Екатерина Смирнова
Оснащение речевого центра детей старшего дошкольного возраста в условиях стандартизации образования
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Публикация «Оснащение речевого центра детей старшего дошкольного возраста в условиях стандартизации образования» размещена в разделах
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, и др. В общем их взгляды на природу языковых способностей таковы:
Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.
Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.
Новизна моего опыта заключается в разработке и создании современной развивающей речевой среды в условиях подготовительной группы использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей достичь максимальных результатов при подготовке детей к школе.
Предлагаемая мною организация развивающей речевой среды рассчитана на стимулирование таких видов деятельности, как игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность детей в свободное время.
Работу по оснащению речевого центра яначала еще со старшей группы. Стала подбирать картотеки, дидактические игры, раздаточный материал в соответствии с возрастом. Многие дидактические игры изготовлены своими руками, подобраны по тематике недели, по теме занятий. При подборе дидактического материала, я пользовалась следующими критериями:
-наполняемость уголка;
-разнообразие материала;
-соответствие возрасту;
-доступность;
-системность;
-эстетика оформления.
Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психоло-педагогическими формами речи.
Материал, содержащийся в моем речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и овладением грамотой. Игровой и дидактический материал пополняется регулярно.
В нашей группе речевой центр называется «Островок речи и грамотности».
«Островок Речи» включает в себя:
Игры на развитие речевого дыхания (воздушная гимнастика)
Игры на развитие артикуляционных упражнений.
Картотеки по пальчиковым играм на развитие мелкой моторики.
Картотеки чистоговорок, скороговорок.
Картотеки картинок на лексические темы.
Картотеки сюжетных картинок по темам.
Картотеки речевых пятиминуток.
Картотеки игр по речевому развитию.
«Островок грамотности» включает в себя следующее:
1. Подвижная азбука.
2. Азбука в картинках.
3. Дидактические игры по обучению грамоте.
4. Различные наглядные пособия по обучению грамоте.
Таким образом, речевой центр в нашей группе соответствует требованиям ФГОС и является:
-содержательно –насыщенный (в нем большое количество материала и дидактических игр);
-трансформируемым, который связан непосредственно с полифункциональностью, это возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
-доступный (весь материал в уголке лежит в открытом доступе для детей);
- безопасный (все игры совершенно безопасны для детей).
В начале года была проведена диагностика речевого развития детей подготовительной группы. Использованы следующие критерии:
Рассказ по сюжетной картине, описание предмета.
Различает звук, слог, слово, предложение.
Может проводить звуко-буквенный анализ слова
Послоговое чтение