Лучший педагог года

Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни

Ирина Леонидовна Сапрыкина
Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни

«Следующее поколение должно быть сильным, а это значит- независимым и свободным» М. Монтессори.

Независимым и свободным… Станет ли таким ребенок, которого с самого раннего детства лишают права выбора, а его активное стремление к самостоятельности подавляется? Может быть, да, а может быть, и нет.

Ясно одно: мешая малышу действовать самостоятельно (естественно в пределах его возрастных возможностей, мы во – первых: откладываем готовность ребенка к независимому поведению на неопределенное будущее;

Публикация «Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни» размещена в разделах

Во- вторых «перекрываем» выход заложенной самой природой жизненной энергии и потенциальных возможностей организма и психики;

В- третьих приучаем к праздности.

Само собой напрашивается вывод: необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, с которыми они в состоянии справиться, формировать у них тот уровень ответственности, который находится в пределах их возможностей, т. е. если мы не будем воздвигать преград для естественного развития малышей, они к трем годам смогут достичь значительной степени самостоятельности и независимости.

Практика, к сожалению, свидетельствует об обратном : дети младшей группы, как правило, не могут сами себя обслужить, не приучены к порядку, а значит, зависимы от взрослых.

Почему же мамы не предоставляют ребенку возможности действовать самостоятельно? Вот какие доводы в ответ на этот вопрос приводили родители наших воспитанников.

«Я боюсь потерять контроль за ребенком… Хотелось бы сохранить всю полноту родительской власти хотя бы до тех пор, пока малыша можно «держать на руках».

«Ребенок, забота о нем, опека над ним необходимы матери для удовлетворения нерастраченных душевных сил, для выхода эмоций».

«Так хочется быть главной в жизни ребенка- пусть даже в роли служанки».

Так и хочется задать этим мамам еще один вопрос, который вслед за М. Монтессори поднимал Я. Корчак: «Как же ребенок будет жить завтра, если мы не даем жить сегодня сознательной, ответственной жизнью, ведь он существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни

Приступая к развитию у детей младшего дошкольного возраста независимости, я поняла, что необходимо помочь им научиться:

*заботиться о себе и об окружающем мире, усваивая и совершенствуя модели социального поведения;

*развивать самоконтроль и координацию движений;

*концентрировать внимание в течении продолжительного времени (вырабатывать сосредоточенность);

*доводить начатое дело до конца, поддерживать порядок;

*правильно обращаться с инструментами и предметами, необходимыми в повседневной жизни.

Упражнения в практической жизни, которыми я занимаюсь со своими воспитанниками, имеют цель- облегчить социальную адаптацию малышей- и подразделяются на три группы: подготовительные; направленные на формирование навыков заботы о себе и окружающей среде; формирующие хорошие манеры.

1. Подготовительные упражнения- это

Упражнения в подготовке рабочего места (на столике стоит комнатное растение в горшке, под ним- салфетка; горшок надо аккуратно переставить, а салфетку сложить);

Упражнения, в ходе которых дети учатся переносить с одного места на другое стульчики, разворачивать и сворачивать коврики, переставлять и переносить предметы, переносить материал для работы, ничего не задевая и обходя других детей.

2. Формирование навыков заботы о себе и окружающей среде.

Чтобы дети понимали цель предлагаемой деятельности, учились концентрировать внимание на ней и доводить начатое дело до конца, получали удовлетворение, мы предлагаем им простые действия со знакомыми предметами (застегивание и расстегивание молнии, вытирание пыли со столов, разнообразные действия с крупой и водой).

Все действия педагог совершает медленно и тщательно- так, чтобы их структура была понятна детям. Осваивая действия с предметами, отрабатывая их, ребенок с интересом анализирует их элементы, строит собственную модель поведения, учится контролировать движения и достигает большей степени сосредоточенности.

Наряду с выполнением индивидуальной работы ребенок участвует в совместной со сверстниками деятельности- ухаживает за растениями, наводит порядок в группе, учится ходить по линии, хранить молчание (во время «минуток тишины») и т. д. упражнения такого рода способствуют:

• Усвоению детьми образцов поведения в социуме;

• Выработке умений действовать в группе сверстников, что необходимо для благополучной жизни в детском сообществе;

• Созданию внутреннего духовного строя.

Предлагаем также упражнения, включающие действия, которые ребенок наблюдает и в выполнении которых участвует в повседневной жизни : сервировка стола, приготовление салатов, наведение порядка в уголке игрушек и т. д.

3. Формирование хороших манер

Усвоение детьми норм социального поведения, форм вежливости происходит в процессе специально организованных групповых упражнений и естественным путем- при условии, что окружающие его взрослые сами внимательны друг к другу и детям и хорошо воспитаны: умеют приветствовать, выразить уважение, пригласить войти, прервать в случае необходимости разговор других, попросить об услуге и оказать ее, уладить вспыхнувший конфликт и т. д.

Ребенок, понимая, что сам, без помощи взрослых, может выполнять жизненно важные действия, становясь «хозяином» вещей, поступков, отношений, обретает уверенность в себе, чувство самоуважения, собственного достоинства и… независимости.

Занимаясь с детьми упражнениями в практической жизни, я использую различные формы организации детской деятельности:

*групповая деятельность – «занятие» со всей группой или подгруппой ( воспитатель - инициатор детской активности: ставит задачу и предлагает найти способы ее решения);

* индивидуальная деятельность – совместная деятельность ребенка и воспитателя, который включается в то, чем занимается ребенок, только в том случае, если сам ребенок попросит его об этом или если воспитатель видит, что ребенок затрудняется в выборе решения, поставленной задачи;

* свободная и самостоятельная деятельность детей в специально организованной среде (воспитатель предоставляет им право выбора занятия, занимая позицию наблюдателя).

Естественно, что последняя форма является наиболее продуктивной для решения поставленных нами задач.

Позиция наблюдателя состоит в том, что воспитатель не организует деятельность детей в традиционном понимании смысла этого слова, а прогнозирует ее: если дети чем- то заинтересовались, усложняет задания, подбирая соответствующий материал.

Материал, используемый нами, отвечает определенным требованиям:

• Он привлекает внимание детей своей необычностью;

• он всегда находится в строго фиксированном месте;

• ребенок может сам взять его, когда захочет;

• в материале заложен так называемый «контроль ошибок» (действуя с ним, ребенок может сам найти ошибку и устранить ее, восстановить нарушенный порядок, а это приучает его к точности и деловитости).

Специально организованная среда, это не только определенным образом подобранный материал, но и сам принцип организации предметно- пространственного мира, подразумевающий абсолютную безопасность и защищенность ребенка: все находится на своем месте, запрещено делать то, что угрожает ребенку или мешает ему.

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Без помощи родителей не обойтись, поэтому работе с семьей я уделяю много внимания, тем более, что многие мамы и папы не сразу и не очень охотно поддерживают мои упражнения в практической жизни. Почему?

Во- первых, они не всегда понимают нужность и ценность посильной самостоятельной работы детей младшего дошкольного возраста, не знают, что, выполняя действия по самообслуживанию, ребенок не только приобретает конкретные навыки, но и развивает такие качества, которые понадобятся ему в недалеком и далеком будущем для успешного учения в школе и успеха в жизни вообще. Простой пример: мытье столов облегчает подготовку ребенка к письму и чтению, ибо упражняет движение руки и, соответственно, глаз.

Во- вторых, некоторые родители не хотят предоставлять ребенку самостоятельность, так как это требует от них времени и терпения: легче самим завязать шнурки сыну или дочери, чем терпеливо ждать, когда он (она) сам (сама) справится с этим, тем более если часы показывают, что до выхода из дома остались считанные минуты.

Чтобы привлечь родителей на свою сторону и убедить их в целесообразности того, чем мы занимаемся, и в необходимости их участия, провожу с ними долгие разъяснительные беседы, объясняю им «внутренние механизмы» предлагаемых детям действий, пытаюсь убедить в их нужности и т. д.

Хорошо, если родители, по мере возможности, принимают участие в жизни дошкольного учреждения (ухаживают вместе с детьми за растениями, присутствуют на занятиях и т. д., дают детям возможность упражняться в практической жизни дома – материал для этого есть в каждой семье, необходима лишь добрая воля взрослых.

В результате проведенной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимали значение слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Таким образом, самостоятельная деятельность имеет принципиальное значение для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребность во взаимодействии с другими. Организация самостоятельных игр, общения сверстников друг с другом позволят педагогу достичь целевых ориентиров на этапе завершения детьми уровня дошкольного образования (п. 4.6 ФГОС ДО)

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все.

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста» Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Чужанова Мария Сергеевна, воспитатель,.

«Береги глаза смолоду!» Комплекс упражнений и игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста Комплекс упражнений и игр для детей младшего дошкольного возраста. Острота зрения - 0,04. 1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4см).

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников» Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.

Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Театрализация в 1 младшей группе. Мой самый любимый возраст. На неделю театрализации в детском саду мы с малышами ставили сказку "Курочка.

Программа по самообразованию на тему «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» Срок работы над темой: 4 месяца Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г. Предполагаемая дата окончания работы: декабрь 2018 года.

Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста Е. П. Попова г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №39» Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста на основе сочинения загадок Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием.

Выступление на педагогическом совете «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» Выступление на педагогическом совете на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста на основе упражнений в практической жизни
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 18:34
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД