Приложение МААМ

Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет

Светлана Цыгулёва
Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Представление опыта работы

«Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4-5 лет»

Цель: способствовать овладению педагогами методам работы с кинетическим песком для развития воображения у детей 4-5 лет.

Задачи:

Публикация «Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет» размещена в разделах

- познакомить педагогов с методом театрализованного обыгрывания ситуации при работе с кинетическим песком;

- способствовать развитию интереса к применению кинетического песка и введению развивающих игр в практическую деятельность педагогов

Что же такое воображение?

Воображение — это способность человеческой психики формировать новые чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности, от прошлого. Воображение — это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Философы рассматривают воображение как составную часть творческого процесса.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного развития общества является человек, способный к творческому созиданию.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Когда я пришла работать в детский сад мне предложили вести кружок по песочной терапии, и начинала я занятия с рисования на световом столе кварцевым песком, но рисование быстро надоело детям, им больше нравилось закапываться в песок. И чтобы разнообразить занятия я выбрала другой материал для занятий кинетический песок, этот материал больше понравился детям, так как имеет более широкие свойства для развития воображения и фантазии.

Знакомство с кинетическим песком.

Что же такое кинетический песок?

Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой. По сути, кинетический песок не отличается от обычного кварцевого песка, но имеет некоторые выгодные особенности благодаря присутствию в своем составе полимерного связующего вещества.

Кинетический песок обладает такими свойствами:

- сыпучий;

- не застывает;

- не рассыпается на мелкие частички;

-не оставляет жирных следов;

- приятен на ощупь;

- не токсичен и не вызывает аллергических реакций;

- можно лепить разные фигуры либо вырезать их при помощи формочек;

- оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

Именно поэтому в своей работе с детьми я использую кинетический песок как одно из средств, формирующих у детей: эстетическое развитие, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи, а также как главный фактор психологического здоровья ребёнка.

Применение кинетического песка.

В своей кружковой деятельности я занимаюсь с детьми 4-5 лет и используем мы в основном именно кинетический песок. Но прежде чем начинать занятие с детьми необходимо узнать у родителей, нет ли у детей какой-либо аллергии.

Так же перед каждым занятием мы обговариваем технику безопасности при работе с песком:

• Вдыхать песок категорически запрещено.

• Песок нельзя есть

• Перед использованием кинетического песка необходимо вымыть руки.

• Песком нельзя кидаться

• После игры с кинетическим песком также необходимо вымыть руки с мылом.

На первых занятиям мы просто лепили фигурки с помощью формочек, составляли их в композиции, изображая объемные картины, искали сокровища, предварительно закопанные камушки марблс, потом мы попробовали построить из песка декорации и обыграть сказку, взяв персонажей из театра. В начале занятия дети прослушивали сказку, которую мы будем обыгрывать, даже если дети знакомы со сказкой, так как услышав её повторно могли без подсказки построить декорации к сказке из песка без помощи формочек. Мы обыгрывали сказки, которые хорошо знакомы детям - «Гуси - лебеди», «Три поросенка», «Красная шапочка» и. т. д.

Видя, что детям нравиться больше не создавать картины, а обыгрывать сказки мы попробовали сочинить небольшую сказку.

Для входа в песочную страну я со своими воспитанниками использовала стихотворение А. Густышкина:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтоб злодее побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А ещё желательно

Делать всё внимательно!

Когда мы с ребятами попадаем в Песочную страну, прежде чем мы преступаем к творчеству, вспоминаем правила поведения:

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была!

- На столе у нас расположены: надувная песочница с кинетическим песком, формочки для строительства замка, фигурки с изображением героев.

Предварительно были подготовлены персонажи, когда персонажи были показаны детям, они распределили между собой роли, далее мы обговариваем сюжет сказки и преступаем к постройке декораций, в нашей сказке это замок дракона с затерянными сокровищами. Когда все приготовления закончились мы перешли к обыгрыванию нашей сказки. Для занятия были подготовлены фигурки: дракона, рыцаря скачущего на коне, и рыцаря побеждающего дракона, принцесса, фея и конечно множество сокровища. Так как персонажей ограниченное количество, мы проигрывали сюжет, немного изменяя его, в течение нескольких занятий, так как всем хотелось примерить на себя разные роли.

В конце занятия мы с детьми прощаемся с Песочной страной:

Спасибо милый Наш песок

Ты нам всем подрасти помог

В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Заключительное слово педагога-психолога.

Кинетический песок выступает прекрасным материалом для развития, образы получаются объемными. Песок, как природный сыпучий материал, еще и хорош как изобразительный материал. Играя с песком с раннего возраста, дети проявляют к нему устойчивый интерес, с большой любознательностью исследуют способы взаимодействия с ним. Вспомните, с каким удовольствием в детстве мы наблюдали, как сквозь песок уходит вода, как нетронутая поверхность песка побуждала нас к взаимодействию с ним, провоцировала к нестандартному творчеству.

В заключении могу сказать, что кинетический песок прекрасный материал для развития воображения в дошкольном возрасте, так как с его помощью можно не только создать объемные фигуры, но преобразовать их или разрушить и сотворить что-то новое, так как свойства песка пластичны. Дети очень любят сочинять свои истории, а песок одно из средств которое помогает им в перенесении своих фантазий в реальность показывая свои истории через театрализацию.

Спасибо всем за внимание.

Литература

1. Яковлева, Е. В. Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 86-89. — URL:

2. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Т. А. Андриенко, С-Петербург. : Детство-пресс, 2022г.

3. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. - М. :Издательство «Первое сентября», 2014.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. ,2017.-93с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт-терапия»Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт-терапия» Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт – тарапия». В нашем детском саду функционирует кружок «Песочная Арт – терапия», которую дети посещают.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 09:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Цыгулёва (УИ 3156082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД