МААМ-картинки

Оригаметрия. Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами

Галина Сорокина
Оригаметрия. Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами

Введение.

Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.

Публикация «Оригаметрия, Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами» размещена в разделах

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. Оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение.

В начале периода, когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения. Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

Фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. В оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов. Связь искусства оригами и науки геометрии способствовала появлению на свет новой науки – оригаметрии, которая дает новый простор в развитии этих наук. Оригаметрия - область очень молодая, и пока не существует ни соответствующих программ, ни учебников, которые давали бы подробный систематически материал. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима.

То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как Антон Семенович Макаренко,Тамара Семеновна Комарова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Фридриху Фребелю. Искусство оригами как нельзя лучше подходит для решения данных задач. Еще в XIX веке немецкий педагог ФридрихФребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения.

Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в дошкольных учреждениях. «Преобразование пространства и плоскости с помощью техники «Оригами»» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. От её решения зависит не только успех подготовки дошкольников к изучению систематического курса геометрии в школе, но и повышение уровня их математических знаний в целом.

В наше время в развитых странах обучение геометрии при помощи оригами практикуется во многих детских садах. Простая операция складывания бумаги не требует особых навыков, кроме воображения; порождает своеобразную геометрию, не менее богатую, чем геометрия циркулем и линейки. Без знания некоторых математических понятий нельзя приступить к выполнению оригами. В алгоритмах, показывающих, как собрать оригами всегда встречаются такие математические понятия, как квадрат, половина, середина и т. д.

К примеру, возьмём начало простого алгоритма сборки оригами :

• Согните лист к середине

• Согните пополам

Мы видим, что в данном алгоритме, как и во всех других, присутствуют математические понятия. В этом и заключается помощь математики оригами. С помощью оригаметрии есть возможность показать, что математика не сухая наука, а красота и гармония. Слайд:7Лист бумаги – это плоскость; согнув его получается линия пересечения плоскостей. В процессе преобразования плоских и объёмных фигур с применением методов оригами ребёнок оперирует геометрическими объектами, усваивает геометрические понятия, экспериментально изучает свойства фигур. Изменение геометрических фигур, их перемещение мотивирует познавательную деятельность детей. Слайд: 8В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).

Слайд: 9одновременно происходит:

• обогащение словаря специальными терминами (вертикальная линия, горизонтальная линия, диагональ, точка пересечения и. тд.)

• Развивается пространственное воображение (верхний угол, верхний правый угол, нижний левый, глухая сторона)

• Стимулирует развитие памяти (это многократное повторение)

• Развивает творческие способности (путем сложения квадрата различными способами)

• Учит читать чертежи (при помощи д/и «Покажи правильно»)

• Знакомит детей с геометрическими понятиями

• Улучшает способность следовать устным инструкциям

• Учить точным движениям пальцев под контролем сознания. ( Например: мы делаем с детьми базовую форму треугольник, если дети неправильно сложат фигуру, то получится не три угла, а больше, значит получился не треугольник, а допустим четырехугольник)

Складывание бумаги – процесс творческий. Можно сложить так, а можно иначе. Работа кистей рук. Развивается моторика, оттачиваются мелкие движения пальцев, его пальцы становятся «ловчее» а, следовательно, улучшается и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

Слайд:10Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания на опыте детей.

Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к дошкольному и школьному обучению. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе, тревожного состояния его в школе.

Слайд:11Оригаметрия это один из методов конструирования из бумаги и других материалов и является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с этой техникой в средней группе.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Слайд:12Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, Слайд13в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Слайд: 14Для конструктивных работ в средней группе, как правило, используются готовые базовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Слайд15 Материал по оригаметрии в средней и в старших группах можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий:

по развитию речи ( например: пальчиковый театр, фигурки которые сделанные по схемам оригами)

экологии ( например: Д/и «Четвертый лишний», «Найди сходства и различия»

а сложенные детали игрушек применять как материал по формированию у детей навыков количественного и порядкового счета.

Слайд16. В старшей и подготовительной группе работа по изучению геометрических фигур включает в себя следующие задачи:

Обучающие

• Закрепить знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах; понятия и базовые формы оригами. (Возмем квадрат сложим его по диагонали и получится треугольник. У него два угла острых, один прямой. Тоже можно сказать и про стороны треугльника)

• Формировать умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, следовать устным инструкциям, читать схемы изделий. (Описание цветочного горшка)

•. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам, по описанию, представлению. (Рассказ оригами – божья коровка)

• Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из нескольких частей).Обучение различным приемам работы с бумагой.

Слайд17Развивающие:

• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

• Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук и глазомера.

• Развитие художественного вкуса, конструктивных, творческих способностей и фантазии детей, с учётом индивидуальных особенностей.

Воспитательные:

• Воспитание интереса к искусству оригами. (При помощи познавательной и художественной литературы)

• Расширение коммуникативных способностей детей. (в процессе складывание фигур оригами идет диалог между воспитателем и ребенком, ребенком и ребенком.

• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Слайд 18Для решения поставленных задач мы используем оригами, в основном «Классическое», на занятиях по математике и ручному труду.

Классическое оригами предполагает изготовление фигурки из квадрата без ножниц и клея.

На первых занятиях мы знакомим ребят с основными приемами техники оригами. (показ приемов).

Слайд 19Виды основных приемов техники оригами :

Устные инструкции воспитателя

Работа по схемам (читать чертежи)

Складывание фигур по образцу

Слайд20 Особенности этих приемов таковы, что уже на этапе ознакомления с ними дети отрабатывают основные геометрические понятия. Для этого хорошо подходят несложные базовые формы – дом, лодка, бумажный змей, створки двери, книжка, вертушка, а также задания на получение треугольника, квадрата (блинчик). На этих же занятиях можно отработать технику складывания.

Слайд 21При проведении первых занятий мы обращали особое внимание на допускаемые ошибки: неравенство сторон, не параллельность сторон, неравенство углов при делении угла пополам. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движений детей. Но основным недочетом дошкольников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

Слайд 22Так же на этом этапе в процессе складывания простейших фигур дети знакомятся с основными геометрическими фигурами проговаривая, что получится если сложить квадрат по диагонали, то получится (треугольник) или по вертикали (прямоугольник) знакомятся с основными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник, понятиями (точка, прямая, отрезок, угол, диагональ, вертикальная линия, горизонтальная линия, их свойствами.

(Слайд 23)На этом этапе в игровой форме дети делают плоские фигурки.

Это создает предпосылки к творческой деятельности, стимулирует развитие мышления. На этом этапе ребенок учится складывать фигурки по образцу.

Видео Сейчас мы покажем вам фрагменты образовательной деятельности с различными видами основных приемов техники оригами :

1) Устные инструкции воспитателя

2) Самостоятельное выполнение фигуры с проговариванием в слух самого ребенка.

3) Индивидуальная работа по схемам с устной инструкцией, и самостоятельным выполнением ребенка проговариванием в слух.

Так же на занятиях по математике при помощи оригаметрии с детьми мы использовали следующие типы заданий:

– найди и покажи горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

– сложи квадрат разными способами;

– дай названия фигурам;

– найди все квадраты ;

– найди все треугольники.

При помощи этих заданий, а также при изготовлении несложных базовых форм и фигурок в технике оригами, в которых присутствуют данные понятия, мы выявили, какими геометрическими знаниями и представлениями обладают дошкольники на вербальном уровне.

По этим заданиям задавали следующие вопросы:

– Какие геометрические фигуры ты знаешь?

– Какие геометрические фигуры можно увидеть дома, в детском саду, на улице?

Эти задания можно видоизменять в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, интереса. Особенно эффективно использование геометрических основ оригами для занятий математикой во вне занятий.

Эта работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у дошкольников интереса к учебной деятельности, так как содержание вне занятий не столь строго регламентировано, оно позволяет более полно и оперативно использовать новейшие методики и формы обучения дошкольников.

Слайд 24На втором этапе особое место уделяется работе по схемам складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный путь работы. Слайд 25Для закрепления приема работы по схемам (умением читать чертежи) в техники оригами. Мы в своей работе используем дидактические игры «Назови и покажи», «Покажи правильно», «Конструкторское бюро» Эти игры помогают запомнить детям условные обозначения оригами и базовые формы.

Слайд 26Например, рассмотрим дидактическую игру «Конструкторское бюро» :

Цель игры: закрепить знание условных обозначений в оригами, умение читать схемы и выполнять действия по схемам, согласно условным обозначениям, добиваясь конечных результатов.

Слайд 27Описание игры: У детей –квадраты бумаги, у педагога карточки с условными обозначениями. Задумав какую-то модель, педагог поочередно показывает

карточки. Дети выполняют действия согласно знакам, проговаривая вслух, что они делают. Более сложный вариант – дети работают самостоятельно, молча. У тех, кто слушал внимательно, все делал точно, и результат получится отличный.

Слайд 28Неправильное их прочтение не позволит достичь результата. Эта первоначальная работа по схемам направлена на развитие высшей формы восприятия – осмысленного визуального восприятия, которая связана с развитием пространственного мышления. Любая схема оригами дает ребенку опыт работы с геометрическим чертежом.

Формирование представлений о форме является важной задачей сенсорного развития ребенка, а именно с сенсорики, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается умственное развитие ребенка.

Слайд 29Для закрепления основных приемов техники оригами мы используем практический метод – это дидактические и интерактивные игры:

«Что напутал художник"

"Угадай кто лишний" :

«Геометрическая мозаика»;

«Назови и покажи»;

«Конструкторское бюро»;

«Покажи правильно»;

«Назови геометрическую фигуру»;

«Найди сходство и различие»;

«Найди ошибку»;

«Собери разбитые предметы»;

Слайд 30 Например рассмотрим интерактивную игру: «Из каких геометрических фигур состоит изображение?»

Цель игры: учить детей видеть геометрические фигуры в фигурах оригами и правильно их называть.

Ход игры: Воспитатель показывает изображение. А дети называют из скольких геометрических фигур состоит изображение ( например кот: 4 треугольника, 2 шестиугольника, 2 круга 1 трапеция)

Значение оригаметрии для развития детей : Слайд31

1. Учит различным приёмам работы с бумагой : сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

2. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуя мелкую моторику рук. Слайд32

3. Развивает глазомер. Слайд33

4. Учит концентрации внимания.

5. Учит следовать устным инструкциям. Слайд34

6. Стимулирует развитие памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить алгоритм её изготовления, приёмы и способы складывания. Слайд35

7. Закрепляет представления о геометрических фигурах, понятиях: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина; при этом активизируется словарь ребёнка специальными терминами.

8. У ребёнка развивается пространственное воображение. Слайд36

9. Дети учатся читать чертежи.

10. У детей развиваются творческие способности, активизируется воображение, фантазия.

11. Совершенствуются трудовые навыки; дети учатся аккуратности, бережному, экономному использованию материала.

Создание условий в группе.

Слайд37Согласно задачам дошкольного образования ФГОС ДО:

Немаловажное значение имеет создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

При оформлении в своей группе уголка по оригаметрии в соответствии с ФГОС ДО, мы учитывали комплексирование и гибкое зонирование.

Оборудовали уголок по оригаметрии в зоне познавательного развития:

• Изготовили пооперационные карты на каждую фигурку;

• изготовили схемы базовых форм;

• пополнили уголок дидактическими и развивающими играми (где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений;

Сотрудничество с семьей

Слайд38Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.

Слайд39Для ознакомления родителей с данной темой мы оформляем

папки – передвижки с подробным описанием изготовления фигуры поэтапно. В спокойной обстановке родители могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. «Оригами»

Консультации:

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»;

«Значение оригами для развития мелкой моторики»;

«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»;

«Оригами и психология»;

Памятка:

«Общие правила при обучении техники оригами»;

Слайд40 Буклеты для родителей в МБДОУ №10 являются одной из форм. дифференцированной работы с семьей. Каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по изготовлению поделок, фигур в семье и детском саду.

Заключение.

Слайд41В процессе своего опыта работы мы убедились, что систематические занятия техникой оригами положительно влияют на психическое состояние ребенка-дошкольника, приводя его в здоровое равновесие. У наших воспитанников стала снижаться тревожность и повышенная возбудимость, что позволяло им легче адаптироваться к различным ситуациям общения. Дети активно стали проявлять себя на занятиях по математике, конструированию и развитию речи.

Искусство оригаметрия – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! Оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами можно выйти за границы стандартной математики и познакомиться на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.

Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Публикации по теме:

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Организация работы по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Организация работы по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы» Выполнила Данилова Н. А. МБДОУ №64 Воспитатели и специалисты.

Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности АННОТАЦИЯ. На сегодняшний день количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно.

Организация воспитательной работы в ДОО с детьми группы риска Из опыта работы Железова М. Е., Струцкая А. В. БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» В работе с детьми группы «риска».

Организация логопедической работы с детьми-билингвистами Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в организации логопедической работы с детьми – билингвистами. Задачи: • Познакомить педагогов.

Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Пасхальное настроение с помощью модульного оригамиПасхальное настроение с помощью модульного оригами С празднованием Пасхи связано множество обычаев и обрядов, к числу которых относится христование крашеными яйцами. Яйцо – это главный символ.

Организация развивающей работы с детьми Комментарий к презентации по развивающей работе с детьми. Рассмотрим феномен «картины группы». Выбор статуса группы происходит по следующим.

Применение психолого-педагогических технологий, отражающих специфику работы с различными категориями воспитанников В своей работе с различными категориями воспитанников я использую, в основном, здоровьесберегающие технологии. Элементы телесно-ориентированной.

Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами «Оригаметрия» Тема: «Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами» (Оригаметрия). В. А. Сухомлинский писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оригаметрия. Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами
Опубликовано: 7 октября 2016 в 10:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД