Светлана Цыгулёва
Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы
«Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4-5 лет»
Цель: способствовать овладению педагогами методам работы с кинетическим песком для развития воображения у детей 4-5 лет.
Задачи:
Публикация «Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- познакомить педагогов с методом театрализованного обыгрывания ситуации при работе с кинетическим песком;
- способствовать развитию интереса к применению кинетического песка и введению развивающих игр в практическую деятельность педагогов
Что же такое воображение?
Воображение — это способность человеческой психики формировать новые чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности, от прошлого. Воображение — это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Философы рассматривают воображение как составную часть творческого процесса.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного развития общества является человек, способный к творческому созиданию.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Когда я пришла работать в детский сад мне предложили вести кружок по песочной терапии, и начинала я занятия с рисования на световом столе кварцевым песком, но рисование быстро надоело детям, им больше нравилось закапываться в песок. И чтобы разнообразить занятия я выбрала другой материал для занятий кинетический песок, этот материал больше понравился детям, так как имеет более широкие свойства для развития воображения и фантазии.
Знакомство с кинетическим песком.
Что же такое кинетический песок?
Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой. По сути, кинетический песок не отличается от обычного кварцевого песка, но имеет некоторые выгодные особенности благодаря присутствию в своем составе полимерного связующего вещества.
Кинетический песок обладает такими свойствами:
- сыпучий;
- не застывает;
- не рассыпается на мелкие частички;
-не оставляет жирных следов;
- приятен на ощупь;
- не токсичен и не вызывает аллергических реакций;
- можно лепить разные фигуры либо вырезать их при помощи формочек;
- оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.
Именно поэтому в своей работе с детьми я использую кинетический песок как одно из средств, формирующих у детей: эстетическое развитие, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи, а также как главный фактор психологического здоровья ребёнка.
Применение кинетического песка.
В своей кружковой деятельности я занимаюсь с детьми 4-5 лет и используем мы в основном именно кинетический песок. Но прежде чем начинать занятие с детьми необходимо узнать у родителей, нет ли у детей какой-либо аллергии.
Так же перед каждым занятием мы обговариваем технику безопасности при работе с песком:
• Вдыхать песок категорически запрещено.
• Песок нельзя есть
• Перед использованием кинетического песка необходимо вымыть руки.
• Песком нельзя кидаться
• После игры с кинетическим песком также необходимо вымыть руки с мылом.
На первых занятиям мы просто лепили фигурки с помощью формочек, составляли их в композиции, изображая объемные картины, искали сокровища, предварительно закопанные камушки марблс, потом мы попробовали построить из песка декорации и обыграть сказку, взяв персонажей из театра. В начале занятия дети прослушивали сказку, которую мы будем обыгрывать, даже если дети знакомы со сказкой, так как услышав её повторно могли без подсказки построить декорации к сказке из песка без помощи формочек. Мы обыгрывали сказки, которые хорошо знакомы детям - «Гуси - лебеди», «Три поросенка», «Красная шапочка» и. т. д.
Видя, что детям нравиться больше не создавать картины, а обыгрывать сказки мы попробовали сочинить небольшую сказку.
Для входа в песочную страну я со своими воспитанниками использовала стихотворение А. Густышкина:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодее побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!
Когда мы с ребятами попадаем в Песочную страну, прежде чем мы преступаем к творчеству, вспоминаем правила поведения:
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была!
- На столе у нас расположены: надувная песочница с кинетическим песком, формочки для строительства замка, фигурки с изображением героев.
Предварительно были подготовлены персонажи, когда персонажи были показаны детям, они распределили между собой роли, далее мы обговариваем сюжет сказки и преступаем к постройке декораций, в нашей сказке это замок дракона с затерянными сокровищами. Когда все приготовления закончились мы перешли к обыгрыванию нашей сказки. Для занятия были подготовлены фигурки: дракона, рыцаря скачущего на коне, и рыцаря побеждающего дракона, принцесса, фея и конечно множество сокровища. Так как персонажей ограниченное количество, мы проигрывали сюжет, немного изменяя его, в течение нескольких занятий, так как всем хотелось примерить на себя разные роли.
В конце занятия мы с детьми прощаемся с Песочной страной:
Спасибо милый Наш песок
Ты нам всем подрасти помог
В ладошки наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Заключительное слово педагога-психолога.
Кинетический песок выступает прекрасным материалом для развития, образы получаются объемными. Песок, как природный сыпучий материал, еще и хорош как изобразительный материал. Играя с песком с раннего возраста, дети проявляют к нему устойчивый интерес, с большой любознательностью исследуют способы взаимодействия с ним. Вспомните, с каким удовольствием в детстве мы наблюдали, как сквозь песок уходит вода, как нетронутая поверхность песка побуждала нас к взаимодействию с ним, провоцировала к нестандартному творчеству.
В заключении могу сказать, что кинетический песок прекрасный материал для развития воображения в дошкольном возрасте, так как с его помощью можно не только создать объемные фигуры, но преобразовать их или разрушить и сотворить что-то новое, так как свойства песка пластичны. Дети очень любят сочинять свои истории, а песок одно из средств которое помогает им в перенесении своих фантазий в реальность показывая свои истории через театрализацию.
Спасибо всем за внимание.
Литература
1. Яковлева, Е. В. Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 86-89. — URL:
2. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Т. А. Андриенко, С-Петербург. : Детство-пресс, 2022г.
3. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. - М. :Издательство «Первое сентября», 2014.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. ,2017.-93с.