Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий

Королева Наталья
Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

Публикация «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий» размещена в разделах

А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Целью Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания являются:

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

В соответствии ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи вы видите на слайде.

Задачами первых лет жизни являются развитие речевых способностей детей, во-первых, это - расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. В младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

Работая с детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно выделить несколько направлений:

подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата;

развитие мелкой моторики;

логоритмика и двигательная активность ребенка;

использование игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр;

использование моделирования (мнемотаблиц) на этапе перехода в среднюю группу.

1 направление: Подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата.

Цель: подготовка и развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.

В работе с малышами можно использовать упражнения на развитие речевого дыхания : «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри» и другие упражнения, способствующие выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

2 направление: Развитие мелкой моторики;

Цель: формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. В работе можно использовать такие игры как «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры.

3 направление: Логоритмика и двигательная активность ребенка;

Цель: овладевает двигательными умениями и навыками, при участии речи.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. В работе с детьми, я использовал подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь», «Колпачек», «У медведя во бору» и др.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. Поэтому в своей работе использовала логоритмику.

4 направление: Использование игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр;

Цель: обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата.

Организуя с детьми сюжетные, театрализованные игры, игры-драматизации решаются важные задачи совершенствования всех компонентов устной речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительность средств и интонаций, соответствующие характеру героев, их поступков, стараются говорить четко, чтобы его все поняли.

Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча.

Интересная методика использование моделирования (мнемотаблиц) на этапе перехода в среднюю группу.

Цель: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему дают ощутимый эффект в работе с детьми по обучению связной речи.

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому в начале необходимо использовать простейшие мнемоквадраты, в которых изображены 3 – 4 схематичных рисунка (н – р, сказка «Репка», «Курочка Ряба»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно можно вводить мнемотаблицы.

Изучая методическую литературу столкнулась с интересным современным, развивающим пособием для детей, которое называется лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.

Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Это дидактическое пособие воспитателя, отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.

В любое удобное время дети просто открывают лэпбук и с радостью повторяют пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

считаю, что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов.

Дети общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой,трудовой и др. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и так далее. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.

Основные требования к речи педагога.

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Уместность – уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность “Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность” В настоящее время наблюдается критическая ситуация.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Использование инновационных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же.

Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста. Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед,.

Консультация для педагогов «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В условиях реализации.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий» Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. В нашей.

Самообразование «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Цель: продолжение развития мелкой моторики.

Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Родной язык играет уникальную роль в становлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий
Опубликовано: 7 мая 2018 в 15:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД