Папки-передвижки

Ознакомление детей с природой на основе практической и экспериментальной деятельности

Мурзаева Наталья Александровна
Ознакомление детей с природой на основе практической и экспериментальной деятельности

Педконсультация: Мурзаева Наталья Александровна

Тема: «Ознакомление детей с природой на основе практической и экспериментальной деятельности».

Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность при ознакомлении детей с природой является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.

Публикация «Ознакомление детей с природой на основе практической и экспериментальной деятельности» размещена в разделах

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. «Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей». Дети от природы – исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре», а между тем, стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно.

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо интересоваться мнением каждого малыша, уважительно относиться к первым детским выводам и умозаключениям. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой. Распространение звука, в воздухе и в воде. Различная окраска объектов окружающей действительности в разное время года и т. п. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений, для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Интерес к исследовательскому поведению ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников, стали подлинными приемами современной педагогической психологии дошкольной образовательной практики. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях (Дыбина О. В., Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И.)

Их опыт показывает, что экспериментальная деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Экспериментальная деятельность в ознакомлении дошкольников с природой даёт навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребёнок учится, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения, определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений. Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

- как научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность ( помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир);

- как научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;

- как научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей. А ещё в ходе экспериментальной деятельности я выработала ряд правил:

*Эксперимент – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;

*Детская исследовательская деятельность свободна от обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

* Как и при сюжетно-ролевой игре продолжительность исследовательской деятельности не регламентируется;

*При проведении эксперимента необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;

*Каждый ребенок имеет право на ошибку;

* Воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.

Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной (желательно практической) деятельности. Например: в наблюдении, во время чтения литературы, как художественной, так и энциклопедической (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления); в процессе труда (хозяйственно-бытового, в природе, ручного); в процессе рассматривания иллюстративного материала и т. д. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе - помочь осознать эту потребность.

Предоставьте детям свободу для экспериментирования, и они будут обладать любознательностью, гибким, продуктивным и оригинальным мышлением, высокой концентрацией внимания, легкостью ассоциирования, отличной памятью.

Публикации по теме:

Картотека игр по познавательно-практической деятельности для детей 4–5 лет Опыты по теме «Воздух» 1. «Свойства воздуха» Цель: закрепить знания о воздухе, познакомить с его свойствами, дать понятие о том, что воздух.

Консультация «Ознакомление дошкольников с неживой природой» С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением.

Мастер-класс «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений» Стремительно меняющийся современный мир, эпоха новых современных информационных и коммуникационных технологий значительно повлияло на интерес.

Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

Ознакомление с природой в группе раннего возраста «Листопад» Тема: Осенний листопад. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цели: Вызвать у детей чувство.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План работы по самообразованию «Ознакомление детей с природой» Ознакомление детей с природой» Перспективный план работы по самообразованию в средней группе. Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки.

Проект по экспериментальной деятельности с детьми 2–3 лет «Ознакомление детей раннего возраста с зимними явлениями природы» Проект по опытно–экспериментальной деятельности с детьми 2–3 лет «Ознакомление детей раннего возраста с зимними явлениями природы» Актуальность.

Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни «Следующее поколение должно быть сильным, а это значит- независимым и свободным» М. Монтессори. Независимым и свободным… Станет ли таким.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через ознакомление с природой ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБ ДОУ №5 г ПЕТУШКИ СКВОРЦОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ 1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ 2014 год «Мир, окружающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с природой на основе практической и экспериментальной деятельности
Опубликовано: 26 декабря 2018 в 20:16
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД