Получи документы

Оценка образовательных достижений обучающихся на уроках музыки в условиях ФГОС общего образования

Татьяна Андреева
Оценка образовательных достижений обучающихся на уроках музыки в условиях ФГОС общего образования

Для меня как учителя музыки стало интересным и полезным освоение и внедрение в образовательный процесс новой технологии обучения - критическое мышление на уроках музыки, которую я внедряю на своих уроках в течение 3-х лет.

Традиционная система оценивания внесла определенные противоречия: необъективность оценки, низкая дифференцирующая способность, отсутствие четких правил вывода итоговых (тематических, четвертных, годовых отметок). Следовательно, передо мной встал вопрос о критериях оценивания учебных достижений, выставлении оценки на уроке : как оценить конкретный ответ обучающегося, как оценить качество усвоения учебного материала основной образовательной программы.

Публикация «Оценка образовательных достижений обучающихся на уроках музыки в условиях ФГОС общего образования» размещена в разделах

Для объективного оценивания разных видов деятельности необходим индивидуальный подход оценивания. Оценке подлежат основные виды деятельности с использованием приемов: «Кластер», постановка «тонких» и «толстых» вопросов, «Ключевые термины», «Синквейн».

На своих уроках я применяю такие виды заданий, как анализ музыкальных произведений (прием «Синквейн», постановка «тонких» и «толстых» вопросов, использую графическую структуру материала (прием «Кластер», рефераты, сообщения, доклады, исследовательские проекты (прием постановка «тонких» и «толстых» вопросов).

Специфика предмета заставила меня выбрать тему самообразования «Исследование эффективности применения технологии развития КМ, как средство активизации мыслительной деятельности и познавательного интереса на уроках музыки», а значит разработать свою методику оценивания. Приступив к работе по выбранной технологии, первоначально мною была применена одна из систем оценивания. Но эта система внесла ряд определенных неясностей в оценивании. Ее пришлось пересмотреть и усовершенствовать. Тогда возникла необходимость разработки критериев оценивания знаний и учебных достижений обучающихся.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Я установила:

1. оценку «6» по каждому критерию, которая складывается из шести компонентов оценивания (см. Приложение 1);

2. процентное освоение базового учебного материала (см. Приложение 2)

3. уровневую шкалу освоения учебной программы по предмету в 5-балльной шкале отметок. Для себя я выделила 4 уровня (см. Приложение 3);

4. мониторинг достижений (см. Приложение 4).

«Новая» система оценивания

«Новая» система оценивания, которая работает сегодня в моей педагогической практике, выполняет следующие функции:

-констатация - фиксируется фактический уровень достижений;

-уведомление - сообщение информации о результатах;

-контроль - позволяет определить направления и объем дальнейшей работы.

Следует сказать, что система оценивания включает несколько принципов: 1. Оценивание может быть только критериальным (6 показателей). Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающегося;

3. Оценивать можно только то, чему учат;

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы ученик включался в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Критерии оценивания учебных достижений (каждый прием имеет максимальный балл – в данном случае «6»).

Приложение 1. (таблица,видеофрагмент урока)

Предлагаю посмотреть видеофрагмент открытого урока в 5 классе с использованием приемов технологии критического мышления по теме: Симфоническая миниатюра «Кикимора» на сюжет русского фольклора. Композитор А. К. Лядов.

Как я применяю на приеме «Техника постановки вопросов» ( время 1: 23-5:28) 6 компонентов оценивания :1. Знание: обучающиеся должны знать содержание миниатюры(1б., задать правильно вопрос о герое (1б. ,как «увидели» образ главного героя музыке миниатюры(1б.) активизировав при этом имеющиеся знания по теме урока, попытаться правильно сформулировать вопрос (1б., должны знать ответ на вопрос по заданной теме (1б., должны знать, как связано творчество композитора с народным творчеством(1б.) получить новую информацию при подведении итогов (1б.); 2. Понимание: обучающиеся понимают значение задаваемого вопроса (1б, понимают что заданный вопрос должен быть логически выстроен(1б.) выстраивают при этом логическую последовательность (если несколько вопросов) (1б. ,понимают правильное значение литературных терминов (1б., понимают о чем идет речь (о каком литературном герое в музыке) (1б., понимают в чем заключается правильность и неправильность ответа(1б.).3. Применение: применяют знания по теме: Фольклор в творчестве русских композиторов(1б., применяют знания при самостоятельном выполнении работы (индивидуально,в группе(1б., применяют знания предмета (музыкальная характеристика героев, с помощью средств музыкальной выразительности) (1б.)используют знания изученного материала (творчество русского композитора А. К. Лядова(1б., применяют навыки работы с учебником и другой дополнительной информацией(1б.). Применяя имеющиеся знания, обучающиеся выслушивают ответы других групп(1б.). 4. Анализ: обучающиеся различают вопросы «тонкие» и «толстые»(1б., анализируют, поясняют смысл заданного вопроса (1б., дают обоснование своего ответа: почему., я считаю,что. и т. д. (1б.)При неправильном ответе ученики анализируют свои ошибки(1б.) ошибки в работе группы(1б) в конце урока анализируют свою работу(1б.) 5. Синтез:обобщают в целом содержание музыкального произведения(1б., сравнивают с другими жанрами музыки(1б.)обобщают особенности творчества композитора (1б.) ставят правильный вопрос о герое миниатюры или о творчестве композитора(1б., обучающиеся осмысливают всю информацию по теме урока(1б., осмысливают значимость задаваемого вопроса, осмысливают целостность ответа(1б.).6. Коммуникация: при получении задания ученик работает индивидуально с имеющейся информацией(1б., после может активизироваться работа в группах(1б., обучающиеся обмениваются информацией, выслушивая ответы и мнения других (двух) групп(1б., группы дополняют ответы друг друга(1б., обмениваются информацией, связанной с творчеством композитора(1б, при необходимости используют текст учебника и другую дополнительную информацию(1б.)

Прием «Ключевые термины» ( время 6: 35-8: 43-8:52мин.)

6компонентов оценивания 1. Знание: обучающиеся активизируют имеющиеся знания по теме: Симфоническая миниатюра на сюжет русского фольклора, владеют музыкальной терминологией и ее значением: жанр, виды музыкальных жанров, миниатюра. При составлении логической последовательности воспроизводят (вспоминают) ранее изученный материал по теме: Фольклор в творчестве русских композиторов, жанры устного народного творчества. Из предложенных учителем терминов выбирают нужные слова и умело располагают их в правильной последовательности. 2. Понимание: ученики понимают как правильно выполнить задание на уроке, понимают значение предложенных музыкальных терминов (в этом им помогают знания предмета, понимают как логически правильно завершить предложение, воспринимают и осознают услышанную информацию других групп, осмысливают правильность ответов своих одноклассников. 3. Применение: ученики применяют имеющиеся знания на уроке, применяют знания при самостоятельном выполнении заданий (групповая работа, применяют знания по творчеству русского композитора, применяют предложенные варианты ответа учителя (в показе урока) при составлении предложения по творчеству А. К. Лядова, а также применяют свои знания для оценки ответов двух других групп. 4. Анализ: при составлении предложения, ученики должны проанализировать и выделить главную мысль в предложении, осмыслить ее, проанализировать и объяснить: почему так, при ответе других групп найти правильный ответ, проанализировать,обосновать его, привести свои аргументы (если требуется, и конечно, же проанализировать ошибки в работе своей группы и двух других групп. 5. Синтез: при составлении предложения обучающиеся группы проходят стадию мышления, осмысливая информацию, связанную с темой урока, осмысливают значимость музыкальных слов, осмысливают как логически правильно выстроить предложение, которое будет подводить нас к теме урока. 6. Коммуникация: обучающиеся работают в группах, в парах, при выполнении задания обмениваются ответами друг с другом и с ответами групп, могут общаяcm дополнять ответ, приводить свои аргументы, высказывать свою точку зрения, обмениваться информацией.

Определенное количество баллов соответствует определенному уровню освоения учебного материала- высокий, повышенный, базовый, низкий.

С целью выявления предметных, метапредметных и личностных результатов, необходимо установить уровень освоения знаний по предмету, сравнить динамику входящей, промежуточной, итоговой диагностики. Для этого я применяю в своей работе разработанный мною мониторинг достижений обучающихся.

Таким образом, применение разных элементов технологий и приемов и новая система оценивания выявляют сформированность творческой деятельности, самостоятельность обучающихся. Поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития обучающихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении : развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Моя система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет обучающимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Я продолжаю искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут мне и обучающимся выйти на новый уровень.

Педагог может применять различные формы системы оценки уровня достижений планируемых результатов. Система оценивания может быть не только критериальной, но и тестовой, накопительной, рейтинговой. Я считаю, что составленная мною система оценивания является универсальной. Она может применяться и на других предметах.

Приложение 1.

Компоненты оценивания «Кластер» «Техника постановки вопросов» «Ключевые термины» «Синквейн»

1. Знание 1. активизация имеющихся знаний;

2. выбор правильного ответа при работе с учебником, доп. информацией;

3. воспроизведение материала по теме (особенности, терминология и т. д.)

4. запоминание материала;

5. умение находить главное и второстепенное

6. осмысление учебного материала. 1. активизация имеющихся знаний;

2. умение правильно сформулировать;

3. умение задать вопрос;

4. знать ответ на этот вопрос;

5. используя учебник, задать вопрос по теме;

6. с помощью вопроса получают знания по новой информации

1. активизация имеющихся знаний;

2. знание терминологии, значений;

3. знание логической последовательности в составлении предложения;

4. воспроизведение учебного материала;

5. умение находить и выбирать материал в работе с учебником;

6. достижение верного результата в составлении логической последовательности 1. умение охарактеризовать муз. произ.

2. знаниеособенностей муз. произвед. ;

3. составление муз. характеристики произведения;

4. использование словарного музыкального запаса;

5. изучение, характеристика творчества композиторов;

6. использование средств музыкальной выразительности

2. Понимание 1. конструирование выполнения задания от цели урока;

2. отслеживание правильного вектора

выполнения задания;

3. осмысление учебного материала;

4. умение рассуждать и понимать о чем;

5. умение находить правильный ответ;

6. умение аргументировать, приводить свои примеры. 1. понимание значения вопроса;

2. логическая последовательность составления (если несколько вопросов);

3. понимамние правильного значения;

4. понимание неверного значения;

5. понимание о чем идет речь при составлении вопроса;

6. понимание значимости достижения результата. 1. понимание выполнения задания;

2. понимание значений каждого термина;

3. понимание логически завершенной мысли в предложении;

4. понимание и выбор правильного ответа предложения;

5. восприятие, осознание информации;

6. осмысление,получение правильного ответа. 1. понимание приема составления;

2. связь каждой из 5 строк;

3. понимание темы урока;

4. описание муз. произведения;

5. знания о творчестве композитора;

6. значимость муз. произведен.

3. Применение 1. применение имеющихся знаний на уроке;

2. применение знаний при самостоятельном выполнении работы;

3. применение изученного материала по теме;

4. применение навыков работы с учебником и доп. информацией;

5. применение имеющегося опыта при выполнении заданий;

6. применение графической организации материала 1. применение имеющихся знаний на уроке;

2. применение знаний при самостоятельном выполнении работы;

3. применение изученного материала по теме;

4. применение навыков работы с учебником и доп. информацией;

5. применение имеющегося опыта при выполнении заданий;

6. применение использование имеющихся знаний для принятия ответа группы, класса и ответа одноклассника

1. применение имеющихсязнанийна уроке;

2. применение знаний при самостоятельном выполнении работы;

3. применение изученного материала по теме;

4. применение навыков работы с учебником и доп. информацией;

5. применение имеющегося опыта при выполнении заданий;

6. применение использование имеющихся знаний для принятия ответа группы, класса и ответа одноклассника

1. применение имеющихся знаний на уроке;

2. применение знаний при самостоятельном выполнении работы;

3. применение изученного материала по теме;

4. применение навыков работы с уч. материалом;

5. применение опыта и знаний обучающегося;

6. понимание ошибки при составлении Синквейна

4. Анализ 1. выделение главного;

2. анализ и объяснение почему…;

3. обоснование своей точки зрения;

4. нахождение

правильных ответы,обоснование –почему…;

5. критическое осмысление информации;

6. анализирование ошибки в работе группы и своего ответа 1. выделение «тонкихи «толстых» вопросов;

2. анализ и объяснение заданного вопроса;

3. обоснование своего ответа: почему… и т. д. ;

4. нахождение

правильных ответы,обоснование –почему… ;

5. критическое осмысление информации;

6. анализирование ошибки в работе группы и своего ответа 1. выделение главного;

2. осмысленный анализ значения слов;

3. анализ и объяснение почему…;

4. нахождение

правильных ответы,обоснование –почему… 5. критическое осмысление информации;

6. анализирование ошибки в работе группы и своего ответа

1. применение имеющихся знаний;

2. умение конкретизировать;

3. умение анализировать предложенный вариант;

4. умение анализировать свой ответ;

5. умение осмыслить информацию;

6. умение анализировать ошибки в работе

5. Синтез 1. процесс мышления;

2. связь

«ключевого» слова и второстепенного;

3. соединение в единое целое при составлении «Кластера»;

4. осмысление информации;

5. теоретическое обобщение полученных знаний;

6. обобщение (связь с темой урока) 1. процесс мышления;

2. осмысление информации;

3. осмысление значимости задаваемого вопроса (обучающийся выбирает сам);

4. осмыслениецелостности ответа;

5. теоретическое обобщение полученных знаний;

6. обобщение (связь с темой урока

1. процесс мышления;

2. осмысление информации;

3. осмысление значимости муз. слов;

4. осмысление,понимание правильного ответа;

5. теоретическое обобщение полученных знаний;

6. обобщение (связь с темой урока

1. процесс мышления;

2. осмысление информации;

3. освоение способа работы с информацией;

4. умение обобщать (связь с темой)

5. теоретическое обобщение полученных знаний;

6. выстраивание логической связи при характеристике произведения

6. Коммуникация 1. индивидуальная работа с информацией (учебник);

2. работа в парах;

3. обмен информацией при работе с учебником и доп. материалалом;

4. обмен, передача информацииобучающихся;

5. диалогизация ответа обучающегося;

6. сообщение правильного ответа 1. индивидуальная работа с информацией;

2. работа в парах;

3. групповая работа;

4. обмен информацией;

5. дополнение ответа обучающегося;

6. обмен информацией 1. индивидуальная работа с информацией;

2. работа в парах;

3. групповая работа;

4. обмен информацией;

5. дополнение ответа обучающегося;

6. обмен информацией 1. индивидуальная работа с информацией;

2. работа в парах;

3. групповая работа;

4. обмен

информацией;

5. дополнение ответа обучающегося;

6. обмен информацией

36 36 36 36

Приложение 3.

Балльная система отметок, переведенная в уровни освоения

Уровни освоения

% освоение базового учебного материала в интервале уровень освоения отметка в балльной шкале

90-100% Высокий (1) 5

66-89% Повышенный (2) 4

50-65% Базовый (3) 3

меньше 50% Низкий (4) 2

Публикации по теме:

Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС Консультация для воспитателей «Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС» Современная.

Деловая игра «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс» Деловая игра «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс» Подготовила:.

Использование проблемных ситуаций на уроках осетинского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Использование проблемных ситуаций на уроках осетинского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Проблемная ситуация - осознанное.

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС Глухушина Елизавета Сергеевна, студент 4 курса, направление 44.03.01 Педагогическое образование профиль бакалавриата «Начальное образование»,.

Работа с учащимися группы риска в образовательных учреждениях системы общего образования Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение.

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО) В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции.

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках ФГОС Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках.

Сценарий общего родительского собрания «Фестиваль достижений» Ведущий: Дорогие родители! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому что мы понимаем: без союза.

Эффективность использования образовательных модулей «STEM-образования» в реализации ФГОС до (из опыта работы) Развитие личности ребенка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оценка образовательных достижений обучающихся на уроках музыки в условиях ФГОС общего образования
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 17:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД