Татьяна Носова
«Основы организации детского эксперимента». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»
Шатурского муниципального района Московской области
Выступление
на педагогическом совете
на тему:
«Основы организации детского эксперимента»
(из опыта работы)
Подготовила и выступила:
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 15»
Носова Т. П.
2024 год
Публикация «„Основы организации детского эксперимента“, Опыт работы» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка дошкольника. (Слайд 1)
Цель познавательно-исследовательской деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково-исследовательской деятельности. (Слайд 2)
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером образовательных задач.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера.
Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». (Слайд 5)
Для успешной работы по теме познавательно-исследовательская деятельность используем различную методическую литературу, детские энциклопедии, экологические альбомы, пособия, которые есть в нашей группе. (Слайд 6)
Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация соответствующей развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. (Слайд 7)
В нашей группе мы создали Центр экспериментирования «Светлячки – почемучки». Он необходим для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. (Слайд 8)
Оборудование для исследовательской деятельности очень разнообразно.
Но прежде всего, оно должно соответствовать возрастным особенностям детей. Это могут быть различные ёмкости, мерные ложки, трубочки, лупы, магниты и многое другое. (Слайд 9)
Центр экспериментирования мобилен, позволяет реализовать все направления экспериментальной деятельности.
Любая экспериментальная деятельность происходит под присмотром взрослых и при соблюдении определённых правил безопасности.
Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности.
Например, на занятиях по математике исследуем свойства круга и квадрата, измеряем объёма жидкости, сыпучих продуктов в разных по размеру ёмкостях. На занятиях по рисованию – экспериментируем с краской. Знакомя детей с произведениями художественной литературы, часто возникает необходимость проверить то, о чем говорится сказке или рассказе опытным путем.
Например, при чтении рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить», проверили, как галке удалось с помощью камешков поднять уровень воды в кувшине и т. п.
В качестве объектов исследований мы стараемся выбирать привычные для детей предметы и явления. Наша задача – поддержать познавательный интерес детей и стремление к самостоятельным наблюдениям.
Очень часто опыты и наблюдения бывают не запланированы, происходят спонтанно. Посмотрели в окно - туча идет – наблюдаем, как она солнце закрывает. Вышли на улицу, увидели бабочку или шмеля, интересно, как они пыльцу собирают, с цветка на цветок перелетают и т. п.
Наши воспитанники с огромным удовольствием участвуют в постановке экспериментов, проводят элементарные исследования.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию несколько экспериментов и наблюдения, которые мы проводила с детьми.
Проводя опыт «Воздух внутри нас», дети узнали, что воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. (Слайд 11)
В процессе опыта «Разноцветная вода» узнали, что вода прозрачная, чистая, через неё видно предметы, которые мы положили в стаканчик. Если воду окрасить краской она станет не прозрачной, мутной, грязной - предметы в воде не видно. (Слайд 12)
Очень интересный опыт, который мы проводили – это «Выращивание растений в разных условиях». Вместе с детьми сделали вывод о том, что рост растений зависит от наличия света, тепла и воды. Без воды растения не растут, а в темноте слабыми, маленькими. (Слайд 13)
Посадив лук, дети с интересом наблюдали за своей луковицей, поливали, сравнивали с другими. (Слайд 14)
В уголке природы рассматривали веточки липы и тополя, сравнивали их, наблюдали на каких веточках быстрее появятся листики. (Слайд 15)
Рассматривая корни у черенка бегонии, выясняли, как можно вырастить новое растение, если нет семян. (Слайд 16)
Постоянно ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим землю, протираем листья. (Слайд 17)
Работая с календарём природы, мы ежедневно наблюдаем последовательность и закономерность смены дней недели, месяцев, времён года, отмечаем погоду. (Слайд 18)
Наблюдения и эксперименты продолжаем во время прогулок.
Наблюдаем за снежинками
Знакомимся со свойствами снега: в морозную погоду снег рыхлый, легкий, не лепится. В теплую зимнюю погоду может выпасть мокрый снег – он тяжелый, из него можно лепить снежки, снеговика и многое другое. (Слайд19)
В морозную погоду делали цветные льдинки для украшения участка. Выяснили, что вода замерзает на морозе, а лед, снег тают в тепле и превращаются в грязную воду, поэтому снег есть нельзя. (Слайд 20)
Недавно была проведена акция «Покормите птиц зимой». Проявляя заботу о птицах, мы одновременно и наблюдали и за характерными особенностями птиц. (Слайд 21)
Один из последних интересных опытов, которые мы проводили с детьми «Тепло ли под снегом?» Цель нашего опыта подвести детей к выводу, что под снегом тепло. (Слайд 22)
Для этого налили в 3 пластиковые бутылки воды, подписали их. Одну бутылку оставили на снегу, вторую наполовину закопали в снег, третью положили глубоко в снег. Не следующий день, выяснили, что вода в первой бутылке замёрзла, во второй бутылке вода замёрзла не полностью, в третьей бутылке вода не замерзла. Дети сделали вывод: если вода под снегом не замерзла, значит, там тепло, теплее, чем на поверхности снега.
Проведённые опыты фиксируем в «Листах наблюдений» и помещаем в папку «Наши опыты и наблюдения». Дети могут подойти, посмотреть, вспомнить и рассказать о проведённых опытах. (Слайд 23)
Экспериментальная деятельность, наблюдение за растениями продолжается и на клумбе и огороде детского сада. (Слайд 24,25,26)
Своим опытом по организации познавательно-исследовательской деятельности мы делимся не только с вами коллеги, но и с родителями своих воспитанников. Рекомендуем проводить наблюдения, вести беседы, смотреть передачи, мультфильмы познавательного характера, читать познавательную литературу. Наши родители принимают участие в заседании детско-родительского клуба.
Мы убеждены, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность. (Слайд 30)
Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Закончить свое выступление хочу словами академика К. Е. Тимирязева
"Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл" (Слайд 31)