Астафьева Татьяна
Нетрадиционное оборудование в коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме: «Нетрадиционное оборудование в коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда». Основной целью представленных игр и упражнений с использованием нетрадиционного оборудования является создание условий для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы.
Задачи использования оборудования :
Коррекционно-образовательные задачи :
Формирование познавательной активности и творческого воображения.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания.
Публикация «Нетрадиционное оборудование в коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах
Просодической стороны речи, развитие зрительного, слухового восприятия Автоматизация поставленных звуков и подготовка к обучению грамоте.
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Формирование слоговой структуры слова.
Развитие связной речи.
Развитие тактильной чувствительности рук.
Развитие речемыслительной деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи :
Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
Воспитание усидчивости, интереса к обучению, умение доводить начатое дело до конца.
Формирование коммуникативных навыков.
В своей работе я использую следующие инструменты, материалы (бросовый и природный) и предметы:
1. Для выполнения артикуляционной гимнастики – это «Лого-кубик». Ребенок бросает кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, которое выпало на верхней грани кубика.
2. Следующее это схемы. Например - по развитию просодических компонентов речи - пропеть гласный звук с различной силой голоса (громко-тихо, схема предложения и предлоги (когда знакомим детей с понятием «предложение», «предлог»).
3. Упражнения и игры способствующие развитию речевого дыхания: игра «Футбол». Цель игры - развитие плавного целенаправленного длительного выдоха. Ребёнок дует на шарик так, чтобы он закатился в ворота другого игрока. Дыхательные упражнения с Поп-Ит. Для игры нужен небольшой мячик (из фольги) и коктейльная трубочка.
Мелкие машинки и игрушки из киндер-сюрпризов. Разнообразные упражнения например : «Покажи как бабочка улетает с цветка», «Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй облако с солнышка».
4. Развитию мелкой моторики способствуют игры и упражнения с различными предметами: это пуговицы, счётные палочки, спички, бусы, прищепки, шишки, грецкие орехи, и т. д.
На занятиях применяю элементы массажа с использованием дополнительных инструментов это: мячи-ежики, су-джок и квадратный фрагмент порогового коврика. Кладём коврик на колени (или на стол) и обе руки делают на нё м движения соответствующие тексту: прыгаем всеми пальцами, прокатываем ладони, ползём как змея по коврику, гладим).
5. Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия осуществляется с помощью сенсорных бассейнов: существуют разные варианты, в зависимости от их наполнения.
Мягкий - это вата, колючий – это пищевая фольга. Наполнителем «Разноцветного бассейна» служат нарезанные коктейльные трубочки, либо цветной бумажный наполнитель для подарков, уже готовый или нарезанный из мягкой бумаги. Варианты наполнения «сухих бассейнов» : горох, фасоль, макароны, бобы, манка).
Игры:
1.«Угадай букву на ощупь» Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, фонематический слуха. Найти на ощупь букву, назвать её и придумать слово с этим звуком.
2.«Новое слово» Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.
Найти на ощупь предметы в заданной последовательности. Собрать из первых звуков названий предметов новое слово. Предметы – игрушки из киндер сюрпризов. Например: машинка, кот, апельсин – М А К.
3.«Собери слово» Цель: формирование навыка чтения.
Найти на ощупь заданные буквы и сложить из них одно или несколько слов. Для развитие фонематических процессов использую в работе - Камешки Марбл, большие цветные скрепки, крышки от пластиковых бутылок, прищепки.
Игра «Определи место звука в слове». Цель: совершенствования навыка звукового анализа, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом. Важно! Гласные звуки обозначают красным цветом, согласные твердые звуки обозначают синим цветом, согласные мягкие звуки – зеленым цветом. Речевой материал: картинки с изображением односложных-двухсложных слов с гласными А, У, И, О, Э, Ы, например, рот, сок, дым, лак, рак.
Для выкладывания схем можно использовать мозаику, детали Лего красного, синего, зеленого цветов. Показываю картинку, прошу назвать изображение и выполнить звуковой анализ этого слова. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.
Для коррекции слоговой структуры слова это игрушки Поп-ит и Скрепыши (Скрепыши также использую как схему для составления предложения). Камушки Марбл в игре «Сыщики» параллельно с автоматизацией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти на сюжетной картинке и назвать все предметы или части предметов с заданным звуком и закрыть камушком марблс. Игра «Посчитай-ка». В этой игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными, упражняемся в словоизменении. Ребенок считает заданный предмет и в случае верного произнесения выкладывает ракушки, камни, шишки, и т. д. На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте для ознакомления, узнавание, различение и закрепление изучаемых звуков и букв выкладываем буквы из разного материала, рисуем буквы помадой, пальцем по манке, пене для бритья. Игра «Геоборд».
Цель игры «Буквы из пуговиц» это развитие мелкой моторики, цветного восприятия, пространственной ориентировки, внимания, формирования образа печатных букв. Для проведения игры положить пред ребенком лист и поднос с пуговицами. Задания: разложи красные пуговицы по клеткам, в которых нарисована точка. Какая буква получилась? Добавь к изображению три красные пуговицы, чтобы получилась буква О. Из скольких пуговиц состоит эта буква? Задания в этой игре разнообразны : передвинуть пуговицы, превратить одну букву в другую и т. д.,
Использование нестандартного оборудования на коррекционных логопедических занятиях способствует повышению речевой активности, повышает познавательную активность, творческое воображение детей и помогает создавать положительную мотивацию на занятии.
Нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с детьми даёт отличный результат.
Спасибо за внимание!