Папки-передвижки

Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ

Екатерина Бурундукова
Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы нравственного воспитания, развития человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас проблема нравственного воспитания становится актуальной.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Публикация «Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ» размещена в разделах

Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, воспитывать чувство любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

У каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, расти и учиться. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать.

Теоретическим обоснованием программы «Краеведение» явились работы педагогов Щуркова Н. Е., Соловцова И. А., Филонов Г. Н., которые считали, что в связи с утратой общечеловеческой ценности одна из важных задач духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

В своей работе я руководствовались федеральными и региональными документами, определяющими цели и содержание духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения:

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,

федеральным государственным образовательным стандартом,

концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с законом РФ «Об образовании» определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В целевой программе Главного управления образования Курганской области «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Курганской области» поставлены задачи создания единого воспитательного пространства региона на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных учреждений.

В соответствии с ФГОС ДО задачи по формированию нравственной компетенции необходимо начинать с дошкольного возраста.

Содержание Основной образовательной программы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа.

В разработке Программы «Краеведение», участвовала творческая группа педагогов МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2». Программа является частью ООП ДО, формируемой участниками образовательного процесса.

При разработке программы учла основные общепедагогические принципы, что предполагает использование в работе с детьми современных технологий, таких, как проектирование, экспериментирование, информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Принципы реализации программы:

Доступность

Непрерывность

Научность

Системность

Преемственность

Культуросообразность

Программа состоит из 3 разделов:

Моя семья

Природа Зауралья

Моя малая родина

Участниками программы являются: воспитанники, воспитатели, родители.

Программа охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Целью программы является формирование нравственности и гражданской позиции на основе воспитания, уважения к семье, как к ячейке общества;

воспитание интереса и любви у детей к родному краю, его природе, культуре и традициям русского народа;

расширение представлений о своей малой Родине.

Программа рассчитана на все возрастные группы детского сада, усложняется с возрастом детей, и перекликается с целями и задачами программы под редакцией Н. Е. Веракса, по которой работает наш детский сад.

Содержание, цель и задачи определены для каждого смыслового раздела.

Раздел «Моя семья»

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «семья», учить называть членов семьи; внушать чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

2. Закреплять представление о трудовой деятельности родителей, их профессиях, традициях семьи.

3. Познакомить детей с историей детского сада, с его традициями, вызывать у них желание посещать детский сад, встречаться с друзьями

4. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Раздел «Природа Зауралья»

Цель:

Формирование первичных представлений об особенностях природы малой родины, формирование духовной потребности в общении с родной природой, стремление к познанию окружающей природы, в единстве с переживаниями нравственного характера, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, бережного и созидательного отношения к родной природе через различные виды детской деятельности, воспитание любви к своей малой Родине.

Задачи:

1. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии животного и растительного мира Курганской области.

2. Формировать первичные знания детей о проблемах животных и растений, занесённых в Красную книгу Курганской области, способов их сохранения.

3. Формировать основы экологического мировоззрения, системы элементарных научных экологических знаний, доступных дошкольнику;

4. Формировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе родного края; необходимые практические навыки и умения поведения в окружающей природе;

5. Формировать чувство значимости собственной деятельности по сохранению природы родного села.

6. Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности в живой и неживой природе, умение использовать полученные знания при взаимодействии с природой.

Раздел «Моя малая родина»

Цель: Формирование элементарных представлений об истории, достопримечательностях, социально-экономической значимости родного края; представлений о народах, живущих в Курганской области, культуре и традициях.

Задачи:

1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

2. Расширять представления о природных богатствах, растительном и животном мире, полезных ископаемых.

3. Формировать представление об исторических корнях села.

4. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости Курганской области.

5. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

6. Формировать представление об основных профессиях жителей.

7. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

8. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Содержательная часть программы состоит из 3 блоков. По каждому разделу разработаны тема занятия, дата проведения, содержание НОД, определены мероприятия в режиме дня, которые соответствуют теме недели. Так же определено количество часов по каждому разделу.

Подготовительная группа

разделл дата Тема недели Тема занятия Количество часов Содержание Мероприятия в режиме дня

Моя семья 05.10.-11.10. Моя семья (краеведение) «Дружная семья» 30 мин Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Создание выставки

«Моя семья»

Беседы: Профессии моих родителей;

В программе определены ожидаемые результаты на конец образовательного периода, что дети должны знать, уметь… понимать…

Знать:

• свою родословную, о профессиях своих родителей.

• правила поведения в природе;

• о культуре своего родного края.

• некоторые сведения из истории своего села,

• о достопримечательностях своего села,

• о традиционных праздниках русского народа;

• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.

Уметь:

• называть некоторые растения и животных Курганской области, занесенных в Красную книгу,

• уметь рассказывать о назначении объектов села, о его достопримечательностях.

• составлять генеалогическое древо семьи

• уметь ориентироваться по карте.

Понимать:

• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,

• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,

• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину.

• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа. С. Лесниково – это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.

• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.

Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к русским традициям, к традициям своей семьи.

Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.

Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села.

Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников.

Разработаны диагностические карты на все возрастные периоды

МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2»

Раздел «Моя семья» подготовительная группа

Фамилия, имя ребенка___

№ критерии Начало года Конец года

1 Имеет представление о том, что такое родословная.

2 Понимает родственные отношения: дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.

При реализации программы педагоги используют метод проектирования.

Раздел: «Моя семья»

Проект «Я и моя семья» - долгосрочный. В нем участвуют родители и дети. Работа проводится во всех возрастных группах. В ходе проекта у детей расширяются представления о профессиях своих родителей, о значимости их труда, о том, чем увлекаются родители их сверстников, о традициях семьи, спортивных и трудовых достижениях взрослых.

В результате проведенных мероприятий возрастает авторитет родителей в глазах ребенка, меняется представление о статусе семьи.

С увлечением дети и родители принимают а участие в конкурсах на лучшее генеалогическое древо, моделируют герб семьи, участвуют в творческих мероприятиях детского сада.

В рамках проекта по разделу «Моя малая родина» был проведен подпроект «Все работы хороши…», где дети познакомились с градообразующими предприятиями села, социальными образовательными и культурными организациями села, с людьми, которые работают в них, а так же с различными профессиями.

Интересными были встречи с работниками МЧС, сотрудниками музея Курганской сельхозакадемии, творческим коллективом дома культуры, фельдшером ФАП и т. д.

Интересно и содержательно прошел проект о ветеранах труда села Лесниково, проведенный в старшей, подготовительной группах. Для детей стало открытием, что их соседи, знакомые бабушки и дедушки, награждены медалями и орденами, и являются почетными жителями села.

Проект «Природа Зауралья» реализует один из разделов краеведческой программы детского сада. Он направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей.

Участие родителей и детей в проекте дает возможность восхищаться природой своей малой родины, позволяет прогнозировать разрушительные изменения в природе от негативного воздействия человека (мусор в лесу-уходят животные, сломал ветку – погибнет дерево, погибли птицы – появились вредные насекомые).

В рамках данного проекта дети при поддержке родителей и педагогов учатся оберегать окружающую природу, посильным трудом украшать то место, где мы живем, и считаем своей малой родиной. Дети участвуют в акции «Птичья столовая», «Дом для скворца», в подпроектах «Цветы на клумбе», «Огород на окне», «Овощи на грядке». В ходе этой работы дети учатся планировать свою деятельность, делать умозаключения и выводы, прогнозировать результат своей работы, чувствуют значимость своего труда, гордятся местом, где живут.

В ходе этой работы дети учатся планировать свою деятельность, делать умозаключения и выводы, прогнозировать результат своей работы, чувствуют значимость своего труда, гордятся местом, где живут.

Акция «Посади дерево» была посвящена героям ВОВ и 70 летию Победы. На территории детского сада дети, родители и сотрудники посадили аллею декоративных кустарников.

В течение года в нашем детском саду проходил проект «Мы помним. Мы гордимся».

В ходе этой работы дети узнали от родителей о судьбах героев, о тех, кто принимал участие в сражениях, о тех, кто работал на Победу в тылу, о тех, кто получил боевые награды. В память о защитниках родины сотрудниками детского сада совместно с родителями и детьми в нашем детском саду создана «Книга памяти», в которой собраны фотографии, рассказы о родственниках, принимавших участие в ВОВ.

Воспитатели и дети приняли участие в районном конкурсе на лучшее поздравление ветеранов «Вам из другого поколения», подарив ветеранам «Живую» открытку, в которой дошкольники говорили о том, какой они представляют войну и героев войны.

Интерес и эмоциональный отклик остался у детей от встречи с ветеранами и тружениками тыла. В рамках проекта дети посетили сельскую библиотеку, музей боевой славы, пансионат для ветеранов. На этих встречах увидели письма, медали участников войны, слушали рассказы ветеранов о нелегкой доле, выпавшей на плечи того времени, подарили ветеранам открытки, сделанные своими руками.

Кульминацией проекта стал творческий вечер с приглашением тружеников тыла, детей войны. Для ветеранов был организован концерт, в котором принимали участие дети, родители, сотрудники детского сада.

Интерес родителей и детей к краеведению позволяет расширить границы проектной деятельности, интегрировать содержание материала программы по познавательному развитию в другие образовательные области (художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, тем самым повысить качество образовательного процесса. А самое главное у детей повышается интерес к изучению истории родного края, чувство гордости за свою страну, что непосредственно приведет к восстановлению духовности и формированию основ нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Академик Д. С. Лихачев говорил:

«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Литература

1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост. : Т. М. Аникина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. – М. : УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.

2. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.

3. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина. : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004. – 80 с.

4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : АРКТИ, 2005. – 72 с.

5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт. -сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

6. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.

7. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

8. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация инклюзивного образования в ДОО в соответствии с ФГОС 1. Программно-методическое обеспечение. Нищева Н. В. система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. 1.

Организация работы с детьми летний период в соответствии с ФГОС МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я для воспитателей на тему: «Организация работы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС Частное дошкольное образовательное Учреждение Детский сад №1 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Санкт-Петербурга.

Организация книжного уголка в группах в соответствии ФГОС ДО ГБОУ «Гимназия №1272» ПЕДСОВЕТ «ОРГАНИЗАЦИЯ КНИЖНОГО УГОЛКА В ГРУППАХ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО» Выполнила: Куриленко В. В МОСКВА.

Организация методической работы по образовательной программе ДОУ «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО. Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области реализует основную.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в группе раннего развитияОрганизация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в группе раннего развития Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и оригинальным. В нашей группе.

Организация работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением в связи введением новых нормативных документов,является взаимодействие.

Презентация «Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» сл. Большая Мартыновка. Презентация "Формы работы с.

Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Семинар-практикум на тему: «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС». Цель: повышение.

Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС МДОУ детский сад п. Усть-Карск Сретенского района Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ
Опубликовано: 26 января 2018 в 13:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бурундукова (УИ 168352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД