Поянэ Ольга Юрьевна
Особенности развития игровых навыков у аутичного ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Благодаря играм дети познают окружающий мир. Игры развивают мышление, чувства, волю детей, формируют взаимоотношения их с ровесниками, вызывают положительные эмоции.
У аутичного ребёнка есть любимые игры – одна или несколько. Главные особенности стереотипных игр следующие:
• логика и цель игры, смысл осуществляемых ребёнком действий зачастую являются непонятными для окружающих людей;
• в данной игре задействован всего лишь один участник – сам ребёнок;
Публикация «Особенности развития игровых навыков у аутичного ребёнка» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• цикличность – аутист постоянно осуществляет один и тот же комплекс манипуляций и действий;
• неизменность – с момента появления сущность игры не меняется на протяжении достаточно продолжительного времени;
• длительность – ребёнок с РАС может играть в эту игру в течение нескольких лет.
Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребёнка и понаблюдайте за тем, как он играет. Попробуйте вникнуть в суть его стереотипной игры: выделите цикл повторяющихся действий, прислушайтесь к тому, что говорит ребенок во время игры. Когда он привыкнет к Вашему присутствию, попробуйте организовать взаимодействие с ним внутри его же игры. Начните с того, что в нужный момент подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребёнком его слова или звуки, которыми он споровождает игру. В следующий раз используйте любимую игрушку малыша, действуя также аккуратно и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребёнка.
На следующем этапе постарайтесь внести в стереотипную игру новую сюжетную линию,попытайтесь немного разнообразить её. Здесь уже важно уже то, что ребёнок не возражает против участия в его игре нового человека.
Параллельно с этой работой начинайте предлагать ребенку сенсорные игры, может случиться так, что какая-нибудь из этих игр на время станет завоюет внимание ребёнка. В отличие от обычных детей аутичные надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Но вот действовать с предметами, учитывая их функциональное назначение, эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, нежели их сенсорные свойства.
Сенсорными условно называются игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения.
Цели организации сенсорных игр:
1. Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребёнка.
2. Возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребёнка.
3. Получение новой сенсорной информации, что важно для расширения его представления об окружающем мире.
4. Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что дает новые представления о социальных связях.
Виды сенсорных игр
1. Игра с красками: «цветная вода» – для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; поэтапно проводим действия, комментируя их.
2. Игра с водой: переливание, брызгание, метание камешек в воду.
3. Игры с мыльными пузырями.
4. Игры со светом и тенью: игра в «солнечного зайчика», с тенью на стене, определённые движения с использованием фонарика или иного источника света.
5. Игры со льдом: «тает лёд» – в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусок льда и наблюдайте, как быстро он будет таять; также можно создать разноцветный лёд, используя краски.
6. Игры с использованием различных круп: прячем руки в крупе; пересыпаем её; кормим птичек на улице.
7. Игры с использованием пластичных материалов (пластилин, тесто, глина).
8. Игры со звуком: прослушивание звуков – скрип пола, стук ложки о бокал, звон колоколов, стук колёс поезда.
9. Игры с ритмами: хлопанье в ладоши, топанье ногами, осуществление прыжков в определённом ритме, танцы, проговаривание текстов стихов.