Инна Беляева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойством воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ.
Обучающие: продолжать знакомить с понятием «воздух», знать, что воздух есть вокруг нас, есть не только в комнате, но и в воде, сахаре,, всюду, (показать способы его обнаружения). Подвести детей к пониманию того, что воздух жизненно необходим человеку, всему живому на земле. Создать условие для исследовательской активности детей, умение экспериментировать и получать результат.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Ознакомление со свойством воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес к новым знаниям, умение делать правильное умозаключение, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать ответы своих товарищей, любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Коррекционные задачи: продолжать формировать объём словаря, обобщающие понятия по данной теме. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Методические приё мы: вводная беседа, поисковые вопросы, показ, напоминание, объяснение, проведение опытов, ТРИЗ, помощь, анализ
Словарная работа: пузырьки воздуха, колеблется, отклоняется, движение воздуха, выпуклый, лунка, смог, смерч, шторм, вихрь, вьюга, метель, планета, космос.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке с использованием вспомогательных предметов – вертушки, ленты, надувные рукава, целевые беседы, рассматривание репродукций по теме, ТСО – просмотр слайдов, видеороликов по теме, отгадывание загадок о явлениях в природе,
Оборудование демонстрационное: полиэтиленовые пакеты, кубики, полоска лёгкой бумаги, вода в ёмкости, соломка-трубочка, стаканчик, кусочек сахара, надувной шарик, воронка, образцы цветной штриховки (картинки по теме, картинки со знаками + и – ТРИЗ)
Раздаточный: полиэтиленовый пакет, кубики, стаканчик с водой, соломка-трубочка, кусочек сахара, фломастеры, листы бумаги, полоска лёгкой бумаги, сигнальные карточки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЮБЛАСТИ:
Социально-коммуникативное развитие продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие: совершенствование умений конструирования из бумаги : сгибание её в разном направлении. Поддерживать самостоятельное создания детьми поделки. Активизировать освоение детьми новой графической техники (штриховка) и самостоятельное её применение.
Речевое развитие: способствовать проявлению субъективной позиции ребёнка в речевом общении со взрослым и сверстниками. Продолжать развивать монологическую речь.
Ход занятия
Воспитатель: сегодня мы займёмся чем то очень интересным, будьте внимательными, думайте, рассуждайте, доказывайте и вы узнаете много нового.
**Посмотрите, у вас лежат полиэтиленовые пакеты… есть в них что-нибудь? (О. Д.)
Положите в пакет кубики… каким стал пакет? (О. Д.) (большим, надутым, выпуклым)
Теперь я уберу кубики из пакета и скручу его со стороны отверстия, каким он стал? (О. Д, и выполнение задания)
Но почему, ведь там ничего нет? (О. Д. – там есть воздух)
Подумайте и скажите, а был ли там воздух пока мы его не скрутили? (О,Д. – предположение детей).
Правильно, только мы его не видим. Но всё- таки его можно обнаружить и узнать о нём что-то новое. Сегодня мы будем говорить о воздухе, ветре.
**Помашите ладошками около лица, что вы ощущаете? Да, движение воздуха. А теперь подышите на ладони («вдох» -всем ртом… и «вдох» - одними губами, почувствовали разницу, какую? (О. Д. - холодный и тёплый)
А где мы ещё можем наблюдать холодный и тёплый воздух? (О. Д. – зимой на улице, кипит вода в чайнике, кондиционер, вентилятор,)
**Теперь возьмите полоску бумаги и подуйте на неё, что с ней происходит? (О. Д. – колышется, отклоняется, прогибается, поднимается, опускается,)
Правильно, полоска бумаги колышется от движения воздуха. А если на улице воздух движется, перемещается, как это называется? (О. Д. – ветер, ураган, буран)
Что происходит с разными предметами, если есть ветер? (О. Д. – качаются ветки, кусты, цветы,, на реках, морях –волны, кружится вертушка, лопасти у мельницы, султанчики, флажки)
** Отгадайте загадку: «Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь никого?» (О. Д. - ветер).
**Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)
Подумайте и скажите: ветер – это хорошо или плохо?
ХОРОШО: воздухом дышат люди, звери, птицы, рыбы в воде; воздух вокруг нашей планеты – он охраняет нас от жара лучей солнца и от космического холода; без воздуха не было бы жизни на нашей планете)
ПЛОХО: смог, когда воздух не движется и людям трудно дышать, смерч (торнадо, когда всё разрушается, шторм – огромные волны поднимаются и обрушиваются на берег, топят корабли; вихрь – ломает деревья, разрушает постройки; вьюга, метель – поднимает пыль снег, трудно человеку дышать! Молодцы, хорошо объяснили.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ПРЕДМЕТАХ :
** А теперь посмотрите, у вас на столе стоят баночки с водой. Осторожно подуйте через соломинку в воду (как я, что вы наблюдаете? (О. Д. - пузырьки, вода бурлит)
Да, в воде образуются пузырьки воздуха. Мы его выдыхаем и он виден в виде пузырьков.
**Проведём ещё опыт. Рассмотрите кусочек сахара. Что произойдёт, если мы его опустим в воду? (О. Д. - растает, его не будет)
Опускайте и будьте внимательны, что вы наблюдаете? (О. Д. - поднимаются пузырьки, сахар тает, растворяется)
Да, оказывается и в сахаре присутствует воздух.
Физкультурная минутка
«Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше…., выросло дерево!»
Теперь я проведу опыт, а вы будьте внимательно смотрите, потом скажете, что же вы наблюдали?
**Опыт : на воронке одет шарик (он свисает). Погружаю воронку в воду – шарик надувается. Что же происходит? (О. Д. – воздух переходит в шарик).
**Опыт : надуваю шарик и растягиваю отверстие пальцами… (слышен писк)
(О. Д. – воздух можно услышать, он вырывается через узкое отверстие в шарике)
Где ещё можно услышать воздух? (О. Д. - воет ветер, кипящий чайник, листва шумит,)
Молодцы, вы были внимательны, правильно отвечали, думали…
Физкультурная минутка : «Весёлые дети»
Ну вот попрыгали, повеселились, отдохнули – стало жарко, что делать?
(О. Д. –открыть форточку, включить вентилятор, раздеться,)
** Я предлагаю вам самим создать ветер. Как это можно выполнить? Подумайте! (О. Д. – предположения детей).
Верно, можно сделать веер. У вас есть листы бумаги и фломастеры, которыми можно украсить свой веер. Вспомните, как нужно складывать лист бумаги чтобы получился веер? (О. Д. – согнуть полоску с одной стороны, потом перевернуть лист и согнуть ещё раз и так до конца листа).
Правильно, а украсить свой веер вы можете разноцветными линиями, образцы которых вы видите на доске. (дети выполняют задание – украшают листы разноцветными линиями и складывают из них веер).
Скажите, где же мы сегодня обнаруживали воздух? (О. Д, - припоминание по всему занятию).
Вы были хорошими экспериментаторами – вам на память надувные шарики и, конечно, веера.