МААМ-картинки

Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы

Виктория Павловская
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.

Для успешного обогащения и активизации словаря должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям и их поступкам, эти качества и умения приобретаются и совершенствуются в дошкольном возрасте в процессе ознакомления с художественными произведениями.

Публикация «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах

В ходе работы для меня важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек, с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т. д. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений ( к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов и др.).

Книги, принесенные на занятия, не только соответствуют теме, но и привлекают внимание ребенка, вызывая у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладают художественными достоинствами.

В процессе работы я делаю упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на другие виды детской деятельности. Для более глубокого знакомства детей с произведением проводится предварительная работа, на которой читается текст, проводится беседа по произведению, показываются мультфильмы по этим произведениям, прослушиваются аудиозаписи. Например, для того, чтобы ввести детей в замечательный мир творчества А. С. Пушкина, я провела предварительную работу, которая включала в себя чтение сказок А. С. Пушкина с последующим рассматриванием красочных иллюстраций И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. М. Куркина, А. В. Панина, Б. А. Дехтерева. Сюда также входило прослушивание классической музыки с декларацией лирики поэта по временам года; раскрашивание иллюстраций к сказкам Пушкина по книгам-раскраскам; чтение и разучивание стихотворений. Знакомство с русским костюмом, бытом людей, изготовление игрушек для пальчикового театра в технике оригами, изготовление кукол для настольного театра. Инсценирование и обыгрывание сказок. Была проведена игра- викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» и др.

В ходе предварительной работы, дети обогащали свой словарь новыми словами, а активизация слов проходила на итоговом занятии «К нему не зарастет народная тропа».

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приемов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе я соблюдаю следующие этапы:

1. Повторное чтение всего текста.

2. Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.

Чтение художественных произведений сопровождается:

1. Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)

2. Предметной наглядностью:

- рассматриванием игрушек, муляжей

-рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек

-привлечением внимания слушателей к реальным объектам

3. Словесной помощью :

- сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

- постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?» и т. д.)

- подсказыванием при ответах детей слов - эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т. д.)

4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)

Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребенка, в ходе своей работы я подбирала определенные тексты. Приведу несколько примеров:

– для создания веселого настроения, для обогащения словаря детей прилагательными, характеризующими разное состояние природы я использовала стихотворение В. А. Жуковского «Жаворонок»; для лирического – стихотворениетИ. Сурикова «Зима…»

– чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний читали сказки В. Берестова «Больная кукла», К. Чуковского «Айболит и воробей»;

– для разыгрывания диалогов разучивали стихотворение Г. Авдиенко «Зайчик, зайчик, где твой дом?», инсценировали рассказ Н. Сладкова «Белка и медведь»

– для развития способности «видеть» со слов читали, изображали движениями и рисовали стихотворение из вьетнамской народной поэзии: «Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди…»;

– для усвоения противоположных понятий учили стихи А. Введенского «Села кошка на окошко», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо – громко); К. Чуковского «Котауси и Мауси», В. Татаринова «Кошка с собакой» (добрый – злой); проговаривали потешку «Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок» и рассказываем сказку «Колобок» (колючий – гладкий); читали «Сказку про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (длинный – короткий) и т. п.

После ознакомления с художественным произведением в свободное время с детьми проводятся беседы по содержанию произведений.

После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственные.

В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т. д.

Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.

Для ознакомления детей с художественной литературой использую следующие игры и упражнения:

1) Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.

2) Дидактическая игра «Сундук со сказками». Выявить знания детей о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном герое из прочитанного произведения.

3) Видео - салон «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети узнают, называют и рассказывают отрывок из этого произведения.

4) «Угадки-Загадки» - ознакомление через схемы – модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально - познавательными играм.

5) «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.

6) «По страницам творчества детских авторов»- книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.

7) «Книга жанров»- иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.

Большое внимание уделяется оформлению книжного уголка. Всегда привлекаются к этому процессу детей. Советуюсь с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Даются задания на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому на первом же родительском собрании была проведена консультация на тему: «Приемы обучения детей рассказыванию», затем была проведена консультация «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах».

Для закрепления навыков работы с художественной литературой привлекаю к сотрудничеству родителей воспитанников:

1. Размещаю в информационном уголке для родителей, брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.

2. Создание семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.

3. Привлекаю родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)

Таким образом использование разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияло на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей)Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителямСписок художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
Опубликовано: 14 марта 2022 в 13:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД