МААМ-картинки

Конспект ОД по созданию социальной ситуации «Огонь и человек»

Елена Бабарико
Конспект ОД по созданию социальной ситуации «Огонь и человек»

Цель: создание социальной ситуации посредством знакомства детей с ролью огня в жизни человека.

Ход деятельности

Вводная часть

- Сегодня мы отправимся с вами в русскую деревню. Кто из вас был в деревне?

- Какие там дома?

Рассматривание картины русской избы.

- Издавна на Руси дома строили из дерева. Брёвна соединялись между собой без гвоздей. На концах брёвен делали топором вырубки и закрепляли брёвна. Поэтому и говорили «срубить дом». Этот четырёхугольник из брёвен назывался «клеть». Длина и ширина клети были приблизительно четыре метра.

Публикация «Конспект ОД по созданию социальной ситуации „Огонь и человек“» размещена в разделах

Дети конструируют сруб, клеть из деревянного конструктора, в котором есть цилиндры с выемками – «брёвна с вырубкой».

- Измерьте дома свою комнату вместе с родителями и сравните её с размерами «клети». Если в клети была глиняная или каменная печь – истопка, то это жильё с топкой называлось «истба» или изба. Занимала печь 1/3 часть избы.

Проиллюстрировать это можно так: предложить детям составить большой квадрат из девяти маленьких, затем разделить их на 3 части. Одна такая часть или 1/3 и будет площадь, занимаемая печью.

- Вспомните сказку «Огонь и человек», в которой Огонь подружился с человеком. Какую пользу приносит огонь людям? Как человек благодарит Огня? (Кормит его дровами).

- Предлагаю посмотреть на огонь и ответить на вопрос, какой огонь, дым? Из чего состоит дым?

Эксперименты с огнё м: зажечь лучину (тонкую длинную щепку) и показать детям как в древности освещали жилище, как гасили угольки, которые падали вовремя горения лучины (сосуд с водой). Дети смотрят на огонь и рассказывают о его свойствах: светит, обжигает, после сгорания древесины поднимается вверх дым. Если дым летит вверх, значит он легче воздуха. Детям предлагается стекло, которое можно подержать над пламенем. Все замечают, что стекло почернело.

- Что появилось на стекле? (Дым осел на стекло, на нём появилась сажа, копоть, продукты горения древесины).

- В древних избах печи были без труб, как вы думаете, куда выходил дым?

Рассказ воспитателя иллюстрируется показом картонной модели курной избы.

- Да, дым из печи шел в дом и выходил через отверстие в крыше. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было спать на лежанке. Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными. Люди говорили: «Любить тепло – дым терпеть». Чтобы дым не спускался вниз, по стенам размещали полки – воронцы, которые защищали от копоти и делались в виде трапеции. Выше потолка (воронцов) всё было черно от копоти, зато под ними – чисто.

- Но потом придумали другую печь, которую делают в избах и в наше время. Каким путём дым выходит из печки наружу?

- Да, когда печь топится, дым в избу не попадает совсем, он вытягивается в специальное окошечко с задвижкой, уходит в дымник, а оттуда, через трубу, на улицу.

Детям предлагается картинка-раскраска русской печки в разрезе, на которой нужно изобразить движение дыма.

- На этой картинке печь изображена так, что видно её внутреннее устройство. Возьмите карандаши, раскрасьте огонь и нарисуйте дым, который двигается из печи по дымоходам, через трубу на улицу.

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображена обстановка в избе, убранство избы.

- Посмотрите, как выглядела внутри русская изба. В правом от печки углу размещались все необходимые в хозяйстве вещи, и назывался он – «бабий кут», закуток (отгороженное место) или «середа». Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка, висела люлька – кроватка для младенца. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол, скамейка, висели иконы. Этот угол назывался «красным», то есть красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники: «Не красна изба углами, а красна пирогами». В избе у хороших хозяев всё сверкало чистотой, на стенах висели расшитые полотенца, пол, стол, скамейки были тщательно вымыты и выскоблены.

Почти всю обстановку в избе делали своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Разнообразной мебели не было, но в каждой избе были – стол, лавки, скамьи (лавки со спинками, стольцы (табуретки, сундуки.

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Объясните, как вы понимаете эту и другие пословицы:

• Что есть в печи – всё на стол мечи.

• Умей в гости звать, умей и угощать.

Заключительная часть

- Мы побывали в русской избе. Расскажите, как в древности строили и обогревали своё жилище люди? Какие печки до сих пор делают в избах? Какая мебель была в избе? Чем занималась хозяйка в избе? Почему так говорят: «Без хозяина двор, а без хозяйки изба плачет»?

Детям предлагается картинка-раскраска и карандаши. Тихо звучат русские народные песни и наигрыши.

- Найдите все те предметы, о которых я рассказала, и аккуратно раскрасьте картинку.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Цветная неделя: понедельник — красный цвет. Конспект образовательной деятельности «Огонь — друг, огонь — враг»Цветная неделя: понедельник — красный цвет. Конспект образовательной деятельности «Огонь — друг, огонь — враг» На этой неделе у нас в детском саду проходит разноцветная неделя. П первый день недели мы отмечаем красный цвет. Все дети и воспитатели приходят.

Фотоотчет информационно-познавательного часа «Огонь — друг, огонь — враг» в сельском ДКФотоотчет информационно-познавательного часа «Огонь — друг, огонь — враг» в сельском ДК 24 июля в Лисиченском сельском клубе состоялся для детей информационно-познавательный час «Огонь – друг, огонь – враг». Целью мероприятия.

Конспект НОД по рисованию ладошками в средней группе «Огонь добрый, огонь злой»Конспект НОД по рисованию ладошками в средней группе «Огонь добрый, огонь злой» Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе «Огонь-добрый, огонь-злой» (нетрадиционная техника рисования). Автор: Василькова.

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группыКонспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группы Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Задачи: Обучающие: - учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; - правильно.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Огонь друг — огонь враг» Конспект занятия для старшего дошкольного возраста: «Огонь – друг, огонь – враг» Цель: объяснить детям значение огня в жизни человека.

Конспект занятия по пожарной безопасности в младшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»Конспект занятия по пожарной безопасности в младшей группе «Огонь — друг, огонь — враг» Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Задачи: Обучающие: учить детей связно отвечать на вопросы; правильно использовать.

Написание сочинения по прологу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» в 8 классе Конспект урока по литратуре. Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале" Цель: Осуществлять поиск необходимой.

Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг»Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» Цель: формировать представления детей о пожарной безопасности. Действующие лица: Незнайка, Знайка, Пожарный инспектор. Оборудование: презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по созданию социальной ситуации «Огонь и человек»
Опубликовано: 19 июня 2022 в 05:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД