Лучший педагог года

Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

Панкратова Ирина
Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

СЕКЦИЯ 2 «Организация и развитие современной образовательной среды детского сада»

Наша секция называется: «Организация и развитие современной образовательной среды детского сада»

Публикация «Организация и развитие современной образовательной среды детского сада» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной Организации, позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы к решению данной проблемы

Пространственная развивающая среда включает в себя совокупность подпространств:

- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

- игрового развития;

-экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

-компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

В рамках ФГОС ДО представлена совокупность ключевых требований к организации и реализации дошкольного образования. Одним из ключевых компонентов является образовательная среда детского сада. Проблема организации образовательной среды и определение степени ее влияния на результативность и качество образования занимает одно из ключевых мест в педагогике. Согласно стандарту, образовательная среда детского сада, в первую очередь, должна гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивать эмоциональное благополучие детей (пункт 3.1. ФГОС ДО).

Образовательная среда должна отвечать не только требованиям ФГОС ДО, но и требованиям Образовательной программы дошкольного учреждения, где перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

• предметно – пространственная развивающая среда;

• характер взаимодействия со взрослыми;

• характер взаимодействия с другими детьми;

• система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому. Большую роль в организации такой среды играет методическая служба ДОУ.

Развивающая предметно пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Большое значение в создании развивающей предметно –пространственной среды имеют дидактические игры. Дидактические игры — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

О практике использования дидактических игр в обучении дошкольников нам расскажет

О том, как грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды влияет на развитие творческих способностей дошкольников, помогает им развить их познавательный интерес и любознательность с нами поделится

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

О возможности использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ для реализации ООП с нами поделятся:

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач ФГОС ДО. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.

О том, как использовать ИКТ в образовательной деятельности с воспитанниками с нами поделится

Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО, не только в группе, но и на улице.

Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей.

О создании игровой среды для детей на участке ДОУ с нами поделятся

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении, занимает сейчас умы научных и практических работников.

Адаптация к условиям детского сада детей любого возраста проходит не просто, но гораздо с большими трудностями сталкиваются дети, начинающие по каким –либо причинам посещение дошкольного учреждения в среднем или старшем дошкольном возрасте.

Своим опытом по данному вопросу с нами поделится

Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.

Свой опыт работы по взаимодействию детского сада с учреждениями окружающего социума расскажет

О взаимодействии с сетевыми партнерами с нами поделится

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Предметно-развивающая среда- это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Выводы по работе секции:

* На секции был представлен опыт работы педагогов образовательных учреждений по организации и развитии современной образовательной среды детского сада в различных формах : мастер - класс, творческая лаборатория, презентация, педмастерская и т. д.

* Цель представленных материалов – содействие развитию профессионально-методической компетентности педагогов дошкольного образования по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении, формированию у педагогов умения методически правильно организовывать предметно-развивающую среду в детском саду, ориентированную на ребёнка.

* В рамках работы секции были даны рекомендации по индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, изготовлению игр своими руками, взаимодействию с родителями в вопросах организации предметно-пространственной среды в группе дошкольного образовательного учреждения.

* В ДОУ необходимо создание особой развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребёнка, которая строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбора деятельности.

* Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.

* Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ.

* Реализация педагогами информационных и коммуникационных технологий должно стать системным, целенаправленным, ежедневным и осознанным процессом.

- развивающая среда ДОУ оснащена цифровыми образовательными ресурсами;

- организовано взаимодействие педагогов в работе с детьми разных групп с использованием информационных и коммуникационных технологий;

- создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

* При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:

- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

- различных образовательных программ с учётом применения инклюзивного образования, а также национально – культурных, климатических и других условий.

* Идет активное обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве:

- внедрение дистанционных образовательных технологий с использованием Системы дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.

- создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»).

Таким образом, в дошкольных образовательных организациях

- успешно развивается опыт инновационной деятельности в области организации предметно-развивающей среды;

- дошкольные организации успешно применяют знания в организации развивающей предметно–пространственной среды;

- имеются современные программы, технологии пособия и разработки; - современное материально-техническое оснащение.

Публикации по теме:

«Что мы носим?» Организация образовательной среды по теме недели: «Одежда, обувь и головные уборы» в подготовительной группе«Что мы носим?» Организация образовательной среды по теме недели: «Одежда, обувь и головные уборы» в подготовительной группе Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи: - познакомить детей с разными.

Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие»Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие» .

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе детского сада «Заюшкина избушка» Цель: Уточнить и закрепить путем игры-драматизации знание детей о русской народной сказке «Заюшкина избушка». Воспитывать интерес и любовь.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Организация образовательной среды по теме недели «День народного единства» в подготовительной к школе группеОрганизация образовательной среды по теме недели «День народного единства» в подготовительной к школе группе Цель: Формировать патриотические чувства детей, любви к своей Родине. Задачи: -расширять представления детей о национальных праздниках;.

«Сделаем наш дом уютным». Организация образовательной среды по теме недели «Интерьер, мебель»«Сделаем наш дом уютным». Организация образовательной среды по теме недели «Интерьер, мебель» Цель: Учить понимать назначение предметов домашнего обихода, представление о мебели и её назначении. Задачи: -Расширять и систематизировать.

Организация образовательной среды по теме недели: «Зимние виды спорта» в подготовительной к школе группеОрганизация образовательной среды по теме недели: «Зимние виды спорта» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, расширять кругозор Задачи: - Дать представление о зимних видах спорта и закрепить.

Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет)Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.

Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского садаОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Воспитатель МБДОУ «Детский сад №24» Литвинова Наталья Александровна.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и развитие современной образовательной среды детского сада
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 11:49
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД