Получи документы

Консультация «Обучение пересказу детей с нарушением речи»

Светлана Воронкина
Консультация «Обучение пересказу детей с нарушением речи»

Для детей с ОНР которые уже способны к обучению составлению рассказов, характерным в этом плане является нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, нарушение логико – временных и причинно – следственных связей в тексте. При составлении рассказа дети проявляют низкую степень самостоятельной активности, у них отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

Публикация «Консультация „Обучение пересказу детей с нарушением речи“» размещена в разделах

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями.

Основные задачи обучению пересказу

развитие словаря

формирование грамматического строя речи

развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической)

воспитание интереса и любви к художественному слову

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.

Пересказ литературных произведений в дошкольном учреждении это средство развития речи на основе образца; вид работы воспитанников, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Дети дошкольного возраста хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту.

Выбирать следует лишь те произведения, которые воспитанники способны пересказать сами. Они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию (не берутся сложные описательные тексты, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.

Основные задачи обучению пересказу

развитие словаря

формирование грамматического строя речи

развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической)

воспитание интереса и любви к художественному слову

На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления.

Пересказ способствует всестороннему развитию речи, накапливается и закрепляется словарь, происходит усвоение грамматического строя речи, развивается память.

Для успешного осуществления работы по обучению детей пересказу необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над текстом

Исходя из опыта работы с детьми с ТНР,я предлагаю следующую структур первого занятия по обучению пересказыванию

1 занятие

1 Чтение рассказа

2Словарная работа

3. Беседа по прочитанному рассказу.

Как называется рассказ который мы прочитали?

Кто является героем рассказа, который я вам прочитала?

Где происходит действие?

Как начинается рассказ?

Что хотел (герой)

Как вы понимаете слово….?

Что понравилось в рассказе?

И другие вопросы согласно текста.

Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения. Проводится словарная работа с детьми. Воспитатель должен объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут это слово из контекста).

Беседа по содержанию прочитанного произведения, направленная на анализ и запоминание текста.

Беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения. В беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа. Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности.

Подготовленные педагогом вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования.

2 занятие -Пересказ рассказа

1 Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

2 Составление плана пересказа

- Давайте составим план пересказа.

С чего вы начнете рассказ?

О чем вы будете рассказывать дальше?

Как вы продолжите рассказ

Что вы опишите потом?

Что следует рассказать дальше?

Чем мы закончим рассказ-?

(Вопросов должно быть столько на сколько частей вы делите рассказ для рисования серии картин)

детям задаются вопросы, ответы на которые помогают раскрыть смысл действий персонажей, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит детей тому, как надо поступать и правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.

Молодцы,вы составили план рассказа, а теперь кто мне расскажет рассказ сам? (2-3 ребенка, или рассказ по цепочке- расскажи дальше) Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям : воспитатель заранее выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди.

В процессе пересказа воспитатель широко пользуется такими приемами, как прием отраженной речи, подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок. Иногда достаточно повторить последнюю сказанную ребенком фразу, чтобы он продолжил свой рассказ. Такой прием помогает рассеянным детям. Необходимо поощрять воспитанников, особенно при воспроизведении длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а иногда и одобрительным словом. Большое значение имеет внимание педагога, его интерес к тому, что и как пересказывают дети.

3 Занятие

Для повышения эффективности запоминания, усвоения вербального материала используются различные виды зрительных опор,например рисунки детей. по частям произведения (Дети рисуют серии картин)

- Давайте вспомним рассказ….

С чего начинается рассказ?

Что было дальше?

Что случилось потом?

Что следовало за этим?

Что произошло когда…. ?

Чем закончился рассказ?

Какую часть рассказа хочешь нарисовать ты?

А кто хочет нарисовать….

А ты что хочешь нарисовать? И т. д

(Всего частей рассказа должно быть не более 5-6)

Важным средством для воспитания эстетического отношения к окружающему миру является изобразительная деятельность, которая дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Это позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить про себя, отобразить в рисунке свои личностные представления об услышанном. Для повышения эффективности запоминания, усвоения вербального материала используются различные виды зрительных опор,например рисунки детей. по частям произведения (Дети рисуют серии картин).

4занятие

пересказ текста детьми с опорой на наглядность. (Серии рисунков детей)

-Изготовление книжки-самоделки.

Такой алгоритм действий развивает у детей умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание, следить за развитием сюжета, формировать эмоционального восприятия услышанного, учить отвечать на вопросы по его содержанию.

Список литературы.

Н В Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ТНР» СПб Питер

Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду- М. ,1982.

Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. - М. : Владос, 2006.

Пеньевская Л. А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи в детском саду- М. ,1950

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи «Испорченный телефон»Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи «Испорченный телефон» Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группе с ОВЗ (нарушение речи) «Испорченный телефон» Цель: Совершенствование умения.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация «Обучение детей элементам тенниса»Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Студия анимации «Сказка за сказкой» для детей с тяжелым нарушением речи продолжает свою работу Видео Уважаемые коллеги! Мне приятно поделиться новой работой нашей студии анимации. Студия обеспечила условия для формирования художественно-эстетической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обучение пересказу детей с нарушением речи»
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 09:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД