МАРИНА НИКОЛАЕВНА ЛИТВИШКО
Ознакомление детей с техникой дизайна в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
"Ознакомление детей с техникой дизайна в условиях дошкольной образовательной организации"
Выполнила: воспитатель I кв. категории Литвишко Марина Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №113» г. Орска
Педагогическая целесообразность
1 слайд:
Титульный лист.
2 слайд:
Публикация «Ознакомление детей с техникой дизайна в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.
Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, изготовление элементов костюма к празднику, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, создание фито календаря в уголок природы, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т. д. относятся к детскому дизайну. Наши дети делают украшения для группы к праздникам, подарки родителям и педагогам. Эта деятельность – не занятия, это труд, конструирование, моделирование. И эта деятельность не нормирована, и часто не запланирована. Закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность. Необходимо разрушать застывшие шаблоны, вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
3 слайд:
Черты, присущие детскому дизайну:
• оригинальность и неповторимость творческого продукта;
• знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного
принципа проектирования;
• совместно раздельный характер исполнения замысла;
• предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
• использование аналогичных материалов и техник;
• общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
• самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).
4 слайд:
Детский дизайн может иметь предметно-декоративный и пространственно-декоративный характер. В первом случае это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок, во- втором деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, кубатура, освещение, рисунок окон, дверей, ниш, ландшафт и т. д.). Важно также, что дизайном занимаются все дети, причем сегодня они – исполнители, а завтра - творцы; сегодня они выполняют предметно-декоративные работы, завтра– пространственно-декоративные и т. п.
5 слайд:
Обучение дизайн - деятельности строится на принципах:
- Культурологический принцип: культура является системообразующим механизмом. Определяющим поле деятельности людей; воспитание сегодня понимается как явление культуры, в процессе которого «создается путь к себе» и происходит осознание своего назначения в жизни; предпосылкой формирования базиса личностной культуры дошкольника является воображение и творчество как главные образующие личности ребенка;
- Принцип интеграции содержания разных образовательных областей в процессе деятельности детского дизайна: сущность деятельности
образовательных областей, что обеспечит максимальное достижение ожидаемых результатов;
- Компенсаторный принцип: изобразительная деятельность для ребенка выполняет компенсаторную функцию, самодостаточность и не конкурентоспособность продукции детского творчества, самооценку детей, авторитету собственных родителей.
- Принцип дифференцированного подхода в организации детского дизайна (основывается на оригинальности и неповторимости творческого продукта): главное для дизайнера - нестандартность мышления, фантазия, воображение; из этого следует, что, с одной стороны, для развития деятельности дизайна у ребенка, от взрослого требуется дифференцированный подход, а, с другой стороны, любой продукт детского дизайна, будете отличаться индивидуальностью автора, следовательно, возможности раскрытия этой индивидуальности тоже больше в этой деятельности;
- Принцип сочетания коллективного и индивидуального творчества детей: в деятельности детского дизайна необходимо учитывать совместно-раздельный характер исполнения замысла;
- Принцип сотрудничества с семьей: создание через специальные формы работы с семьей мотивации, вызывающей у родителей стремление к сотрудничеству с ДОУ и внесению своего вклада в художественно -творческое развитие своих детей;
- Принцип активности семьи: включение разнообразных видов дизайнерской деятельности в мероприятия, проводимые с родителями.
6 слайд:
Цель и задачи
Цель: развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей посредством обучения детей элементам дизайна.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Обучающие:
- Обучение детей элементам дизайн–деятельности;
- Развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
- Создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.
Воспитательные:
- Формирование оценочного отношения к окружающему миру, эстетического вкуса, культуры поведения;
- Формирование положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, интерес к ручному труду;
- Стимулирование творчества со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, доме;
- воспитание бережного отношения к природе, уважение и любовь к близким и родным.
- Развивающие:
- развитие интереса к дизайн – творчеству;
- развитие познавательной, творческой активности, общения, самостоятельности, самоутверждения;
- развитие художественного и творческого потенциала;
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого
внимания, наблюдательности, аккуратности;
- развитие мелкой моторики рук.
7 слайд:
Планируемые результаты:
o сформированы первоначальные представления о дизайне;
o развитие умений, дающих возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;
o знакомство с визуальным языком дизайна;
o развитие чувства ритма, симметрии, цвета;
o сформировано творческое мышление;
o развитие способности к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа под средством конструирования, лепки, изо деятельности и дизайна;
o усовершенствованы практические навыки детей;
o развитие умения находить нестандартные решения, в
проблемных ситуациях.
8 слайд:
Виды дизайн – деятельности (детей по Г. Н. Пантелееву):
«Художественная аранжировка» – предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (кукольного, детского, праздничного). Это могут быть: композиции фито- дизайна, букеты, гербарии-картины,бижутерия из искусственного и природного материала, изделия т. н. «бумажного фольклора», витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций и др.
«Дизайн одежды» – предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя–одежды повседневной и праздничной.
«Декоративно-пространственный дизайн», деятельность, имеющая непосредственное значение для развития истоков культуры социо - пространственного творчества, истоков архитектурно-художественного образования детей как практической деятельности по эстетическому благоустройству жизни в детском саду и в семье.
9 слайд:
В работе используются следующие формы работы:
- Фронтальная (беседа, показ, объяснение и т. п.);
- коллективная (подготовка и оформление выставок);
- групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в подготовке дискуссии и т. д.);
- индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ, в работе с одаренными детьми).
Возможны другие формы проведения занятий, например, посещение экскурсий, оформление выставок, участие в конкурсах и др.
10 слайд:
Этапы обучения технике нетрадиционного рисования и освоения дизайн-культуры:
• демонстрация педагогом новой техники рисования (с новым материалом, мотивация ребенка на освоение нового способа;
• самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;
• апробирование способов рисования ребенком в самостоятельной деятельности;
• использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности.
11 слайд:
Методы и приемы:
1. Наглядные (использование иллюстраций, образцов, показ способов действия и т. д.);
2. Словесные (рассказ, объяснение, указание тд.);
3. Практические.
Важным условием реализации программы является создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных особенностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку.
12 слайд:
В работе с детьми по детскому дизайну педагог может:
Знакомить со способами плоскостного и объёмно-пространственного оформления: моделирование, макетирование (фасоны и декор одежды, изготовление аксессуаров);
показывать, как следует планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым);
организовать участие детей в создании педагогических композиций к праздничным утренникам и развлечениям (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) и в длительных архитектурно-художественных проектах (по сказкам, фольклорно-историческим темам, по дизайну современного города и села);
учить детей использовать современное оборудование (лекала, трафареты, степлеры и т. п.) и разные материалы (естественные – дерево, камень, ткани и др., и искусственные–различная упаковка, бижутерия, плёнки, галантерея и др.)
13 слайд:
«Мастер- Класс»
Я хочу вам представить
«Мастер –Класс» Дизайн «Кукла Масленица» из ниток. Выполняет работу воспитанница Детского сада №113 Подготовительной группы «Цветики –Семицветики» София Ор. 7лет.
14 слайд:
-Фото Софии О. «Добро пожаловать!»
15 слайд:
Подготовка к работе:
-приготовить рабочий материал
-пряжа (разных цветов)
-ножницы
-картон или книгу (для наматывания пряжи)
-подручный материал (ткань, палочка деревянная, цветные нити - для украшения куколки)
16 слайд:
1. Этап «Делаем туловище куколки»
- Выбираем пряжу для туловища, наматываем на книгу (т. к. она плотнее и удобнее);
- Затем одну сторону завязываем ниточкой, той же пряжи;
- Вторую сторону разрезаем ножницами
17 слайд:
Фото наматывание пряжи на книгу.
-разрезание пряжи
18 слайд:
2. Этап «Головка куколки»
- готовое туловище куколки складываем пополам и кладем на стол;
-отрезаем нитку того же цвета, что и туловище;
-фиксируем голову и завязываем ниточкой.
19 слайд:
Фото фиксирование головы куколки.
20 слайд:
3. Этап. «Ручки для куколки»
- выбираем пряжу для рук куколки,по желанию;
-берем книгу и наматываем пряжу так же, как на туловище;
- снимем намотанную пряжу и кладем на стол;
- фиксируем руки ниточками с двух сторон,
- затем разрезаем ножницами
21 слайд:
Фото снятие ниток пряжи, руки куколки.
22 слайд:
Фото:
- фиксируем руки ниточками с двух сторон,
- затем разрезаем ножницами
23 слайд:
4. Этап «Юбочка»
- Берем деталь туловища, делим нити на две части, одну часть
поднимаем и вкладываем деталь рук во внутрь;
- фиксируем ниткой талию (это и будет Юбка у куколки)
24 слайд:
5. Этап «Украшение куколки»
- Куколку по желанию можно украсить разноцветной нитью: жёлтой, синей, зеленой. В старину повязывали красную нить – считалось защитой от нечистой силы.
- также можно одеть платок на голову (вырезаем его из ткани)
- вырезаем из ткани прямоугольник – и делаем фартук.
25 слайд:
Поэтапные фото: - Украшаем куколку, надев платок наголову
26 слайд:
Делаем фартук из любой ткани.
- Предварительно подрезаем низ юбки, чтобы край был ровным.
- затем подвязываем фартук на пояс куколки.
27 слайд:
6. Этап «Завершающий»
- Берем палочку (от мороженного или шпажку и вставляем во внутрь юбочки проталкиваем до самого верха головы, чтобы крепче держалась.
28 слайд:Фото куколки.
В старину считалось, что куколки – Масленицы символизировали в семье достаток, оберегали жилище, а помещалась кукла перед входом в дом или в красном углу жилища.
Многие и сейчас верят и на Масленицу делают куколки – Обереги!
29 слайд:
Фото разновидностей куколок Маслениц.
Куколки делали из разного материала: ткани, пряжи, ниток, лыка.
30 слайд:
Фото кукол Маслениц, сделанных детьми.
31 слайд:
Фото детей с куклами Оберегами!
32 слайд:
Спасибо за внимание!
Заключение
Ознакомление с техникой детского дизайна способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений познавательных,конструктивных, творческих и художественных способностей посредством обучения детей элементам дизайна; развитие креативного мышления дошкольников, обучает детей элементам дизайн–деятельности;
Знакомит с методами и приемами, применяемым и в художественно-конструктивном дизайне; создает условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
Способствует свободном экспериментированию с художественными материалами, инструментами и техниками;
Формирует оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения;
формирует положительно-эмоционального восприятие окружающего мира, интерес к ручному труду;
стимулирует сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, воспитывает бережное отношения к природе, уважение и любовь к близким и родным.
Большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.
В процессе дизайн - деятельности дошкольниками создаются полезные, индивидуальные самоделки, творческие работы из бумаги,природного и бросового материала, которые в последствии активно используется детьми в играх, служат предметами декорирования окружающей среды.