Валентина Бирюкова
Особенности развивающей предметно-пространственной среды как средство социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в нашей стране создана сеть специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения. Наряду с детскими садами компенсирующего вида в регионах широко распространены детские сады комбинированного вида. В некоторых из них открываются группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с тяжелыми нарушениями зрения. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «….для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Белгорода на протяжении многих лет имеет статус детского сада комбинированного вида, осуществляющий функционирование групп общеобразовательной направленности и групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Близость ДОУ к социальнокультурным учреждениям города позволяет осуществлять активную работу в рамках социального партнерства и, следовательно, способствовать социализации воспитанников.
Публикация «Особенности развивающей предметно-пространственной среды как средство социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Создание специальной организованной развивающей среды является необходимым условием социализации детей с тяжелыми нарушениями зрения в дошкольном образовательном учреждении и включает в себя активное взаимодействие всех участников образовательных отношений с целью развития личности незрячих и слабовидящих воспитанников, и социализации их в обществе
Специальная организованная развивающая среда в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями зрения является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития и имеет существенное отличие от развивающей предметно-пространственной среды общеобразовательных групп (Плаксина Л. И., Сековец Л. С.) . Таким образом, содержание специально организованной развивающей среды группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями зрения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей. Специальная организованная развивающая среда является одним из основополагающих факторов, влияющих на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями зрения, а, следовательно, его адаптации и социализации в общество. РППС в нашей группе адаптирована в соответствии со спецификой воспитательно- образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы с детьми ТНЗ.
При организации РППС учитывалось:
- структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у незрячих и слабовидящих детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
- подбор материалов и оборудования в группе зависит от зрительных возможностей детей, осязательного и зрительно – осязательного способов восприятия;
- соответствие РППС познавательным и коммуникативным возможностям детей;
- обеспечение РППС группы коррекционными средствами формирования социально – бытовой ориентировки, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
- специфика организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения незрячих и слабовидящих детей с РППС;
- размещение мебели и другого предметного окружения в групповом и в других помещениях сохраняет стабильность для того, чтобы незрячие и слабовидящие дети запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов быта, для формирования стереотипов в поведении.
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего в системе социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности – в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности. Современные исследователи рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:
- адаптация к социальному миру;
- интеграция и принятие социального мира как данности;
- дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.
Социализация детей с тяжелыми нарушениями зрения заключается в интеграции таких детей, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации является подготовка слепых и слабовидящих детей к самостоятельной жизни, создание специальных развивающих условий в семье, образовательных организациях для их социальной адаптации.
Особая организация предметно-пространственной среды для ребенка с нарушением зрения в образовательном учреждении — мощнейшее средство поддержания его самостоятельности и активности в осуществлении ориентировочнопоисковой, познавательной деятельности. Например, в данной среде обязательно должны присутствовать ориентиры — внешние раздражители, позволяющие ребенку со зрительной недостаточностью безошибочно определять свое местоположение в знакомом пространстве.
Успех ребенка с глубоким нарушением зрения в образовательном пространстве дошкольного учреждения обусловлен не только активностью взрослых как субъектов непосредственного взаимодействия с воспитанником, но и активностью, настроем семьи по отношению к успехам или неуспехам дошкольника. В связи с этим образовательное учреждение призвано вести системную работу с семьей воспитанника с нарушением зрения для улучшения выполнения воспитательной функции семьи, что будет залогом психоэмоционального благополучия, личностного развития ребенка.