Анна Иванова
Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное Учреждение Детский сад №1
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Санкт-Петербурга
Методическая разработка по организации физкультурно-оздоровительной работы на тему :
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Автор:
воспитатель
Пашкевич Анна Анатольевна
Санкт-Петербург
2017 г.
Актуальность.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это самое главное, что необходимо сделать всем ДОУ.
Задачи сохранения и укрепления здоровья получили свое отражение в нормативно-правовых документах современного общества: Законе РФ: «Об образовании в РФ», СанПиНе 2.4.1.3049-13, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенции о правах ребенка» и т. д.
Наш детский сад усиленно работает над этим вопросом. Изо дня в день мы организуем различные виды оздоровительных мероприятий.
Основными задачами по физическому воспитанию дошкольников являются:
Охрана и укрепление здоровья детей;
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Обеспечение психического и физического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания:
• Рациональный режим;
• Питание;
• Закаливание (в повседневной жизни и специальные меры закаливания);
• Утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Физкультурно –оздоровительная работа включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ежегодно в начале каждого учебного года в нашем детском саду составляется комплексный план оздоровительных занятий на год:
1. Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года).
2. Гимнастика после сна (ежедневно в течение года).
3. Дыхательная гимнастика (2 раза в неделю).
4. Воздушные ванны (перед сном, после сна).
5. Физкультурные занятия (2 раза в неделю).
6. Проветривание ванны (перед и после сна).
7. Пальчиковая гимнастика (3 раза в неделю).
8. Полоскание горла (ежедневно).
9. Витаминизация: соки, напитки, сиропы (ежедневно).
10. Закаливание солнцем (в летний период).
11. Профилактика плоскостопия (ежедневно).
12. Профилактика осанки детей (ежедневно).
13. Физкультминутки (ежедневно).
14. Подвижные игры (ежедневно).
15. Прогулки.
16. Закаливание.
17. Работа с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в саду созданы следующие условия :
1. Спортивный зал оснащен спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
2. Имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
3. Имеется музыкальный зал; существует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы сада зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом.
Предварительно составляется план работы по совместной деятельности на год, включающий в себя:
Консультации для воспитателей (например, «Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна»);
Планирование выступлений на педсоветах («Охрана жизни и здоровья детей», «Итоги оздоровительной работы»);
Планирование медико-педагогических совещаний («Эффективность физкультурно-оздоровительной работы», «Итоги оздоровительной работы»).
В данное время я работаю в средней группе (3-5 лет). У меня в группе создан уголок физической культуры, где располагаются различные физические пособия и оборудование, в том числе и для профилактики плоскостопия.
Это позволяет дошкольникам упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Участок нашего детского сада огорожен и озеленен. Имеются: песочницы, лесенки, гимнастическая стенка, футбольные ворота.
Я также практикую сон без маек и подушек для профилактики нарушения осанки, часто прибегаю к массажу ушных раковин для снятия умственной усталости у детей во время НОД.
Во время адаптационного периода для детей я создаю щадящий режим:
• Сокращенный день ребенка;
• Присутствие мамы в группе;
• Повышенное внимание со стороны персонала группы.
Как показывает практика, это способствует спокойному течению периода адаптации впервые поступивших в детский сад детей.
Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению процедур закаливания, что способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Для эффективности закаливания в моей работе необходимы :
o Четкая организация теплового и воздушного режима помещения;
o Подбор неперегревающей одежды детей;
o Соблюдение режима прогулок во все времена года;
o Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, который я практикую в своей работе :
• Прием детей на улице (при температуре до -15).
• Утренняя гимнастика (в носках).
• Полоскание рта после обеда.
• Физкультурные занятия в зале (в носках).
• Физминутки во время НОД, профилактика нарушения зрения.
• Чесночные «киндер яички».
• Фитонциды (лук, чеснок).
• Смазывание носа оксолиновой мазью.
• Прогулки: дневная и вечерняя.
• Оптимальный двигательный режим.
• Сон без маек и подушек.
• Дыхательная гимнастика в кроватях.
• Закаливание: умывание, ходьба босиком, упражнения по профилактике плоскостопия.
В своей работе я использую различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают :
• сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
• занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
• занятия-тренировки основных видов движений;
Я уделяю особое внимание работе с родителями, в которую входят: консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т. д.
В конце каждого учебного года я провожу мониторинг посещаемости детей в своей группе. Как правило, анализ данных мониторинга показывает положительный результат, что подтверждает эффективность моей физкультурно-оздоровительной работы в течение всего учебного года.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейших труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Список используемой литературы:
1) Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160 с.
2) Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.
3) Пензулаева Л. И. Физическая культура в детской саду: Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
4) Пензулаева Л. И, Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
5) Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
6) Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с малышами. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.