Получи документы

Нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы

Елена Яшина
Нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы

Становление ребенка в деятельности выступает одним из условий его развития. Освоение деятельности означает постепенное становление отдельных ее структурных компонентов: потребностей мотивов, целеполагания, содержания, разворачивания плана действий. Основы изобразительной деятельности зарождаются в раннем и продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Рисование является интересным, увлекательным и любимым занятием дошкольников. В процессе рисования совершенствуется их наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, воображение. В дошкольном образовательном учреждении ребенка знакомят с разнообразными видами изобразительной деятельности, жанрами живописи, декоративным искусством, скульптурой. Существующие традиционные способы рисования достаточно успешно используются в работе по изобразительной деятельности, но, к сожалению, они имеют некие рамки и стереотипы. Решение этой проблемы нам видится в определении нового подхода к преподаванию изобразительной деятельности, в частности, через использование нетрадиционных способов рисования. Нетрадиционные способы рисования позволяют детям быть раскрепощенными, здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Здесь есть процесс. В этом и состоит основная идея художественного творчества. Старшие дошкольники активно пользуются различными материалами, и оригинальными способами, что позволяет детям ощущать незабываемые положительные эмоции. Обучение детей нетрадиционными способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. В кружке «Цветные ладошки», который ведется в дошкольном учреждении «Теремок» (г. Канск, Красноярский край, как правило, занимаются дети, имеющие интерес к данному виду деятельности. Целью педагога является создание условий для испытания ребенком радости от процесса и результата деятельности, открытия мира людей, природы, искусства, а также развитие индивидуального начала в ребенке.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы» размещена в разделах

Исходя из цели кружка «Цветные ладошки» были обозначены его задачи:

1. Развивать целенаправленную деятельность и созидательную активность детей через формирование у них положительного отношения к сотрудничеству со взрослым, а также к собственной деятельности и ее результату, когда продукт их деятельности (рисунок, аппликация, лепка) интересен другим (родителям, родным и близким, окружающим) и необходим им самим (для игры, в качестве подарка). 2. Приобрести художественный опыт детей и обогащать их впечатление в процессе рисования нетрадиционными способами с использованием средств выразительности для передачи состояния природы, характера и настроения; формирование способности наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок и использовать их в работе с помощью нетрадиционных способов рисования.

3. Развивать воображение и творческие возможности детей через формирование способностей к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); обогащать и расширять художественный опыт дошкольников; побуждать детей к экспериментированию с цветом, материалом, формой, создание композиции. Почему же мной были выбраны нетрадиционные методы рисования? Художественные материалы, которые необходимы для творческой деятельности, легко найти в любом доме (поролон, пенопласт, палочки от чупа-чупса, палочки от мороженого, нитки, старые зубные щетки, свечи, пробки и т. д.) Когда работа в кружке только начиналась, я спросила ребят, чем еще кроме кисточек и карандашей можно рисовать? Дети затруднялись с ответом. А на мой ответ, что рисовать можно ладонями, пальчиками, нитками, пробками, свечой, мыльными пузырями – удивил ребят. Вначале рисовали пальчиками и ладонями. Результат был потрясающим! Круглые ягоды без труда можно сделать «сочными». Осьминожки, нарисованные ладонями, поражали своей непосредственностью. Надо отметить, что дети вначале с опаской наносили краску на ладонь, но, видя результат, от опасения не оставалось и следа. Им хотелось еще и еще рисовать таким способом. Ладонями и пальчиками дети научились рисовать натюрморты, пейзажи, животных.

Далее я знакомила детей со способом печатания листьями. В осенний период дети на прогулке собирали осенние листья разной формы, размера. Высушив их, могли использовать в работе. Первоначально проводилось с детьми наблюдение за деревьями, кустарниками, увядшей травой. Дети видели и запоминали, какие деревья в вдалеке (маленькие, а какие вблизи (большие). Все это послужило толчком к развитию творчества детей и отражению всего увиденного в рисунках. С помощью способа печатания листьями дети изобразили осенние пейзажи.

Существует способ рисования — кляксография, с которым дети справлялись легко, но, однако, домыслить и дорисовать какой-либо образ не могли. Только после нескольких занятий дети научились изображать и дорисовывать какие-либо образы

В зимнее время года использовался такой способ нетрадиционного рисования как рисунок свечой и набрызг. Рисовать белой свечой, на белой бумаге - это довольно сложно. Дети не замечали следов, оставленных свечой, но когда листок покрывался голубой акварелью и жирные следы от свечи оставались не закрашенными, как бы проявляясь внезапно перед глазами ребят — восторгу не было предела. Познакомившись со способом набрызга, дети отмечают для себя, что нарисовать снег очень просто, всего лишь одно-два встряхивания с зубной щетки белой краски и перед детьми на рисунке белая метель. Все работы выполнялись на уже просохшем рисунке.

После знакомства со способом рисования на мокрой бумаге, рисунки детей стали необычными. Мокрой губкой или ваткой промочить нарисованный простым карандашом рисунок и, пока не высохла вода, наносить краску. Рисунок получается расплывчатым, необычным. Таким способом дети рисовали пушистую шерсть у животных, а также сюжетные картины на тему: «Город в тумане», «Идет дождь», «Морское дно». Постепенно дети подходили к более сложным способам нетрадиционного рисования — монотипии, рисование ниткой, коллаж, способ выдувания.

Монотипия — применялась при зеркальном отражении рисунка. Для этого надо листок согнуть пополам, горизонтально или вертикально в зависимости от темы рисунка. Затем на одной стороне листа нарисовать рисунок и, быстро, пока не высохла краска перегнуть лист пополам.

Рисование ниткой — лист бумаги складывался пополам, шерстяную или полушерстяную нитку обмакнуть в краску, и зажать внутри бумаги. Следует потом проводить внутри бумаги этой ниткой, а потом вынуть её и раскрыть бумагу. Получается хаотичное изображение, которое рассматривали, обводили и дорисовывали дети вместе с педагогом. Полезно придумывать названия получившимся изображениям, речевая работа в сочетании с изобразительной будет, способствовать интеллектуальному развитию детей.

Коллаж объединяет несколько способов: рисование, аппликация, рисование на мокрой бумаге, применение ниток, ткани, пайеток, и др. Выдувание через трубочку — дети прилагают большие усилия, чтобы рисунок получился. Для этого надо сделать несколько клякс внизу листа и с помощью трубочки раздувать эти кляксы. Получаются великолепные ветвистые деревья и кустарники. Чтобы рисунок был более выразительным, нужно дорисовать свою картинку.

В своей работе с детьми я познакомила их с таким способом рисования как батик. Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств — акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке. Батиковая роспись — процесс достаточно трудоемкий, поэтому детей обучали достаточно простой технике «батик по соли». Его особенностью является отсутствие четко выраженных границ изображаемых объектов, использование раздельных мазков, белые просветы между которых создают эффект «мерцания». На соленой ткани линии, точки и мазки получаются немного размытыми, нечеткими, к тому же соль поглощает краску, поэтому работа получается довольно туманной. Особую выразительность батиковой картине придает проступающие на цветном рисунке кристаллики соли. Эту особенность надо учитывать при выборе темы - кристаллики могут сымитировать мелкие рыбьи чешуйки, блик солнца в реке, снежинки на ветках елок. Нужно подготовить ткань к работе: в очень соленом растворе воды замочить белую ткань, после проглаживания высохшей ткани горячим утюгом, нарезать лоскут каждому ребенку. Карандашом на ткани ребенок нарисовал свой рисунок и, закрепив ткань на рамке или пяльцами, разрисовывал набросок акварельными красками.

В работе с детьми мы начинали с рисования несложных рисунков по ткани. Это были цветы, грибы, фрукты, животные. Дети учились чувствовать ткань, наносили цвет, закрепляли краски (проглаживание горячим утюгом уже присохшие работы). Удивлялись тому, что после закрепления краски, цветовая гамма меняется на тон — два (становится темнее, ярче).

Закрепляя знания и умения, дети рисовали свои рисунки, умели при этом подбирать фон для будущего рисунка, продумывать композицию, развивать фантазию, воображение. Позже стали выполнять работы коллективного характера. Так нарисованная на ткани ширма «Осенние листья»», была подарена малышам. А скатерть, выполненную в декоративном стиле, дети постелили на столик в кукольном уголке своей группы. Работая в кружке «Цветные ладошки» с детьми, используя нетрадиционные способы рисования, я обнаружила, что дети стремятся в работе отразить волнующие их явления, быть понятыми взрослыми и другими детьми. Овладение детьми нетрадиционными способами рисования существенным образом облегчает им процесс самостоятельного нахождения адекватных замыслу способов изображения, создает основу для самостоятельного творческого воплощения образов. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Это позволило мне сформулировать методические рекомендации для педагогов и родителей. Педагогам я рекомендовала: создавать на занятии дружественно-творческую атмосферу на основе сотрудничества воспитателя и детей; предлагать детям широкий набор материалов для работы нетрадиционными способами рисования; не подавлять инициативу детей, с уважением и интересом относиться к любой идее, любому предложению; учитывать индивидуальные и психологические особенности ребенка; поощрять детей, хвалить их за самостоятельность и активность; познакомить детей с различными способами нетрадиционного рисования; оценивать не только «продукт деятельности», но я результат всей деятельности во время занятий. К работе в кружке активно привлекаются родители, которым рекомендуем соблюдать следующие правила: ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство; у ребенка не должно быть недостатка в изобразительных материалах: цветные карандаши, краски, фломастеры, бумага, пластилин; родители не должны препятствовать ребенку в выборе различных способов рисования (можно рисовать лежа, стоя, руками, ногами, на старых обоях, разным бросовым материалом); сюжет рисунка не должен подвергаться критике; рисунки, сделанные самим ребенком, а также вместе с родителями, необходимо повесить где-нибудь в удобном месте.

Таким образом, работая в кружке «Цветные ладошки» с детьми, используя нетрадиционные способы рисования, мне удалось создать условия для развития вкуса к художественному творчеству, основы для самостоятельного творческого воплощения образов, свободы выбора, экспериментирования, а также формировать эмоционально-положительное отношение к процессу рисования.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы «Такие разные ёжики» Нетрадиционные техники рисованияМастер-класс для родителей и детей второй младшей группы «Такие разные ёжики» Нетрадиционные техники рисования Мастер – класс для родителей: «Такие разные ёжики» /Нетрадиционные техники рисования и аппликации/ Для родителей и детей второй младшей.

Нетрадиционные техники рисования с детьми средней группыНетрадиционные техники рисования с детьми средней группы "Нетрадиционная техника рисования с детьми средней группы" Все детки любят рисовать яркие и забавные картины. Нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 летНетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания.

Нетрадиционные техники рисования для детей средней группы. Рисование ватными палочками и пробкой от бутылки «Белый медведь»Нетрадиционные техники рисования для детей средней группы. Рисование ватными палочками и пробкой от бутылки «Белый медведь» Нетрадиционные техники рисования для детей средней группы. Рисование ватными палочками и пробкой от бутылки «Белый медведь» Цель: развитие.

Нетрадиционные техники рисования для детей средней группы. Занятие по рисованию ватными палочками «Пингвин Ло-Ло»Нетрадиционные техники рисования для детей средней группы. Занятие по рисованию ватными палочками «Пингвин Ло-Ло» Нетрадиционные техники рисования для детей средней группы. Рисование ватными палочками «Пингвин Ло-Ло» ЦЕЛЬ: Закрепить с детьми поэтапную.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ (от младших дошкольников до подготовительной группы)Нетрадиционные техники рисования в ДОУ (от младших дошкольников до подготовительной группы) «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов.

Нетрадиционные техники рисования в работах детей младшей группыНетрадиционные техники рисования в работах детей младшей группы Нетрадиционные техники рисования в работах детей младшей группы. Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - заинтересовать.

Нетрадиционные техники рисования в старшей группе для изображения колорита осениНетрадиционные техники рисования в старшей группе для изображения колорита осени Вот и закончилось весёлое тёплое лето,на смену ему спешит красавица осень. Золотая осень. Снова осень на пороге, Листья пожелтели, Закружились.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 1 частьОтчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 1 часть Проводя занятия по изобразительной деятельности, я обратила внимание, что не все дети могут справиться с поставленной целью, робкие, не.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 2 частьОтчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 2 часть Январь -«Рождественский ангел» (акварель, восковые мелки) -Морозный узор» (фотокопия, свечой) -«Зимний ночной лес» (рисование по мокрой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 15:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД