Лучший педагог года

Конспект занятия «От зернышка к хлебушку»

татьяна ткаченко
Конспект занятия «От зернышка к хлебушку»

Цель: систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба.

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработке хлеба : соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов. Закрепление полученных знаний в процессе моделирования.

Публикация «Конспект занятия „От зернышка к хлебушку“» размещена в разделах

Программное задачи: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

Проращивание зерен ржи и пшеницы; заучивание пословиц и поговорок о хлебе, загадки о хлебе. Дидактические игры.

Рассматривание репродукций картин А. Васнецова «На пашне»; А. Платова «Сенокос», «Жатва»; Т. Яблонский «Хлеб».

Образовательная ситуация

Дети садятся на стульчики.

Идет мальчик Тема. (Откусил хлеб и бросил его на пол.)

Воспитатель: (поднимает хлеб) : Тёма, разве тебе неизвестно, как с хлебом нужно обращаться.

Тё ма: Я уже наелся и мне больше не нужен хлеб. Вот я его и выбросил.

Воспитатель: Как тебе, Тёма, не стыдно. Хлеб – это самый важный продукт питания. Чтобы его вырастить, нужно приложить много сил и труда.

Мальчик: Что? Хлеб трудно достается? Пошел в магазин, купил, сколько хочешь и никаких трудностей.

Воспитатель: Ты, Тёма, не прав и многого не знаешь, оказывается. Сейчас я вам расскажу, как нашим предкам тяжело было вырастить зерно и получить вкусный и ароматный хлеб. Тёма, ты готов посмотреть и послушать. Ну, тогда будь внимательным.

Воспитатель: Сначала люди готовили землю под посев. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Если лето засушливое, то люди обращались к дождю с закличками:

Мочи, мочи, дождь,

На нашу рожь;

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень

Поливай весь день.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды.

Воспитатель: Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Ребята, как вы думаете, чем срезали колосья? Отгадайте загадку.

Маленький, горбатенький,

всё поле избегал, домой прибежал

- всю зиму лежал. (Серп)

Ответы детей: серп.

Воспитатель: Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость.

Воспитатель: Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, и там обмолачивали.

Воспитатель: затем колосья везут на мельницу, где их мелят в муку.

Ребята как звали людей, которые работали на мельнице?

Ответы детей: мельник.

Физминутка.

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)

На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)

В яму заехали

Горки объехали,

И на поле приехали!

Воспитатель: Далее из муки месили тесто и пекли хлеб. Что еще можно испечь из теста?

Ответы детей: булочки, караваи, пряники, печенье и т. д.

Дидактическая игра: «Кто назовет больше изделий из теста?»

Воспитатель: Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

Как нужно относиться к хлебу?

Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселого в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Выращивание зерен пшеницы и ржи.

2. Пословицы и поговорки:

Почему в народе говорится:

«До поры до времени не сеют семени»;

«Весной час упустишь, годом не наверстаешь»;

«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»;

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»;

«Не пиры пировать, когда хлеб засевать»;

«Сей в срок — будет прок!»;

«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»;

«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»;

«Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»;

«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»;

«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»;

«Какова земля, таков и хлеб»;

«Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»;

«Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»;

«Будет хлеб — будет и обед»;

«Кто хлеб носит, тот есть не просит»;

«Сей овес хоть в воду, да в пору»;

«Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»;

«Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»;

«Не соберешь овес — наглотаешься слез»;

3. Загадки:

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Сидит на ложке,

Свесив ножки?

(Лапша)

Состав простой: мука, вода,

а получается еда,

То смешные завитушки,

то соломка, рожки, ушки.

4. Дидактическая игры:

«Мельница».

Играющие становятся в круг и поют:

Мел, мели, мельница

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться.

«Волшебный мяч»

Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

«Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор: картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

«Что — сначала, что — потом»

Дети должны разложить продукты в последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Например: колос, зерно, мука, хлеб.

«Кто назовет больше изделий из теста?»

5. Подвижная игра

«Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»

Выбирается один ведущий — Царь. Детьми проговариваются следующие слова:

— Здравствуй, Царь.

— Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

— Что вы делали?

— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От зёрнышка к хлебушку»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От зёрнышка к хлебушку» Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба. Образовательные задачи: -Дать детям понятие, что хлеб является.

Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе «От зернышка до булочки» .

Интегрированное занятие по формированию бережного отношения к хлебу «От зернышка до булочки» в подготовительной группеИнтегрированное занятие по формированию бережного отношения к хлебу «От зернышка до булочки» в подготовительной группе БОУ «СОШ» пгт. Войвож Воспитатель – Иванова И. И. Дата проведения – 20.10.2017г. Интегрированное занятие в подготовительной группе «От.

Конспект открытого занятия по музыке «Музыкальные занятия дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 3 "Ромашка" города Ставрополя.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Дорога долга от зернышка до пирога» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Дорога долга от зернышка до пирога» Цель. На.

Краткосрочный проект в средней группе «От зернышка к хлебу» Выполнила воспитатель: Черекбашева Н. И. Название проекта: «От зернышка к хлебу» Вид проекта: творческий, коллективный, краткосрочный. Участники:.

Конспект ОД «Путешествие зернышка» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое.

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «От зернышка до хлебушка» «Как хлеб на стол пришел» из серии «Приключение хлебного зернышка» для подготовительной группы Дети входят в зал и садятся на места. Ведущий.

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе по Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4–5 лет»План-конспект занятия по развитию речи в средней группе по Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4–5 лет» План-конспект занятия по развитию речи в средней группе. По Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» «Да здравствует туфляндия!».

Проект «От зернышка до хлеба» Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Человек нуждается в хлебе каждый день, без него.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «От зернышка к хлебушку»
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 22:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД