Елена Владимировна Кудлаева
Пропедевтика проектных умений. Педагогическое проектирование ОД с дошкольниками. НОД в старшей группе «От зерна до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
«От зерна до каравая».
Исполнитель:
Кудлаева Е. В.
Москва 2017
Цель: развитие интереса детей к этапам выращивания хлеба через приобщение к трудовой деятельности в процессе самостоятельного решения проблемной ситуации.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
1) знакомить дошкольников с процессом производства хлеба;
Публикация «Пропедевтика проектных умений, Педагогическое проектирование ОД с дошкольниками, НОД в старшей группе „От зерна до каравая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2) систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений;
3) развивать воображение и творческую активность детей;
4) создать условия в процессе образовательной деятельности для самостоятельного разрешения проблемной ситуации.
«Социально-коммуникативное развитие» :
1) воспитывать уважение к труду людей разных профессий и бережное отношение к результатам их труда;
2) развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
3) обучать детей способам взаимодействия со сверстниками.
«Речевое развитие» :
1) знакомить с различными фольклорными формами (пословица, загадка, поговорка;
2) развивать речь дошкольников путем обогащения их словарного запаса;
3) развивать связную речь дошкольников.
«Художественно-эстетическое развитие» :
1) формировать умение работать с тестом;
2) формировать умение радоваться результатам своего труда.
«Физическое развитие» :
1) совершенствовать двигательные навыки дошкольников;
2) формировать у детей потребность в двигательной активности;
3) развивать мелкую моторику у дошкольников.
Предварительная работа: словарная (агроном, хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь, мукомол, мельник, комбайн, сеялка, трактор, элеватор, дрожжи, начинка, духовка, противень, зерно, колос, пахать, боронить, молотить, сортировать, замешивать, выпекать; названия хлебобулочных изделий; пословицы и поговорки).
Ход занятия:
Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, одну быль – небылицу. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, дети посадили зёрнышко. А нашли они это зёрнышко на окошке. Это зёрнышко принёс им сизый голубь. Прошло с той поры немало времени, и у детей выросло чудо – дерево. Чудо – чудо расчудесное. А на дереве том растут не бананы и не апельсины, а булки да батоны, ватрушки да печенье. Хорошо теперь детям. Они не будут завтракать, обедать, а только срывать с дерева ватрушки, пирожки и батоны. Они будут их кушать и других детей угощать. Вот такое чудо – дерево растёт у ребят.
Воспитатель: Что здесь неправда? (выросло дерево с булками, дети не будут есть ничего кроме хлеба). А чему можно поверить? (посадили дети зернышко, будут других детей угощать).
Воспитатель: Почему нельзя питаться одним хлебом? (человеку нужны не только те витамины, которые есть в хлебе, но и другие – из овощей, фруктов, мяса и рыбы).
Воспитатель: Какие хлебные изделия выросли на нашем дереве? (хлеб, батон, пирожок, ватрушка, печенье, сушка, бублик, калач, колобок, пряник, сухарь и т. д).
Воспитатель: Подумайте и ответьте: какой бывает хлеб? (мягкий, черствый, теплый, ароматный, вкусный, белый, черный, горячий, свежий, аппетитный).
Воспитатель: А как хлеб попадает к нам на стол? (мы покупаем его в магазине).
Воспитатель: Правильно, но перед тем, как попасть в магазин, хлебушек проходит очень длинный и очень интересный путь, а какой – мы сейчас узнаем.
Воспитатель: У меня есть картинки, на которых изображен весь путь хлебушка от зернышка до нашего стола (проводится игра «Расставь правильно» - дети по цепочке подходят к мольберту и выставляют по одной картинке, сопровождают выбор высказыванием своей точки зрения; воспитатель комментирует, объясняет непонятные слова).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наш волшебный экран и проверим, правы мы с вами или нет (показ презентации «От зерна до каравая»; на соответствующих этапах появляется проросшая пшеница, пшеничные колоски).
Воспитатель: Сначала хлеборобы готовят землю к посеву. Трактора вспахивают землю, одновременно перемешивая её с удобрениями, необходимыми для лучшего роста. Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю. После этого землю нужно бороновать, чтобы поле стало ровным, без комков. Борона – это специальный механизм, похожий на большие грабли с очень острыми стальными зубьями, который рыхлит землю, чтобы проходили в неё воздух, влага и тепло. После такой обработки земля становится рыхлой и готовой к посеву. А для высевания зерна используют сеялки – специальные механизмы, которые ровными рядами укладывают в землю зёрна пшеницы или ржи. Наступают жаркие летние деньки. Взошла наша пшеница. Мы с вами ведь тоже пшеницу проращивали (показать). Посмотрите, какая она нежная, зеленая, для вредителей просто объедение. У нас зернышек немного, а представьте, как быть агрономам, которые за огромные поля отвечают? Агроном знает всё о болезнях и вредителях, которые могут помешать росту и даже загубить весь урожай. Осматривает он растения и видит, что нападают на поле жуки – вредители на хлебное поле. Тогда обращается агроном к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля и уничтожают вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство. Уберегли урожай, посмотрите какое поле красивое – его называют «Золотая нива». И правда, как будто золото на поле! Посмотрите, зерна хлебушка каждый в своем домике (показать колос). Наконец урожай наш созрел. И опять без машин не обойтись – на поля выходят комбайны, которыми управляют комбайнеры. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зернышки, и они по специальной длинной трубе высыпаются в грузовые машины. Машинами управляют шоферы. По сигналу комбайнера машина, полная зерна, уезжает, а вместо неё подъезжает другая. Ни минуты времени нельзя терять, поэтому когда начинают убирать с полей хлеб, даже ночью приходится работать. Зерно отвозят в специальные хранилища – элеваторы. Там зерно сушат. Ребята, вы запомнили, из чего пекут хлеб? (из муки).
Воспитатель: В древние времена зерно перемалывали с помощью больших и тяжелых камней, позже – на мельницах. В настоящее время машины и механизмы, работающие на электричестве, помогают людям справиться с этим непростым, но очень важным делом. Давайте мы с вами тоже побудем немного мельниками и попробуем сделать муку сами. Для этого у меня есть такой маленький механизм, называется он кофемолка, т. е. предназначен для того, чтобы размолоть зерна кофе и приготовить напиток. Но мы сегодня используем кофемолку для того, чтобы перемолоть пшеницу в муку (показ опыта детям). Кем мы были, когда мололи муку? (мельниками). У нас зерна немного, поэтому хватило маленького механизма, а когда нужно много муки, зерно отвозят на мукомольные заводы. Готовую муку отвозят на хлебозавод, где замешивают тесто для хлебушка. И вот наконец свежий, ароматный, теплый хлеб привозят в магазин, где ваши родители его покупают, чтобы у вас на столе было вкусно и сытно. Вот сколько людей и машин должно потрудиться, чтобы мы могла принести домой, например, обычный батон. Много рук к зерну прикасается, многие люди своё тепло и любовь отдают, и поэтому хлеб получается таким вкусным!
Воспитатель: а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Из зернышка в колосок».
Дети стоят в кругу. Им предлагается превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Взрослый – агроном – поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. Семечко медленно растёт, раскрываются листочки (руки поднимаются, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышутся. Поспел урожай. Приезжай, убирай! (дети садятся на стулья).
Воспитатель: А сколько загадок о хлебе придумали люди! Сейчас я загадаю, а вы попробуйте отгадать.
1. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
будет целая семья.
(Зерно) 2. Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)
3. В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста.
(Пирожок)
4. Золотист он и усат,
В ста карманах - сто ребят.
(Колос) 5. Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Воспитатель: Молодцы какие, все загадки отгадали!
Вывод:
В результате проведения работы:
• Изменилась познавательная активность детей;
• Расширили представления детей об окружающем мире;
• Систематизировали знания о производстве хлеба;
• Научились бережно относиться к хлебу;
• Познакомились с видами хлебоуборочной техники;
• Закрепили знания о труде взрослых;
• Научились анализировать, сравнивать и обобщать;
• Обогатили речь новыми словами;
• Научились общаться, сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в группе;
• Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.