татьяна ткаченко
Конспект занятия «От зернышка к хлебушку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба.
Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработке хлеба : соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов. Закрепление полученных знаний в процессе моделирования.
Публикация «Конспект занятия „От зернышка к хлебушку“» размещена в разделах
Программное задачи: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Проращивание зерен ржи и пшеницы; заучивание пословиц и поговорок о хлебе, загадки о хлебе. Дидактические игры.
Рассматривание репродукций картин А. Васнецова «На пашне»; А. Платова «Сенокос», «Жатва»; Т. Яблонский «Хлеб».
Образовательная ситуация
Дети садятся на стульчики.
Идет мальчик Тема. (Откусил хлеб и бросил его на пол.)
Воспитатель: (поднимает хлеб) : Тёма, разве тебе неизвестно, как с хлебом нужно обращаться.
Тё ма: Я уже наелся и мне больше не нужен хлеб. Вот я его и выбросил.
Воспитатель: Как тебе, Тёма, не стыдно. Хлеб – это самый важный продукт питания. Чтобы его вырастить, нужно приложить много сил и труда.
Мальчик: Что? Хлеб трудно достается? Пошел в магазин, купил, сколько хочешь и никаких трудностей.
Воспитатель: Ты, Тёма, не прав и многого не знаешь, оказывается. Сейчас я вам расскажу, как нашим предкам тяжело было вырастить зерно и получить вкусный и ароматный хлеб. Тёма, ты готов посмотреть и послушать. Ну, тогда будь внимательным.
Воспитатель: Сначала люди готовили землю под посев. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Если лето засушливое, то люди обращались к дождю с закличками:
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды.
Воспитатель: Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Ребята, как вы думаете, чем срезали колосья? Отгадайте загадку.
Маленький, горбатенький,
всё поле избегал, домой прибежал
- всю зиму лежал. (Серп)
Ответы детей: серп.
Воспитатель: Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость.
Воспитатель: Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, и там обмолачивали.
Воспитатель: затем колосья везут на мельницу, где их мелят в муку.
Ребята как звали людей, которые работали на мельнице?
Ответы детей: мельник.
Физминутка.
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали,
И на поле приехали!
Воспитатель: Далее из муки месили тесто и пекли хлеб. Что еще можно испечь из теста?
Ответы детей: булочки, караваи, пряники, печенье и т. д.
Дидактическая игра: «Кто назовет больше изделий из теста?»
Воспитатель: Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
Как нужно относиться к хлебу?
Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
Ответы детей:
Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
В заключении хочу вам прочесть стихотворение.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Выращивание зерен пшеницы и ржи.
2. Пословицы и поговорки:
Почему в народе говорится:
«До поры до времени не сеют семени»;
«Весной час упустишь, годом не наверстаешь»;
«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»;
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»;
«Не пиры пировать, когда хлеб засевать»;
«Сей в срок — будет прок!»;
«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»;
«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»;
«Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»;
«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»;
«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»;
«Какова земля, таков и хлеб»;
«Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»;
«Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»;
«Будет хлеб — будет и обед»;
«Кто хлеб носит, тот есть не просит»;
«Сей овес хоть в воду, да в пору»;
«Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»;
«Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»;
«Не соберешь овес — наглотаешься слез»;
3. Загадки:
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке,
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода,
а получается еда,
То смешные завитушки,
то соломка, рожки, ушки.
4. Дидактическая игры:
«Мельница».
Играющие становятся в круг и поют:
Мел, мели, мельница
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай.
На последнем слове необходимо остановиться.
«Волшебный мяч»
Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
«Четвертый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор: картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
«Что — сначала, что — потом»
Дети должны разложить продукты в последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Например: колос, зерно, мука, хлеб.
«Кто назовет больше изделий из теста?»
5. Подвижная игра
«Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»
Выбирается один ведущий — Царь. Детьми проговариваются следующие слова:
— Здравствуй, Царь.
— Здравствуйте, дети. Где вы были?
— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).
— Что вы делали?
— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.