1985г.

9. Лазарев М. Л. Программа «Познай себя» - М. ,1993г.

10. А. Ткаченко. Физкульт минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. ,2001г.

11. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб, 1996г.

12. Чистякова М. И. Психогимнастика – М., 1995г.

13. В. Г. Яковлев, Гриневский А. Н. Игры для детей – М. ,1992г.

Публикации по теме:

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по звуковысотному восприятию Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Страшные звуки и добрые» (Низкие-высокие) для детей младшего дошкольного возраста от 3 до.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения для развития дыхания для младшего дошкольного возраста 1. Снежинки Возьмите кусочек ваты, порвите её на маленькие (кусочки) снежинки. Положите маленькие снежинки на одну руку (на обе руки). Снежинки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2023 в 20:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Васильева (УИ 324611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД