Кокинова Алёна Владимировна
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Ознакомление со свойствами и качествами тканей»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа воспитанников подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности «Ознакомление со свойствами и качествами тканей»
Тип: познавательное развитие
Форма организации обучения детей непосредственно организованная образовательная деятельность
Цель: Расширять знания детей о разных видах тканей.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности „Ознакомление со свойствами и качествами тканей“» размещена в разделах
- Закреплять и дополнять знание о разных видах ткани искусственных и натуральных, их внешний вид, качества назначение.
- Формировать умение обследовать ткани: производя с ними некоторые практические действия. Делать выводы на основе результатов работы.
- Закреплять слова: шелк, ситец, шерсть, лен, ткань, ткацкие станки и так далее.
- Воспитывать уважение бережное отношение к своей одежде сделанными людьми на заводах.
Интегрируемые образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Форма организации детей: Путешествие в лабораторию
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): образцы тканей для каждого ребёнка: льняная и хлопчатобумажная ткани, драп, болонья, шёлк. Иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).
Планируемый результат:
1. У детей сформируются представления о различных видах, свойствах ткани;
Предварительная деятельность с воспитанниками: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей.
1 часть – вводная Цель: создание мотивации к деятельности
Деятельность воспитателя:
Создание образовательной ситуации
- Ребята, посмотрите в мои глаза и глаза своих друзей. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями.
Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу.
- Я приготовила для Вас загадку. Попробуйте догадаться, о чем она?
Птичка-невеличка
С льняным хвостом
Сквозь стенку перелётывает.
Деятельность детей:
Дети смотрят в глаза воспитателя и друг друга, улыбаются.
Дети положили руку на сердце и послушали, как оно бьется.
Взялись за руки, пожали друг другу ладошки.
Дети заинтересованно слушают.
Иголка, нитка, ткань.
Способы поддержки детской инициативы
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Раздаётся стук в дверь (появляется Веснушка).
- «Здравствуйте ребята! Меня зовут Веснушка. Я проходила мимо вашего детского сада и решила зайти и пригласить вас посетить мою лабораторию.
- Ребята, хотите отправиться к Веснушке в лабораторию?
Закрываем глазки, раз, два, три в лаборатории окажись.
Открывая глаза, оказываются в лаборатории.
Способы поддержки детской инициативы
Проводить планирование жизни группы на день, с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
2 часть – основная
Цель: обобщить знания детей о ткани. Развивать любознательность, внимание, словарный запас, коммуникативные навыки.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
Деятельность воспитателя:
Сегодня в лаборатории мы будем исследовать новый объект. Послушайте стихотворение и узнайте, что это:
«Я умею шить немножко.
Сшила сарафан для кошки.
Только Дашка одеваться
Не желает! То кусаться,
То царапать начинает.
Сарафан не надевает!
Я тогда собаке Жучке
Сшила тёпленькие брючки.
Хороши и цвет, и рост.
Только, жаль, мешает хвост!
Жучка волком завывает,
А штаны не надевает!
Я расстроилась, друзья,
И тогда решила: я
Буду шить для куклы Нинки
Платья, трусики, косынки.
Кукла - модница! Она
Оценить мой труд должна!»
- Скажите, пожалуйста, кому девочка шила одежду?
- Кому ещё будет шить?
- Какую одежду она сошьет?
- Из какого материала шьют одежду?
- Да. Сегодня в лаборатории мы будем исследовать ткань.
Пожалуйста, проходите. Перед вами образцы тканей, среди них есть льняная ткань. Вот она.
Как вы думаете, из чего делают эту ткань?
Правильно.
Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут, пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань. У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом (спрашиваю 2-3 детей). На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.
Как вы думаете, что можно сшить из льняных тканей?
Молодцы, правильно.
А вот это хлопчатобумажная ткань. Давайте рассмотрим её и сравним с льняной тканью. Чем они отличаются? (раздаю кусочки ткани).
Хлопчатобумажная ткань легче, тоньше, чем льняная ткань.
Вы знаете что-нибудь о выращивании хлопчатника?
Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.
Из семян хлопчатника выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка это волоски на семенах хлопчатника.
Что же шьют из хлопчатобумажной ткани?
- Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.
Ребята, посмотрим, а вот эта ткань называется драп. (Раздаю кусочки ткани). Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? Тёплую юбку, пальто.
Послушайте стихотворение и скажите, из чего делают тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
В моей лаборатории есть ещё один вид ткани - шёлк. Посмотрите, и скажите какой он? Блестящий, гладкий. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом (спрашиваю 2 -3 детей). Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.
Физкультминутка
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки, вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами
Руки вверх и руки вниз
Ты давай ка не ленись. На одной ноге стою,
А другую подогну.
А теперь попеременно буду поднимать колени.
Отдохнули, посвежели. На меня все посмотрели.
Наша экскурсия продолжается. Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? - - Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и её не продувает ветер. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся.
Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.
Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая.
Ой, ребята, совсем забыла! Мне нужна ваша помощь. Завтра должен состояться показ коллекции моих платьев. Мы с подружками изготовили выкройки платьев, но не успели их украсить. Вы не поможете мне украсить платья разными узорами, так, чтобы они были красивые, яркие и необычные?
Предлагаю занять места за столами.
Я предлагаю вам стать дизайнерами-модельерами. Вы знаете, кто такие дизайнеры-модельеры? Закрепить с 2-3 детьми.
Перед вами лежат выкройки платьев и разные заготовки для их украшения. Заготовки мы с вами будем наклеивать не клеем, а с помощью скотча. Вы возьмёте заготовку, снимите со скотча верхний слой бумаги и приклеите к платью. Можете приступать к работе.
Ребята, большое спасибо! Посмотрите, сколько красивых платье у нас получилось. Все они украшены по-разному. Значит, завтра показ коллекции платьев состоится. Ответы детей.
Дети украшают платья.
3 часть – заключительная
Цель: формирование у детей умения оценивать деятельность взрослых; чувства удовлетворения, радости от выполненной работы.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
Ребята, вам понравилось в лаборатории?
Давайте вспомним, что мы сегодня с вами узнали нового?
Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, даже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи? Из тканей шьют одежду, скатерти, постельное бельё и т. д. 1. Какие разные ткани существуют.
2. Из волокон льна прядут льняные нити, а из нитей ткут ткань.
3. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты.
4. Тёплую ткань делают из шерсти овец.
5. Какую одежду шьют из разных тканей.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
А теперь глазки закрываем, раз, два, три в детском саду окажись. Дети открывают глаза и оказываются в детском саду.