Папки-передвижки

Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ

Екатерина Бурундукова
Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ

Вопросы нравственного воспитания, развития человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас проблема нравственного воспитания становится актуальной.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Публикация «Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ» размещена в разделах

Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, воспитывать чувство любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

У каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, расти и учиться. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать.

Теоретическим обоснованием программы «Краеведение» явились работы педагогов Щуркова Н. Е., Соловцова И. А., Филонов Г. Н., которые считали, что в связи с утратой общечеловеческой ценности одна из важных задач духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

В своей работе я руководствовались федеральными и региональными документами, определяющими цели и содержание духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения:

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,

федеральным государственным образовательным стандартом,

концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с законом РФ «Об образовании» определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В целевой программе Главного управления образования Курганской области «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Курганской области» поставлены задачи создания единого воспитательного пространства региона на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных учреждений.

В соответствии с ФГОС ДО задачи по формированию нравственной компетенции необходимо начинать с дошкольного возраста.

Содержание Основной образовательной программы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа.

В разработке Программы «Краеведение», участвовала творческая группа педагогов МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2». Программа является частью ООП ДО, формируемой участниками образовательного процесса.

При разработке программы учла основные общепедагогические принципы, что предполагает использование в работе с детьми современных технологий, таких, как проектирование, экспериментирование, информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Принципы реализации программы:

Доступность

Непрерывность

Научность

Системность

Преемственность

Культуросообразность

Программа состоит из 3 разделов:

Моя семья

Природа Зауралья

Моя малая родина

Участниками программы являются: воспитанники, воспитатели, родители.

Программа охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Целью программы является формирование нравственности и гражданской позиции на основе воспитания, уважения к семье, как к ячейке общества;

воспитание интереса и любви у детей к родному краю, его природе, культуре и традициям русского народа;

расширение представлений о своей малой Родине.

Программа рассчитана на все возрастные группы детского сада, усложняется с возрастом детей, и перекликается с целями и задачами программы под редакцией Н. Е. Веракса, по которой работает наш детский сад.

Содержание, цель и задачи определены для каждого смыслового раздела.

Раздел «Моя семья»

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «семья», учить называть членов семьи; внушать чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

2. Закреплять представление о трудовой деятельности родителей, их профессиях, традициях семьи.

3. Познакомить детей с историей детского сада, с его традициями, вызывать у них желание посещать детский сад, встречаться с друзьями

4. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Раздел «Природа Зауралья»

Цель:

Формирование первичных представлений об особенностях природы малой родины, формирование духовной потребности в общении с родной природой, стремление к познанию окружающей природы, в единстве с переживаниями нравственного характера, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, бережного и созидательного отношения к родной природе через различные виды детской деятельности, воспитание любви к своей малой Родине.

Задачи:

1. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии животного и растительного мира Курганской области.

2. Формировать первичные знания детей о проблемах животных и растений, занесённых в Красную книгу Курганской области, способов их сохранения.

3. Формировать основы экологического мировоззрения, системы элементарных научных экологических знаний, доступных дошкольнику;

4. Формировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе родного края; необходимые практические навыки и умения поведения в окружающей природе;

5. Формировать чувство значимости собственной деятельности по сохранению природы родного села.

6. Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности в живой и неживой природе, умение использовать полученные знания при взаимодействии с природой.

Раздел «Моя малая родина»

Цель: Формирование элементарных представлений об истории, достопримечательностях, социально-экономической значимости родного края; представлений о народах, живущих в Курганской области, культуре и традициях.

Задачи:

1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

2. Расширять представления о природных богатствах, растительном и животном мире, полезных ископаемых.

3. Формировать представление об исторических корнях села.

4. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости Курганской области.

5. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

6. Формировать представление об основных профессиях жителей.

7. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

8. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Содержательная часть программы состоит из 3 блоков. По каждому разделу разработаны тема занятия, дата проведения, содержание НОД, определены мероприятия в режиме дня, которые соответствуют теме недели. Так же определено количество часов по каждому разделу.

Подготовительная группа

разделл дата Тема недели Тема занятия Количество часов Содержание Мероприятия в режиме дня

Моя семья 05.10.-11.10. Моя семья (краеведение) «Дружная семья» 30 мин Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Создание выставки

«Моя семья»

Беседы: Профессии моих родителей;

В программе определены ожидаемые результаты на конец образовательного периода, что дети должны знать, уметь… понимать…

Знать:

• свою родословную, о профессиях своих родителей.

• правила поведения в природе;

• о культуре своего родного края.

• некоторые сведения из истории своего села,

• о достопримечательностях своего села,

• о традиционных праздниках русского народа;

• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.

Уметь:

• называть некоторые растения и животных Курганской области, занесенных в Красную книгу,

• уметь рассказывать о назначении объектов села, о его достопримечательностях.

• составлять генеалогическое древо семьи

• уметь ориентироваться по карте.

Понимать:

• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,

• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,

• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину.

• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа. С. Лесниково – это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.

• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.

Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к русским традициям, к традициям своей семьи.

Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.

Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села.

Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников.

Разработаны диагностические карты на все возрастные периоды

МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2»

Раздел «Моя семья» подготовительная группа

Фамилия, имя ребенка___

№ критерии Начало года Конец года

1 Имеет представление о том, что такое родословная.

2 Понимает родственные отношения: дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.

При реализации программы педагоги используют метод проектирования.

Раздел: «Моя семья»

Проект «Я и моя семья» - долгосрочный. В нем участвуют родители и дети. Работа проводится во всех возрастных группах. В ходе проекта у детей расширяются представления о профессиях своих родителей, о значимости их труда, о том, чем увлекаются родители их сверстников, о традициях семьи, спортивных и трудовых достижениях взрослых.

В результате проведенных мероприятий возрастает авторитет родителей в глазах ребенка, меняется представление о статусе семьи.

С увлечением дети и родители принимают а участие в конкурсах на лучшее генеалогическое древо, моделируют герб семьи, участвуют в творческих мероприятиях детского сада.

В рамках проекта по разделу «Моя малая родина» был проведен подпроект «Все работы хороши…», где дети познакомились с градообразующими предприятиями села, социальными образовательными и культурными организациями села, с людьми, которые работают в них, а так же с различными профессиями.

Интересными были встречи с работниками МЧС, сотрудниками музея Курганской сельхозакадемии, творческим коллективом дома культуры, фельдшером ФАП и т. д.

Интересно и содержательно прошел проект о ветеранах труда села Лесниково, проведенный в старшей, подготовительной группах. Для детей стало открытием, что их соседи, знакомые бабушки и дедушки, награждены медалями и орденами, и являются почетными жителями села.

Проект «Природа Зауралья» реализует один из разделов краеведческой программы детского сада. Он направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей.

Участие родителей и детей в проекте дает возможность восхищаться природой своей малой родины, позволяет прогнозировать разрушительные изменения в природе от негативного воздействия человека (мусор в лесу-уходят животные, сломал ветку – погибнет дерево, погибли птицы – появились вредные насекомые).

В рамках данного проекта дети при поддержке родителей и педагогов учатся оберегать окружающую природу, посильным трудом украшать то место, где мы живем, и считаем своей малой родиной. Дети участвуют в акции «Птичья столовая», «Дом для скворца», в подпроектах «Цветы на клумбе», «Огород на окне», «Овощи на грядке». В ходе этой работы дети учатся планировать свою деятельность, делать умозаключения и выводы, прогнозировать результат своей работы, чувствуют значимость своего труда, гордятся местом, где живут.

В ходе этой работы дети учатся планировать свою деятельность, делать умозаключения и выводы, прогнозировать результат своей работы, чувствуют значимость своего труда, гордятся местом, где живут.

Акция «Посади дерево» была посвящена героям ВОВ и 70 летию Победы. На территории детского сада дети, родители и сотрудники посадили аллею декоративных кустарников.

В течение года в нашем детском саду проходил проект «Мы помним. Мы гордимся».

В ходе этой работы дети узнали от родителей о судьбах героев, о тех, кто принимал участие в сражениях, о тех, кто работал на Победу в тылу, о тех, кто получил боевые награды. В память о защитниках родины сотрудниками детского сада совместно с родителями и детьми в нашем детском саду создана «Книга памяти», в которой собраны фотографии, рассказы о родственниках, принимавших участие в ВОВ.

Воспитатели и дети приняли участие в районном конкурсе на лучшее поздравление ветеранов «Вам из другого поколения», подарив ветеранам «Живую» открытку, в которой дошкольники говорили о том, какой они представляют войну и героев войны.

Интерес и эмоциональный отклик остался у детей от встречи с ветеранами и тружениками тыла. В рамках проекта дети посетили сельскую библиотеку, музей боевой славы, пансионат для ветеранов. На этих встречах увидели письма, медали участников войны, слушали рассказы ветеранов о нелегкой доле, выпавшей на плечи того времени, подарили ветеранам открытки, сделанные своими руками.

Кульминацией проекта стал творческий вечер с приглашением тружеников тыла, детей войны. Для ветеранов был организован концерт, в котором принимали участие дети, родители, сотрудники детского сада.

Интерес родителей и детей к краеведению позволяет расширить границы проектной деятельности, интегрировать содержание материала программы по познавательному развитию в другие образовательные области (художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, тем самым повысить качество образовательного процесса. А самое главное у детей повышается интерес к изучению истории родного края, чувство гордости за свою страну, что непосредственно приведет к восстановлению духовности и формированию основ нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Академик Д. С. Лихачев говорил:

«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Литература

1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост. : Т. М. Аникина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. – М. : УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.

2. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.

3. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина. : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004. – 80 с.

4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : АРКТИ, 2005. – 72 с.

5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт. -сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

6. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.

7. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

8. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.

Прикреплённые файлы:

programa_64pai.pptx | 9231,48 Кб
 
Публикации по теме:

Организация инклюзивного образования в ДОО в соответствии с ФГОС 1. Программно-методическое обеспечение. Нищева Н. В. система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. 1.

Организация работы с детьми летний период в соответствии с ФГОС МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я для воспитателей на тему: «Организация работы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС Частное дошкольное образовательное Учреждение Детский сад №1 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Санкт-Петербурга.

Организация книжного уголка в группах в соответствии ФГОС ДО ГБОУ «Гимназия №1272» ПЕДСОВЕТ «ОРГАНИЗАЦИЯ КНИЖНОГО УГОЛКА В ГРУППАХ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО» Выполнила: Куриленко В. В МОСКВА.

Организация методической работы по образовательной программе ДОУ «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО. Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области реализует основную.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в группе раннего развитияОрганизация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в группе раннего развития Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и оригинальным. В нашей группе.

Организация работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением в связи введением новых нормативных документов,является взаимодействие.

Презентация «Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» сл. Большая Мартыновка. Презентация "Формы работы с.

Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Семинар-практикум на тему: «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС». Цель: повышение.

Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС МДОУ детский сад п. Усть-Карск Сретенского района Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по краеведению в соответствии с ФГОС в ДОУ
Опубликовано: 26 января 2018 в 13:38
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД