Ольга Андреевна Помазуновская
«Ожившие картины». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепить знания детей о разных жанрах живописи, воспитывать любовь к искусству, к родной природе, Родине.
Материалы и оборудование. Репродукции картин русских художников, фонотека, костюмы для персонажей, атрибуты для музыкальных номеров. В музыкальном зале заранее готовится выставка репродукций картин русских художников разных жанров.
Ход НОД.
Воспитатель приглашает детей на передвижную выставку картин русских художников. Дети проходят в музыкальный зал, под спокойную музыку рассматривают репродукции знакомых картин, делятся впечатлениями.
Воспитатель.
Публикация «„Ожившие картины“, Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Мой маленький и добрый друг,
Ответь, ты любишь сказки?
Тогда садись с друзьями в тесный круг,
Мы совершаем путешествие в сказку!
Звучит печальная мелодия, на середину зала выходит девочка в костюме Алёнушки, садится на камень, охватывает колени руками, грустит.
Ребёнок.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
Над струёй, сухой и острой,
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Воспитатель. Здравствуй, девочка, кто ты и почему грустишь?
Алёнушка. Я Алёнушка, меня написал художник Виктор Михайлович Васнецов. А грущу я потому, что я сирота, никто меня не любит, хозяева меня обижают. Скоро зима, а у меня нет тёплой одежды и обуви.
Воспитатель. Ребята, как же помочь Алёнушке?
Ребёнок. Алёнушка, оставайся с нами в детском саду. Мы тебя не обидим, будем с тобой играть, любить будем.
Алёнушка. Спасибо, я с удовольствием останусь с вами!
Воспитатель. А чтобы тебе не грустилось, посмотри вместе с детьми красивый танец.
Девочки исполняют «Вальс цветов» под музыку П. И. Чайковского
Воспитатель. Ребята, скажите, как называется жанр живописи, который изображает природу? Пейзаж. Назовите имена художников – пейзажистов. Шишкин, Левитан, Поленов, Грабарь, Саврасов.
Воспитатель. Многие художники с любовью и нежностью писали русскую природу, но лишь одного из них называли «Певцом земли русской». Кто это?
Дети. И. И. Шишкин.
В зале появляется Лесовичок.
Лесовичок.
А вот и я –
Привет вам всем, мои друзья!
Здравствуйте, дети и воспитатели!
В моё зелёное царство проходите вы!
Услышал я имя знакомое, Ивана Ивановича Шишкина. Я ведь вместе с ним по лесам нашим ходил, заповедные места показывал. Хороший человек был, добрый, весёлый, а как лес русский любил!
Ребёнок. Дедушка, а я загадку интересную знаю.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. Что это?
Дети. Дерево.
Лесовичок.
Ну, а дерево к дереву – получится лес,
Радуют деревья, растущие до небес,
Дерево к дереву – воздуха глоток,
Радует на дереве зелёный платок.
На опушке лес густой
Нам откроет двери,
В тишине здесь встретят нас
Разные деревья.
Исполняется русская народная игра – хоровод «Деревья»
Играющие стоят в кругу, на голове шапочки с изображением ели, сосны, дуба, березы, рябины, тополя. Взявшись за руки, дети исполняют песню. О каком дереве поют – в круг выходит ребёнок в соответствующей шапочке.
1. Стоит тополёк, тонок и высок,
Тонок и высок, листвой широк.
Припев: Его солнышко печёт,
Частым дождиком сечёт.
2. Стоит сосна, тонка, высока.
Тонка, высока, иглой тонка.
Припев.
3. Стоит дубок, зелен и высок,
Зелен и высок, листвой широк.
Припев.
4. Стоит рябина, кудрява, красна,
Кудрява, красна, листвой тонка.
Припев.
5. Стоит берёза, кудрява, высока,
Кудрява, высока, листвой широка.
Припев.
Лесовичок. Буйный ветер повевает,
И деревья наклоняет,
Они маковкой звенят,
Развесёлые стоят.
Дети хлопают в ладоши под русскую народную мелодию, «деревья» пляшут.
Лесовичок. Мне в свой лес пора возвращаться, без меня беда может приключится. А вы меня не забывайте, в лесу бывайте, деревья и цветы берегите, да хорошими растите! До свидания!
Воспитатель. Слышу музыку я, кто же к нам спешит, друзья?
Под музыку заходят в зал три богатыря.
Богатыри.
1. Россия…как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
2. Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
3. Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
Воспитатель. Здравствуйте, богатыри русские!
Богатыри. Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть вас, а вы нас узнали?
Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович! А написал картину «Богатыри» В. М. Васнецов.
Воспитатель. А как называется жанр живописи, когда художник пишет сказочный сюжет?
Дети. Сказочная живопись.
Богатыри. А вы крепкие ребята или слабенькие? Ну-ка, проверим.
Проводится спортивная эстафета.
Богатыри.
Молодцы у вас ребята, сильные, умелые,
Дружные, весёлые, быстрые и смелые!
Нам пора на защиту родных рубежей.
А вы растите и Родину нашу любите! До свидания!
В зал вбегают Карлсон и Малыш.
Малыш. Ну ничего ты, Карлсон, не понял!
Карлсон. Да всё я понял! Да только такое сложное название, я его никак запомнить не могу!
Воспитатель. Здравствуйте, Карлсон и Малыш, почему вы спорите?
Малыш. Я объясняю Карлсону, что такое натюрморт, а он ничего не понимает.
Карлсон. Да всё я понял, только слово это – название – не запомню никак. А вы, дети, тоже, наверное, его не знаете, не запоминаете.
Воспитатель. Нет, Карлсон, наши дети и слово «натюрморт» запомнили, и что такое натюрморт – тебе расскажут.
Дети. Натюрморт – это жанр живописи, который изображает цветы, плоды, посуду и др. предметы, которые есть в доме у людей.
Воспитатель. А чтобы Карлсону было понятно, давайте с вами составим натюрморты из тех предметов, что есть на столе.
Проводится игра «Составь натюрморт»
Карлсон. Как интересно с вами, скажите, дети, а что такое портрет?
Дети. Портрет – это изображение человека.
Воспитатель. Давайте с вами представим «Живые портреты»
Под музыку дети представляют композицию «Живые портреты»
Карлсон.
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету,
Путешествовать по сказкам вместе
Играть и петь любимые песни.
Но нам пора домой возвращаться,
А это самое лучшее счастье!
Воспитатель. Я хочу, чтобы вы никогда не забывали, что есть прекрасный мир живописи, всматривайтесь в картины, может, вы увидите то, что ещё никто никогда не видел!
Малыш.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно!
Малыш и Карлсон прощаются с детьми, дети остаются в зале, рассматривают репродукции картин, делятся впечатлениями.