Получи документы

Особенности развивающей предметно-пространственной среды как средство социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения

Валентина Бирюкова
Особенности развивающей предметно-пространственной среды как средство социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения

В настоящее время в нашей стране создана сеть специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения. Наряду с детскими садами компенсирующего вида в регионах широко распространены детские сады комбинированного вида. В некоторых из них открываются группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с тяжелыми нарушениями зрения. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «….для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Белгорода на протяжении многих лет имеет статус детского сада комбинированного вида, осуществляющий функционирование групп общеобразовательной направленности и групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Близость ДОУ к социальнокультурным учреждениям города позволяет осуществлять активную работу в рамках социального партнерства и, следовательно, способствовать социализации воспитанников.

Публикация «Особенности развивающей предметно-пространственной среды как средство социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения» размещена в разделах

Создание специальной организованной развивающей среды является необходимым условием социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения в дошкольном образовательном учреждении и включает в себя активное взаимодействие всех участников образовательных отношений с целью развития личности незрячих и слабовидящих воспитанников, и социализации их в обществе

Специальная организованная развивающая среда в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями зрения является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития и имеет существенное отличие от развивающей предметно-пространственной среды общеобразовательных групп (Плаксина Л. И., Сековец Л. С.) . Таким образом, содержание специально организованной развивающей среды группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями зрения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей. Специальная организованная развивающая среда является одним из основополагающих факторов, влияющих на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями зрения, а, следовательно, его адаптации и социализации в общество. РППС в нашей группе адаптирована в соответствии со спецификой воспитательно- образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы с детьми ТНЗ.

При организации РППС учитывалось:

- структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у незрячих и слабовидящих детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

- подбор материалов и оборудования в группе зависит от зрительных возможностей детей, осязательного и зрительно – осязательного способов восприятия;

- соответствие РППС познавательным и коммуникативным возможностям детей;

- обеспечение РППС группы коррекционными средствами формирования социально – бытовой ориентировки, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

- специфика организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения незрячих и слабовидящих детей с РППС;

- размещение мебели и другого предметного окружения в групповом и в других помещениях сохраняет стабильность для того, чтобы незрячие и слабовидящие дети запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов быта, для формирования стереотипов в поведении.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего в системе социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности – в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности. Современные исследователи рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:

- адаптация к социальному миру;

- интеграция и принятие социального мира как данности;

- дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.

Социализация детей с тяжелыми нарушениями зрения заключается в интеграции таких детей, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации является подготовка слепых и слабовидящих детей к самостоятельной жизни, создание специальных развивающих условий в семье, образовательных организациях для их социальной адаптации.

Особая организация предметно-пространственной среды для ребенка с нарушением зрения в образовательном учреждении — мощнейшее средство поддержания его самостоятельности и активности в осуществлении ориентировочнопоисковой, познавательной деятельности. Например, в данной среде обязательно должны присутствовать ориентиры — внешние раздражители, позволяющие ребенку со зрительной недостаточностью безошибочно определять свое местоположение в знакомом пространстве.

Успех ребенка с глубоким нарушением зрения в образовательном пространстве дошкольного учреждения обусловлен не только активностью взрослых как субъектов непосредственного взаимодействия с воспитанником, но и активностью, настроем семьи по отношению к успехам или неуспехам дошкольника. В связи с этим образовательное учреждение призвано вести системную работу с семьей воспитанника с нарушением зрения для улучшения выполнения воспитательной функции семьи, что будет залогом психоэмоционального благополучия, личностного развития ребенка.

Публикации по теме:

Опыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей средыОпыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей среды Сегодня я хочу поделиться опытом работы по оформлению окон в группе. Работа нашего детского сада строится на комплексно – тематическом принципе.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». ФотоотчетПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему "Моделирование развивающей.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развивающей предметно-пространственной среды как средство социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения
Опубликовано: 17 мая 2020 в 21:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД