Папки-передвижки

Конспект занятия «От зернышка к хлебушку»

татьяна ткаченко
Конспект занятия «От зернышка к хлебушку»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба.

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработке хлеба : соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов. Закрепление полученных знаний в процессе моделирования.

Публикация «Конспект занятия „От зернышка к хлебушку“» размещена в разделах

Программное задачи: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

Проращивание зерен ржи и пшеницы; заучивание пословиц и поговорок о хлебе, загадки о хлебе. Дидактические игры.

Рассматривание репродукций картин А. Васнецова «На пашне»; А. Платова «Сенокос», «Жатва»; Т. Яблонский «Хлеб».

Образовательная ситуация

Дети садятся на стульчики.

Идет мальчик Тема. (Откусил хлеб и бросил его на пол.)

Воспитатель: (поднимает хлеб) : Тёма, разве тебе неизвестно, как с хлебом нужно обращаться.

Тё ма: Я уже наелся и мне больше не нужен хлеб. Вот я его и выбросил.

Воспитатель: Как тебе, Тёма, не стыдно. Хлеб – это самый важный продукт питания. Чтобы его вырастить, нужно приложить много сил и труда.

Мальчик: Что? Хлеб трудно достается? Пошел в магазин, купил, сколько хочешь и никаких трудностей.

Воспитатель: Ты, Тёма, не прав и многого не знаешь, оказывается. Сейчас я вам расскажу, как нашим предкам тяжело было вырастить зерно и получить вкусный и ароматный хлеб. Тёма, ты готов посмотреть и послушать. Ну, тогда будь внимательным.

Воспитатель: Сначала люди готовили землю под посев. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Если лето засушливое, то люди обращались к дождю с закличками:

Мочи, мочи, дождь,

На нашу рожь;

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень

Поливай весь день.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды.

Воспитатель: Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Ребята, как вы думаете, чем срезали колосья? Отгадайте загадку.

Маленький, горбатенький,

всё поле избегал, домой прибежал

- всю зиму лежал. (Серп)

Ответы детей: серп.

Воспитатель: Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость.

Воспитатель: Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, и там обмолачивали.

Воспитатель: затем колосья везут на мельницу, где их мелят в муку.

Ребята как звали людей, которые работали на мельнице?

Ответы детей: мельник.

Физминутка.

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)

На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)

В яму заехали

Горки объехали,

И на поле приехали!

Воспитатель: Далее из муки месили тесто и пекли хлеб. Что еще можно испечь из теста?

Ответы детей: булочки, караваи, пряники, печенье и т. д.

Дидактическая игра: «Кто назовет больше изделий из теста?»

Воспитатель: Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

Как нужно относиться к хлебу?

Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселого в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Выращивание зерен пшеницы и ржи.

2. Пословицы и поговорки:

Почему в народе говорится:

«До поры до времени не сеют семени»;

«Весной час упустишь, годом не наверстаешь»;

«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»;

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»;

«Не пиры пировать, когда хлеб засевать»;

«Сей в срок — будет прок!»;

«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»;

«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»;

«Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»;

«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»;

«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»;

«Какова земля, таков и хлеб»;

«Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»;

«Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»;

«Будет хлеб — будет и обед»;

«Кто хлеб носит, тот есть не просит»;

«Сей овес хоть в воду, да в пору»;

«Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»;

«Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»;

«Не соберешь овес — наглотаешься слез»;

3. Загадки:

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Сидит на ложке,

Свесив ножки?

(Лапша)

Состав простой: мука, вода,

а получается еда,

То смешные завитушки,

то соломка, рожки, ушки.

4. Дидактическая игры:

«Мельница».

Играющие становятся в круг и поют:

Мел, мели, мельница

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться.

«Волшебный мяч»

Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

«Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор: картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

«Что — сначала, что — потом»

Дети должны разложить продукты в последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Например: колос, зерно, мука, хлеб.

«Кто назовет больше изделий из теста?»

5. Подвижная игра

«Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»

Выбирается один ведущий — Царь. Детьми проговариваются следующие слова:

— Здравствуй, Царь.

— Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

— Что вы делали?

— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От зёрнышка к хлебушку»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От зёрнышка к хлебушку» Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба. Образовательные задачи: -Дать детям понятие, что хлеб является.

Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе «От зернышка до булочки» .

Интегрированное занятие по формированию бережного отношения к хлебу «От зернышка до булочки» в подготовительной группеИнтегрированное занятие по формированию бережного отношения к хлебу «От зернышка до булочки» в подготовительной группе БОУ «СОШ» пгт. Войвож Воспитатель – Иванова И. И. Дата проведения – 20.10.2017г. Интегрированное занятие в подготовительной группе «От.

Конспект открытого занятия по музыке «Музыкальные занятия дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 3 "Ромашка" города Ставрополя.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Дорога долга от зернышка до пирога» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Дорога долга от зернышка до пирога» Цель. На.

Краткосрочный проект в средней группе «От зернышка к хлебу» Выполнила воспитатель: Черекбашева Н. И. Название проекта: «От зернышка к хлебу» Вид проекта: творческий, коллективный, краткосрочный. Участники:.

Конспект ОД «Путешествие зернышка» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое.

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «От зернышка до хлебушка» «Как хлеб на стол пришел» из серии «Приключение хлебного зернышка» для подготовительной группы Дети входят в зал и садятся на места. Ведущий.

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе по Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4–5 лет»План-конспект занятия по развитию речи в средней группе по Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4–5 лет» План-конспект занятия по развитию речи в средней группе. По Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» «Да здравствует туфляндия!».

Проект «От зернышка до хлеба» Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Человек нуждается в хлебе каждый день, без него.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «От зернышка к хлебушку»
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 22:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «От зернышка к хлебушку»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна ткаченко (УИ 25515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД