Организационно-педагогические условия кружковой работы по изготовлению национальной посуды

Егор Жирков
Организационно-педагогические условия кружковой работы по изготовлению национальной посуды

В последнее время научно-технический прогресс предъявляет все более высокие требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, а, следовательно, и к системе образования.

В наше время очень важно не только не растерять и изучить многовековой культурный и эстетический опыт народов нашей республики, но и передавать его подрастающему поколению.

Актуальность: приобщение подрастающего поколения к самобытной жизни и деятельности предков.

Цель исследования – выявление организационно-педагогических условий, необходимых для кружковой работы по изготовлению национальной посуды.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия для кружковой работы по изготовлению посуды.

Объект исследования: процесс организации условий для кружковой работы по изготовлению посуды.

Гипотеза: организационно-педагогические условия для кружковой работы по изготовлению национальной посуды будут определены если:

- приобщить детей к традиционным видам искусства через трудовую деятельность, то формировались бы у детей национальное самосознание на примерах традиционных видов искусства.

В соответствие с поставленной целью, гипотезой, объектом и предметом исследования намечены следующие задачи:

1. Изучить педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования.

2. Раскрыть значимость организации работы кружка по изготовлению национальной посуды, анализировать свой опыт работы.

3. Разработать образовательную программу кружка по изготовлению национальной посуды.

4. Образовательную программу ввести в практику работы со школьниками.

5. Повышать мастерство педагога.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, обобщение.

Новизна и практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в изучении и освоении программ по технологии изготовления национальной посуды студентами, учителями технологии, руководителями кружков.

База исследования: Кобяйский улус, Мукучинский Дом школьника.

Методологическая основа:

- методические материалы (Кондратьев П. П., Акимов В. В., Стручкова П. И., Петрова С. И.).

1. Обучение учащихся традиционным видам прикладного искусства на кружковых занятиях

Декоративно-прикладное искусства занимает особое место в жизни и истории якутского народа.

Одним из видов декоративно-прикладного искусства является резьба по дереву.

Искусство изготовления национальной посуды становится популярным в наши дни. По старым образцам создаются уникальные изделия.

В общеобразовательных учреждениях республики распространена учебная программа «Сатабыл» которая призвана готовить учащихся национальной школы по обобщенным политехническим умением и знаниям необходимым для жизни в экстремальных условиях крайнего севера.

Внеклассная работа по формированию практических навыков по прикладному искусству преследует в основном те же цели и решает те же задачи, что учебные занятия, но она расширяет кругозор школьников, позволяет привлекать новый материал, подавать его в более сложной форме с опорой на активный интерес учащихся их творческую инициативу.

Развивая свои творческие способности, практические умения и навыки, воспитанник кружка «Национальная посуда», ученик 10-го класса Иванов Витя стал лауреатом улусной и дипломантом республиканской выставки.

Для успешного проведения занятий кружка прикладного искусства каждый педагог-мастер составляет план своих мероприятий, намечает их тематику, определяет цели и задачи, продумывает методическое обеспечение.

Успех работы кружка прикладного искусства зависит от увлеченности и мастерства руководителя, правильной организации занятий, обеспеченности необходимым инвентарем, регулярности занятий и их конкретного планирования.

Систематические занятия по декоративно-прикладному искусству и обогащение детского воображение предметами народного творчества ведут к тому, что замыслы детей становятся более самостоятельными, а вделанные ими поделки приобретают свой стиль. У них развивается способность находить различные варианты создания того или иного узора. В этом случае руководитель вполне может считать поставленную задачу решенной – его труд не пропал даром.

С первых самостоятельных занятий можно объединить ребят в небольшие подгруппы, дать им общее задание. Чтобы пробудить интерес к подобным занятиям, руководитель кружка показывает школьникам своеобразные приемы работы и обучает технике труда. Это очень тонкий психологический прием, с помощью которого ребята получают представление о данном виде деятельности, о возможностях человека. Не нужно только перегружать их, иначе можно отбить всякую охоту к творчеству. Чем больше у учащихся впечатлений, тем интереснее разнообразнее их замыслы, а наличие умений и навыков позволяют им легко браться за воплощение своих идей.

Задача руководителя кружка – творчески, в соответствии с возрастными особенностями детей и целями занятий, последовательно и в доступной форме сообщать необходимые научные сведения школьникам. Посильное обучение способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и содействует ускорению их общего развития.

Каждый ребенок от природы наделен чувствами, от развития и воспитания которых зависит его способность к эстетическому восприятию действительности.

Учить эстетическому восприятию средствами национального прикладного искусства – это значит обучать целому ряду умений: творчески анализировать произведения декоративно-прикладного искусства своих предков, давать оценку различным современным художественным изделиям, замечать природную красоту, которое может выражаться в правильных пропорциях, формах, в цвете, линиях.

Таким образом, работы педагогов-мастеров, народных умельцев различных кружков по прикладному искусству оказывают влияние на развитие способностей школьников к художественному творчеству, формирование их эстетического вкуса, умение понимать и ценить традиционный труд.

2. Организация кружковой работы «Национальная посуда»

Восстановление искусства народных промыслов в виде прикладного творчества является связующим звеном прошедшего с настоящим, настоящего с будущим народа. Каждая старая вещь, дошедшая до нас, является весточкой из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествовавшей нашему времени. Мы сегодня выражаем глубокое уважение мастерам-умельцам, мудрым народным творцам материальной и духовной культуры коренного народа.

С целью возрождения и развития народных художественных традиций в домах детского творчества, школах можно создавать мастерские по изготовлению национальной посуды.

В Мукучинском Доме школьника нами организован кружок, где цели и задачи таковы:

1. возродить национальное прикладное искусство по изготовлению национальной посуды.

2. воспитывать интерес, уважение и любовь национальному прикладному искусству.

3. способствовать развитию у детей творческого мышления, фантазии, воображения.

4. научить детей любить и уважать труд, понимать его необходимость и целесообразность.

Программу мы разработали для учащихся 6-11 классов, т. к. в этом возрасте они способны выдерживать физические нагрузки, более усидчивы, чем младшие школьники, они могут справиться с техникой изготовления национальной посуды.

В образовательную программу включены следующие основные вопросы:

1. История развития народного прикладного искусства.

2. Формообразующие факторы.

3. Композиционные закономерности, свойства и средства гармонизации фронтальных и объемных композиций.

4. Орнамент в народном искусстве Якутии.

5. Проектирование изделий на основе народных традиций.

6. Художественная обработка изделий:

• Характер, назначение и форма изделия;

• Заготовка материала;

• Геометрический художественный орнамент;

• Копирование традиционных образцов;

• Выполнение творческой работы.

Занятие ребенка любым направлением прикладного творчества – это приобщение к искусству и, обычно, с малых лет.

Огромное влияние оказывает искусство на духовный мир подрастающего поколения. Характер этого воздействия во многом определяется уровнем эстетической культуры школьников. Мы ставим своей целью развивать у воспитанников не только тягу к знаниям, но также и осознанную потребность в творчестве, способность к творчеству.

У многих школьников старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. Эстетические чувства потребности и идеалы стимулируют общественно-полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. В этом и состоит воспитательная функция искусства.

Наиболее оптимальными условиями для развития художественных способностей детей располагают кружки и студии декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. В частности, у нас на занятиях кружка «Национальная посуда» дети занимаются декоративно-прикладным творчеством и изобразительным искусством, приобретают новые знания и навыки, без чего немыслимо развитие способностей и творческих начал.

Опыт и практика показывает, что не может быть какой-то единой универсальной системы художественного воспитания детей. Тем не менее, основные принципы художественного воспитания детей могут стать основными принципами методики организации учебно-творческой и учебно-воспитательной работы в кружке. Это развитие художественного вкуса с помощью природы, произведений традиционного искусства, обучения изобразительной грамоте, сохранение и развитие индивидуальных и национальных особенностей в творчестве учащихся.

В практической работе с воспитанниками осуществляются принципы по следующим направлениям:

• Формирование практических умений;

• Формирование художественных знаний;

• Воспитание увлеченности искусством – (художественного воспитания и созидания).

Практика работы в кружке определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок и практических действий:

• Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

• Метод упражнения в практических действиях;

• Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;

• Метод побуждения к сопереживанию в чем-то, воспитание положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к плохому в окружающем.

Практическое применение методов и приемов на занятиях осуществляется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, потенциальных возможностей каждого кружковца. А в кружке «Национальная посуда» занимаются дети среднего и старшего школьного возраста, у которых активно проявляются способности к размышлениям и рассуждениям, к самокритике, к сравнительному анализу своих и чужих произведений. Также в кружке занимаются дети старшего школьного возраста, у которых отмечено развитие абстрактного мышления, пространственных представлений, почти сформировано мировоззрение, индивидуальные творческие особенности, манеры самовыражения, яркое проявление в творчестве национальных особенностей.

Программа наша предусматривает ознакомление с народными художественными изделиями, творчеством художников, народных мастеров Якутии, освоение материала, основами композиции декоративного рисования.

Программа кружка «Национальная посуда» для обучения учащихся 7-9 классов по изготовлению национальной посуды базируется на общих и на специальных технологических знаниях и умениях. Использование в едином приеме теории и практики создает благоприятные условия для развития у обучаемых творческих способностей и склонностей, приобщение их к созданию оригинальных и красивых изделий, трудового и эстетического воспитания, профессионального самоопределения.

Целью занятий в кружке «Национальной посуды» мы ставили:

- расширить знания, научить умениям и навыкам по возрождению материально-духовных ценностей своего народа;

Задачами перед педагогами и кружковцами поставили:

- ознакомить детей с технологией обработки дерева по изготовлению национальной посуды;

- научить детей ценить и беречь красоту и создавать эту красоту своими руками;

- приобщить школьников к процессу возрождения национальных традиций, культуры;

- воспитать уважение к народным традициям;

- формировать умения и навыки обработки изделий;

- развить индивидуальные творческие способности у школьников;

- развить познавательную активность, самостоятельность.

Важное место в программе отводится беседам о народном искусстве, о специфике традиционной обработке изделий, зарисовкам и копированию лучших образцов, использованию на занятиях специально подобранных по темам иллюстраций, фотографий, требованиям, техники безопасности.

Программа кружка «Национальная посуда» рассчитано на три года обучения школьников 7-9 классов.

При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения детьми усвоенных знаний и умений в процессе изготовления изделий.

На каждом занятии руководитель проводит вводный, текущий и заключительный инструктажи.

В течение второго года обучен[/i]ия учащиеся совершенствуют умения:

- выполнять работу самостоятельно по составленному плану и с опорой на схему;

- работать коллективно, распределяя обязанности;

- осуществлять взаимоконтроль;

- создавать образы по собственному замыслу;

- контролировать свою работу на всех этапах ее выполнения.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

- новые приемы работы в уже известной технике;

- приемы разметки с помощью создания эскиза;

- свойства материалов;

- последовательность технологических операций: выбор заготовок, оформление.

В течение третьего года обучения учащиеся приобретают умения:

- организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддержать порядок во время работы;

- проявлять элементы творчества на всех этапах;

- эстетично оформлять изделия;

- вносить предложения по совершенствованию конструкции и технологии по изготовлению посуды.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

- название и назначение инструментов, приемы безопасной работы;

- новые операции обработки материалов.

Таким образом, программа кружка «Национальная посуда» рассчитана на три года обучения.

В первом и втором годах обучения учащиеся знакомятся с основами материаловедения, обработкой сырья, орнаментом. В третьем году обучения учащиеся знакомятся основами приемов по изготовлению посуды. В конце обучения в кружке «Национальная посуда» мы пришли к выводу, что учащиеся сами умеют обрабатывать материал, знают все операции обработке материалов, изготавливают по своим эскизам изделия, сувениры, чорооны. Умеют эстетично оформлять изделия и вносить предложения по технологии изготовления изделий. В процессе творческой работы развивать практические умения и навыки, совершенствовали творческое воображение.

Эта программа апробирована в Мукучинском Доме школьника Кобяйского улуса и получены хорошие результаты работы. Так, учащиеся, которые занимались по данной программе по изготовлению национальной посуды, имеют устойчивые умения и навыки работы по дереву. Результативность апробации показывают их участие и награды на выставках разных уровней: улусные, республиканские, на выставке в рамках Международных спортивных игр «Дети Азии». Опыт нашей работы распространен в Кобяйском и Вилюйском улусах на семинарах по прикладному творчеству детей.

На начальном этапе обучения в основном используется методика копирования изделий, традиционных классических образцов. Затем более сложным дидактическим приемом является обучение творчеству. Этот этап обучения предусматривает постепенное освоение школьниками закономерностей формообразования, композиционных приемов или средств художественной выразительности и основ художественного проектирования.

Особенности методики преподавания кружка. Программа не охватывает, безусловно, летний период, когда школьники могли бы совместно с преподавателем организовывать выезды в те улусы, где проживают народные мастера – носители культуры, проводят сборы материала. Особое внимание уделяется длительным технологическим процессам: от сбора сырья до его обработки в материал. Школьники участвуют в этом процессе только через трудовую деятельность, можно выработать практические навыки и умения. Содержание обучения по данной специализации заключается в том, что учащиеся в практической форме осваивают технико-художественные приемы обработки и оформления материалов, комплекс формообразующих факторов и композиционных закономерностей. Такой широкий круг изучаемых компонентов прежде всего направлен на формирование у учащихся творческих способностей. Первое занятие – вводная беседа, направлена на обзор особенностей формирования и развития эстетической культуры, в том числе декоративно-прикладного искусства как части культуры.

В Мукучинском Доме школьников при работе по изготовлению национальной посуды имеется достаточная оснащенность материально-технической базой:

- работа ведется с детьми на токарном станке

- практикуются на сверлильном станке

- обучаем работе на циркулярном станке

- дети получают навыки работы электрическим лобзиком.

На занятиях кружка «Национальная посуда» проводим работу по возрождению традиционного изготовления национальной посуды. Детей интересует работа древних умельцев: различные украшения, одежда, обувь, предметы обихода и инструменты, приспособления, применяемые для работы по изготовлении национальной посуды. Одним из способов приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, традициям родного народа и его духовным, нравственно- эстетическим ценностям является организация и проведение в Доме школьника разных кружков по декоративно-прикладному искусству. Занятие по декоративно-прикладному искусству в сочетании с учебными занятиями по другим предметам обучения помогают школьникам приобрести глубокие и прочные знания национальной посуды народа саха, воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, формирует культуру труда, умение работать в коллективе. Для успешного занятия по дереву детям помогают знания учебных предметов, которые развивают точность, аккуратность, глазомер и другие качества. Это уроки черчения, математики, изобразительного искусства, кроме того, нужны знания по национальной культуре, языкам, литературе.

Внедрение технологии по изготовлению национальной посуды кружок «Национальная посуда» дает учащимся возможность овладеть практическими умениями и навыками. Полученные знания, умения и навыки учащиеся используют при изготовлении различных видов изделий, придавая им современное звучание, создают в народном стиле современную вещь.

Для открытия значительных возможностей и для повышения качества обучения внедрены методы проектов. Особенностью этого метода является то, что ученики исследуют, анализируют необходимые информации, готовят эскизы и проекты, изготавливают изделия, оценивают и публично защищают свою работу. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки.

Понимая, что одним из условий результативной работы кружка по обучению детей изготовлению национальной посуды из дерева является повышение мастерства самого педагога, я постоянно стараюсь заниматься самообразованием, повышением квалификации на курсах, семинарах:

- курсы повышения квалификации по программе «Сатабыл» Института повышения квалификации работников образования;

- проведение мастер-классов на региональном семинаре по прикладному творчеству;

- участие на улусных и региональных педагогических чтениях /Чиряевские чтения/.

Так, изучение обучающих программ по технологии, работа по программе «Национальная посуда» для изготовления якутской посуды с использованием выше указанных технологий в Мукучинском Доме школьника позволяет прививать в детях практические навыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе опыта работы с обучающимися по образовательной программе «Национальная посуда» по изготовлению национальной посуды с целью выявления организационно-педагогических условий для работы кружка сделали следующие выводы и рекомендации для педагогов-практиков:

- для успешной работы по внедрению технологии по изготовлению национальной посуды на занятиях кружка способствует ведение образовательного процесса по разработанной программе обучения;

- эффективно использование различных методов обучения, так, метод проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность.

- для работы кружка первостепенную роль имеет материально-техническая оснащенность мастерской;

- немаловажным условием является получение учащимися знаний по другим учебным предметам;

- для успешной работы с детьми необходимо повышение квалификации, мастерства педагога;

- учащиеся, овладевшие мастерством, при дальнейшем его совершенствовании, применяют свои знания и умения в практической деятельности, продолжают обучение по профилю в средних специальных и высших учебных заведениях.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования навыков сюжетного рисования детей дошкольного возраста (из опыта работы) На современном этапе мировое сообщество переживает изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека. Проблемы общества порождают.

Круглый стол «Организационно-педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров; 2. Формирование представлений у дошкольников об опасных.

Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка" воспитатель Бабиенко В. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Педагогические условия организационной культуры в аспекте деятельности ДОУ Педагогические условия - это целенаправленно созданная об становка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность.

Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом Пермь, его историей, достопримечательностями. Знание истории.

Педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста Разработка проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста привела нас к необходимости выявления и обоснования педагогических.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Посуда
Автор публикации:
Организационно-педагогические условия кружковой работы по изготовлению национальной посуды
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 10:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и...
Международный день эскимо — 24 января. Фотоотчет
Международный день эскимо - 24 января. В нашем мире существует очень много разнообразных праздников. Если открыть календарь, то сегодня 24 января...
Мастер-класс «Игрушка из перчатки «Рыбка»
Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению грушки из перчатки. Наверное, каждый терял зимой перчатки или варежки, особенно обидно, когда одна...
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Нет...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме « Нет лучше Родины нашей». Цель: развивать у детей чувство...