Вера Бордунова
«Невидимка воздух» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим и ручной труд
▼ Скачать + Заказать документы
«Невидимка воздух»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим и ручной труд :
Воспитатель: Бордунова В. Н.
Программное содержание:
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений; составить у детей представление о ветре, вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение конструировать из бросового материала, развлечь и эмоционально настроить детей.
Публикация «„Невидимка воздух“ Конспект ООД по ознакомлению с окружающим и ручной труд» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Словарная работа: обогатить словарь детей новыми словами: молекула, лаборатория, опыты, "невидимка", прозрачный, эксперимент.
Предшествующая работа: наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Оборудование: стакан, миска с водой, губки, соломки для коктейля, материал для корабликов, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость, но чтобы, узнать, кто это нам нужно отгадать загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Дети: Воздушный шар
Воспитатель: Правильно, но он пришел не один, а с друзьями – мыльными пузырями. Вы любите играть с воздушными шарами, а пускать мыльные пузыри. А вы можете сказать? Что между ними общего, почему они друзья?
Дети: Они похожи на шарик, умеют летать
Воспитатель: Вы все назвали правильно, но если внимательно послушайте и отгадайте загадку, то узнаете, чем еще они похожи.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. А для чего нужен воздух, вы знаете? (мы им дышим, благодаря воздуху существует все живое на земле). Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его физических свойствах, будем делать опыты, как настоящие ученые. И для этого у нас есть лаборатория, (показывает, проходите, занимайте места за столами.
Сейчас с помощью опытов мы попробуем обнаружить воздух :
Перед вами на столах стоит стакан с водой и пустая миска. Поставьте миску на середину стола, возьмите стакан с водой в правую руку и перелейте воду в миску. Что было в стакане (вода, а что сейчас в стакане? (он пустой). Да, действительно, можно сказать, что стакан пуст, но на самом деле в нем находится воздух. Давайте это проверим.
- Вам нужно перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в миску, держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Итак, мы узнали, что в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду, и он невидим.
- А теперь снова опускаем стакан в воду вверх дном, но держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (ответы детей видны пузырьки воздуха)
Правильно воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
- Воздух есть и в нас. Давайте это проверим. Возьмите трубочки, опустите их в воду и подуйте в них. Что мы видим? (пузырьки).
- У вас на столах есть губки, возьмите и внимательно их рассмотрите. Губка как бы состоит из маленьких шариков. Теперь опустите их в воду. Что происходит с губкой (она плавает). Шарики в губках наполнены воздухом. Воздух очень легкий, легче воды, благодаря этому предметы наполненные воздухом не тонут. Давайте теперь слегка надавим на губку. Мы видим, что из неё выходят пузырьки воздуха.
Таким образом, мы делаем вывод, что воздух заполняет все свободные места вокруг предметов, внутри них и он легче воды. Ребята, а вы обратили внимание на то, что во всех опытах воздух выходит в виде пузырьков, и мыльные пузыри тоже шарообразные. Как выдумаете, почему? (ответы детей)
На самом деле воздух состоит из частиц, таких маленьких, что мы их видеть не можем, они называются – молекулы. Когда в опытах воздух «выбегал» из стакана, из губки, когда мы надуваем мыльные пузыри, эти частицы разбегаются в разные стороны и получаются такие шарики.
Давайте выйдем на ковер и превратимся в частицы воздуха, возьмитесь за руки:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Воспитатель: В наших опытах мы убедились, что воздух есть, а мы можем его увидеть (ответы детей). Действительно воздух невидим, но он прозрачный, значит, через него все видно. Посмотрите. А что еще прозрачное окружает нас? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате (окна, вода в миске). Посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно: другие дома, машины на улице, деревья.
Ребята, давайте мы с вами превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки.
Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
Воспитатель: Вот мы с вами дышим носиками, а что еще мы можем ими чувствовать?
Дети: Можем чувствовать запахи.
Воспитатель: Правильно, например, когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах. Это происходит благодаря тому, что воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха. Сейчас мы это проверим. Подышите глубоко носиками. Что вы чувствуете? (ответы)
Давайте поиграем в игру «Угадай по запаху» (дети закрывают глаза и угадывают, что пронесли мимо: лук, огурец, апельсин).
Молодцы, вы правильно угадали все продукты. Из этого опыта мы сделаем следующий вывод: воздух не имеет запаха, но переносит любые ароматы.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, с кем мы ещё встретимся: Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. (Ветер)
Точно, это он ветер. А что такое ветер? (ответы). Правильно, ветер - это движение воздуха, мы его хорошо чувствуем, особенно когда находимся на улице. Как мы можем увидеть ветер? (ответы)
А хотите на несколько минут стать ветром?
Воспитатель: У вас на подносах лежат заготовки. Давайте из них смастерим кораблики.
Поставьте перед собой миски с водой. Представьте что это море. Подуйте на воду. Что получается (ответы детей) правильно волны, чем сильнее дуть, тем больше волн. Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и раньше парусные корабли двигались благодаря ветру. Что произойдет с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать). Видите ребята, из этого нашего эксперимента видно, что ветер может быть не только хорошим, полезным, но и приносить вред. Когда ветер хороший? А когда ветер плохой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо сегодня потрудились в нашей лаборатории. А теперь давайте вспомним все свойства воздуха : прозрачный, легкий, легче воды, не имеет запаха, но переносит любые ароматы. И с каким природным явлением мы познакомились? (ветер)