Светлана Башлыкова
«Однажды на лесной полянке». Сценарий занятия в форме экологической сказки в подготовительной группе
- Пояснительная записка
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…»
(Б. М. Теплов)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность
Публикация «„Однажды на лесной полянке“, Сценарий занятия в форме экологической сказки в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологическая сказка. Сценарии
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, природа. Праздники, сценарии
- Экология, природа. Экологические сказки
- Темочки
Театрализованная деятельность в детском саду – это популярная деятельность, интересная всем - и детям, и взрослым, поэтому в ней как бы «нет возраста». Участие в театрализованной деятельности, способствует преодолению робости, неуверенности и застенчивости у детей, приобщению к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, проявлению детской индивидуальности.
Дошкольники учатся воспринимать красоту природы, различать добро и зло, сопереживают чужой радости и печали, активно «борются» со злом и воплощает в игре попытки преобразовать окружающий мир. Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне и является универсальным средством нравственного воспитания дошкольников.
Воспитание правильного отношения к природе и умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка.
Сценарий экологической сказки написан живым, и доступным языком для детей старшего дошкольного возраста. Сказка помогает формировать у детей правильные экологические оценки, учит бережно относиться к родной природе, любить животных, быть лучше и добрее, помогает заложить начальные формы осознанного правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Программное содержание
Цель:
Развитие интереса к театрализованной деятельности и создание условий для развития творческой активности детей.
Задачи:
-Уточнить и расширить представление детей природе и видеть красоту окружающего растительного и животного мира.
-Учить детей выразительно пересказывать сказку; развивать интонационную сторону речи; активизировать употребление существительных и глаголов.
- Воспитывать бережное отношение к природе, понимать её значение для жизни человека
- Развивать творческие способности к инсценировке.
- Воспитывать чувство единства человека и природы. На примере сказки обучать основам безопасного поведения в живой природе, учить осторожности.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
- Учить изображать героев сказки, их характерные особенности, используя выразительные средства языка (мимику, жесты, движения).
- Учить согласовывать свои действия с действиями другого персонажа (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к другому персонажу).
- Развивать связную речь, интонационную выразительность, творческое воображение, внимание, память.
- Способствовать самореализации каждого ребенка, побуждать к проявлению собственной инициативы, импровизации.
- Воспитывать экологическую культуру, отзывчивость, умение понимать героев сказки и сопереживать им.
Предварительная работа с детьми:
1. Чтение рассказов и сказок на тему экологии.
2. Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром.
3. Беседы на тему: «Правила поведения в лесу».
4. Заучивание стихов и пословиц.
5. Дидактические игры: «Кто где живет», «Чей малыш?», «Рассортируй мусор»
6. Участие детей в трудовой деятельности по сбору мусора на территории детского сада.
7. Изготовление знаков по охране природы.
Работа над содержанием:
-Нравственная идея и оценка поведения героев
- Эмоциональная окраска сценок и всего произведения
- Словарная работа
- Пересказ с элементами драматизации.
- Работа над мимикой и жестами, над умением передать характер героя, над выразительностью и темпом речи, силой голоса.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Разучивание танцевальных движений.
- Разработка (адаптация) сценария.
- Изготовление костюмов, атрибутов.
- Заучивание текста стихов
Атрибуты: макеты деревьев, цветов, камышей, голубая ткань,2 пенька, муляж костра, облака для оформления заднего фона.
Действующие лица
Дети: фея, 8 цветов (девочки, 2 лягушонка, 2муравья,6 ручейков, 5 бабочек, 2 птички, ёлочка, 2туриста, девочка.
На переднем плане
Лесная поляна: Два дерева,костер,2пенька,
На заднем плане: Маленький прудик камышами, цветы, 2 дерева, ёлочка.
Ход занятия:
Выходят Птички под музыку
Птичка 1
Ой, беда, беда, беда!
Загрязняется вода,
Вырубаются леса,
Гибнут звери, птицы, пчёлки и цветы небывалой красоты!
Птичка 2
Земля - наш общий дом!
И мы должны её беречь!
Как сохранить природы красоту?
Об этом в сказке будет речь!
Только помните, друзья, сказка былью стать должна!
В зал входит Фея природы.
Фея: Как хорошо в моём лесу, свежий воздух, приятная прохлада, волшебное пение птиц.
Фея гуляет по полянке, любуется цветами.
Фея: Ах, как прекрасны мои цветы, как они свежи и нежны, как они красиво украшают землю.
Фея: А как приятно пахнут! Мои милые цветочки, вы даже не знаете, какой необыкновенной вы красоты.
Танец цветов (7девочек) вместе с Феей.
Цветы уходят за кулисы
Появляются 2 лягушонка
1. Лягушонок: Ква-а-а! Ква-а-а! Ква-кое сегодня ласковое солнышко! Речка чистая какая. Здесь можно только отдыхать.
2. Лягушонок Да, ква-ква красиво! Я люблю тут поплескаться. А если чуть вперёд пройти. Там ручеёк струится на пути. Бежит, струится меж камней. И нет водицы той вкусней. (уходят к пруду. Засыпают)
Выход туристов с рюкзаками, рогаткой, сачком. Сломали ветку на дереве, пнули муравейник
1 турист: Свежий воздух, красота. Вот местечко – хоть куда! Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж. Чем заняться? Лес совсем пустой… Наконец- то. муравейник! Ну-ка я для интереса пну его слегка ногой (Пинает муравейник)
2 турист: Да, хорошо здесь отдохнуть, покушать нам пора. Тут уж нам не помешают: жги костер, дрова руби. Мусор кинем мы в кусты. Лес большой, он все вместит! Лес, он что, ничей?
Туристы 1и 2: Ничей!
1 турист: Расположимся скорей! (Садятся на пеньки и кушают.)
Один турист бросает бутылку.
Лягушки : Ква. Ква
2 турист: О, жабы! Фу, противные какие. Сейчас я вам покажу!
Мальчик оглядывается в поисках камня, находит его под деревом, бросает в лягушат. Один лягушоноки от боли начинает плакать.
1. Лягушонок: Ай, яй, яй! Как больно!
2. Лягушонок: Фея,спаси нас!
Турист 1: Фея идет,убегаем!
Плач лягушат услыхала Фея и поспешила к ним. (выходит из за кулис)
Фея: Что я слышу? Кто-то плачет?
Фея подходит к лягушатам.
Фея: Чего ты плачешь, Лягушонок, тебя кто-то обидел?
Лягушонок 1:
Пока я с друзьями-лягушатами сижу под водой, нам ничего не угрожает, но стоит нам выбраться на берег, в нас начинают мальчишки кидать камнями.
Лягушонок 2: Вот и сейчас, наверное, так было. В него кто-то бросил камнем.
Фея: Ты ничего не перепутал, лягушонок? Может ты просто поскользнулся и, падая, ударился?
Лягушонок 1:(растерянно) Не знаю… А разве так бывает?
Фея: Ну конечно бывает
Фея гладит лягушонка. - Пойдем я чаем напою вас. (уходят)
В это время появляются 2 муравья, один из них громко стонет. Огладываются ищут,где фея
Муравей1: Фея, где ты?
Фея: Здравствуй муравей, ты так громко стонешь. Что с тобой случилось?
Муравей1: Фея, мы такие крохотные, защити нас. Наша полянка была очень красивой, но пришли туристы. Сломали ветку, под которой был наш дом, разрушили муравейник и забросали полянку мусором. Для людей это забава, а для нас беда!
Муравей 2: Да, они нам лапки отдавили. И домой нам путь закрыли. Что же делать, как же быть?
Фея: Милые мои, наверное, это какая-то ошибка, человек очень любит природу, он не может так поступать. Успокойтесь. Пойдемте со мной, я угощу вас сладким цветочным нектаром, и вы наберётесь сил.
Фея и муравьи уходят за кулисы.
Звучит музыка ручейка. Выход ручейка под музыку.
А туристы бросают в реку мусор из-за кулис.
Ручеек: Помогите! (плачет)
Фея: Что здесь случилось? Кто звал на помощь.
Ручеек: Это я. Помогите мне, я никак не могу пробиться к речке.
Люди меня засорили банками, палками, бумажками. Много людей побывало на нашей поляне. И не один из них не подумал расчистить меня. Только ещё больше завалили мусором. Я скоро задохнусь.
Туристы выходят из-за кулис
Фея: Что же вы наделали? (обращается к туристам)
Ручеек - это маленькое чудо. Он так нужен зверям, птицам насекомым. Нужно следить, чтобы родники были чистыми. И беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы. А значит от вас.
Турист 1: Мы все поняли. (Собирают мусор.) Мы пошли собирать мусор.
(Уходят за кулисы).
Фея: Вот теперь другое дело. И водичка заблестела. Ты ручеек живи, живи. Воду вкусную дари. (Уходит за кулисы)
Танец «Ручеек» (6 девочек с веерами-вейлами)
Появляются 2 птички, они летают на полянке. Выходит Фея.
Птичка 1: Я летаю по лесу и вижу все. Я тоже хочу тебе пожаловаться, Фея.
Фея: Пожаловаться -O-
Птичка 1: Да! Люди нас тоже обижают, мальчишки в нас из рогаток стреляют.
А зимой люди хоть и развешивают для нас кормушки, но нам от этого не легче.
Фея: Почему?
Птичка2: Беспорядков много в птичьих столовых, хлебные крошки снег засыпает, то ветер еду сдует, то совсем положить забудут. Сегодня густо, а завтра пусто. Тяжело нам так жить.
Фея гладит по голове птичку.
Выходит Ёлочка.
Ёлочка: Ах, милая Фея, стою я здесь, всё слушаю и сама не знаю, радоваться мне сегодня или огорчаться?
Фея: А ты из-за чего огорчена, милая Ёлочка?
Ёлочка (вздыхает): Пусто и одиноко мне было на поляне, совсем я тут одна осталась. Когда-то, вокруг меня росли ёлочки-красавицы. Но под Новый год появились в лесу люди с топорами и вырубили их под самый корешок.
Птичка: Да, Фея, мы тоже хотим показать разрушенные людьми гнезда.
(Все уходят за кулисы).
Появляются бабочки. Они летают по полянке.
Танец бабочек (6 девочек)
После танца, выбегает 2турист с сачком, хочет поймать бабочек, они разбегаются (девочки возле стенки становятся)
2турист: Сейчас я вас поймаю! Крылышки вам поломаю!Ладно, мне сейчас некогда, но я ещё вернусь и всё равно вас поймаю.
Он с сачком в одной руке, показывает кулак и убегает.
Бабочки: Помогите! Помогите! (Вместе)
Подходит Фея.
Фея: Это вы звали на помощь?
Бабочка 1: Просим твоей защиты, Фея! Люди ловят нас ради забавы и ломают наши крылышки. Вот и сейчас, если бы не птичка, плохо бы нам пришлось.
Бабочка 2: Да, да, плохо бы нам пришлось.
Фея: Ах, как я огорчена (Фея хватается за голову, обходит полянку)
Столько обиженных вокруг. Природа плачет от людских ошибок. Но человек сам дитя природы, только забыл об этом. Он умный и добрый и ему нужно помочь исправиться.
Бабочка 2: А как? (ВСЕ)
Фея: Надо помочь людям вспомнить, что они тоже часть природы. И сделают это сами люди, только другие! Те, что без природы жить не могут!
Появляются туристы и девочка. Девочка ведёт мальчиков за руки, выводит их в центр зала, они упираются.
Девочка: Зачем вы себя так ведете?
Вы ведь всегда любили лежать в траве и слушать, как поют птицы?
Мы всегда кормили зимой птиц. Летом ходили к реке смотреть на рыбок. Мы ведь вместе любовались на бабочек и поливали цветы на клумбах…
Ну, что с вами происходит?
Вы хотите жить среди камней?
Без деревьев и птиц?
Без травы и цветов? Хотите?
Туристы: Нет! Что ты? Мы больше не будем плохо себя вести.
(мальчики машут руками).
Турист1Мы мусор уже собрали, бабочек не поймали.
Турист2 И костер мы потушили, чтобы не было беды.
(Совочками засыпают костер)
Девочка: Тогда всегда помните, что мы тоже часть природы - как птицы, звери, рыбы, цветы и деревья. Помните это и берегите природу!
Герои становятся полукругом, обращаются к зрителям.
Лягушонок:
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с ними живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница.
Ёлочка:
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!
Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете!
Цветок 1:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Можешь бегать и играть,
Турист 1:
Но не стоит забывать,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Бабочка
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Никогда не забывать,
Ветки дуба не ломать –
Муравей:
Муравьиный дом - в глуши,
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди!
Бабочка:
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить
Турист 2:
Мусор с травки убирать!
Зря цветы в лесу не рвать!
Из рогатки не стрелять!
Ты пришёл не убивать!
Ручеек: Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги.
Так давайте вместе люди,
Охранять природу будем.
Хрупкий мир мы сохраним!
В заключение сказки герои вместе исполняют песню
"ЛЕСНАЯ ПЕСЕНКА" для старшего дошкольного возраста
1 куплет.
Золотило солнышко лес, лес,
Муравей на дерево влез, влез.
Дятлы-долгоносики тук-тук-тук,
Всюду, всюду слышится стук, стук.
Тук-тук-тук-тук-тук-тук,
Тук-тук-тук-тук-тук-тук,
Тук-тук, тук-тук-тук-тук-тук-тук.
2 куплет.
Мотылек на веточку сел, сел,
А скворец на елочке пел, пел.
Услыхал ту песенку толстый жук,
Зажужжал он весело жу-жу-жу.
Жу-жу-жу-жу-жу-жу.