МААМ-картинки

План конструктивного урегулирования педагогического конфликта на уровне среднего общего образования

Оксана Лазарева
План конструктивного урегулирования педагогического конфликта на уровне среднего общего образования
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. «Биография» педагогического конфликта….…. 3

2. Структурные и динамические характеристики конфликта… 6

3. Анализ стратегий поведения участников конфликта… 10

4. Картография конфликта. Анализ причин возникновения педагогического конфликта в образовательной организации…. 11

Публикация «План конструктивного урегулирования педагогического конфликта на уровне среднего общего образования» размещена в разделах

5. Алгоритм действий по конструктивному урегулированию педагогического конфликта в системе отношений «учитель-ученик» и его анализ. …. 13

Заключение… 15

Список литературы… 16

1. «Биография» педагогического конфликта

В одной из школ нашего города произошел следующий инцидент. Как известно, в школах наблюдается нехватка учителей словесников. В начале года в школу пришел работать молодой специалист – учитель русского языка и литературы, но проработав один месяц, девушка уволилась, «не найдя себя в профессии». Спустя две недели удалось выйти на контакт с учителем, который находился на пенсии. И когда было получено согласие, были рады все стороны. Администрация – так как удалось быстро найти замену, родители – потому что учитель со стажем, и имел хорошие отзывы, как специалист, классный руководитель – так как вопросы подготовленности и успеваемости учеников находятся в области его интересов, десятиклассники (а именно о конфликте с ними и пойдет речь, так как через полгода им предстояло писать итоговое сочинение по литературе, и учитель – так как соскучился по работе.

Первые две недели все было спокойно. Лишь изредка учитель жаловался классному руководителю, что дети не читают произведения предусмотренные программой. Эта проблема наблюдается в наше время из года в год не только в данной школе. Проблема отсутствия культуры и желания чтения классической литературы озвучивается с высоких трибун и средств массовой информации. Учитель «старой закалки» по привычке не стал обращать внимание на просьбы детей снизить нагрузки домашнего задания. Сначала взрослые (родители и коллеги) были даже рады, что дети, хоть и в назидательной форме, но хоть что-то начали читать, ведь сочинение не за горами! Затем начали появляться в журнале отрицательные отметки. Классный руководитель, поговорив с детьми, выяснил, что точек взаимодействия и налаживания контакта не происходит. Тогда она пошла на урок. На уроке наблюдалась следующая картина: учитель проводил зачет; дети брали билет и выходили отвечать по одному. Вопросы были по пройденному произведению «Отцы и дети». Кроме содержания, нужно было дать свою характеристику и оценку предлагаемому герою. Учитель, превосходно владея материалом, говорил на языке, понятном детям. Ребята, отвечая на вопросы, показывали, что они владеют материалом, но вот живого общения не было, дети были напряжены, и, если не задавался прямой вопрос кому-то, тишина стояла «гробовая». Зачет закончился, дети получили свои отметки, но после они поделились с классным руководителем, что учитель сегодня вела себя совсем по-другому, так как находился «посторонний» человек на уроке. Обычно, говорили ребята, учитель недоволен ответами и часто они не понимают, что от них хотят.

Классный руководитель встретился с учителем после этого разговора, на что у педагога была своя точка зрения. По ее словам дети не делают ничего из тех требований, что предъявляет им учитель. На просьбу классного руководителя немного пойти навстречу детям (век нынче иной, много репетиторов, не только литература, но и другие предметы требуют подготовки) учитель ответил, что за 40 лет никогда не «прогибалась» под детские требования.

Тогда классный руководитель пошла к детям. При разговоре с классом она попыталась донести до ребят, что другого учителя в разгар учебного года найти практически невозможно, да и сочинение не за горами. Со стороны детей остается только один выход – выполнять, насколько это возможно, требования учителя. Вместе с этим классный руководитель поставил администрацию в известность о непростой ситуации в данном вопросе.

Администрация провела с учителем беседу, в ходе которой педагог озвучил свои претензии к классу. Причем негативную реакцию у учителя вызывал именно 10 класс. 7 и 8 по словам учителя, тоже учили до этого «из рук вон плохо», но они хотя бы что-то делают, а 10 класс не делает ничего.

Такая ситуация продолжалась с октября по март. Вялотекущий конфликт то утихал, то вновь давал о себе знать. Родители, которые подключились к конфликту, приходили к учителю, к администрации, к классному руководителю, но выход был только один – дождаться конца учебного года и менять учителя (в течение года этого сделать было невозможно, так как у второго учителя нагрузка была запредельная). С этим положением вещей смерились уже и классный руководитель, и родители, и дети. Они даже как-то приспособились и даже не жаловались. Просто знали, что нужно потерпеть до конца года.

И вот когда до написания итогового сочинения оставалось 3 недели (сразу после выхода с каникул после 3 четверти, учитель говорит второму учителю русского языка, что в 10 класс он просто не пойдет. Что в принципе он и делает прямо на следующий день. Учащиеся, как обычно, поднялись к кабинету, но им сказали, что отныне русский язык и литературу будет вести кто-то другой. Недоуменные ребята спустились к классному руководителю и в непонимании, почему именно сейчас, сели в кабинет. Учитель был вызван администрацией, но на вопрос, почему именно сейчас это произошло, учитель сказал, что неготовность детей к ее предмету дошла до крайней точки и так продолжаться не может. Никакие уговоры и увещевания не помогли. Учитель больше не пришел к детям. Администрации срочно пришлось искать учителя совместителя на 6 часов.

Спустя неделю вопрос удалось решить за счет перегруппировки часов основного учителя, работающего в школе. Дети написали итоговое сочинение. После проведения двух занятий с постоянным учителем, ребята говорили, что за два занятия учитель объяснил им больше, чем за предыдущие полгода. Как выяснилось потом, учитель не работал со старшеклассниками очень длительное время (около 10 лет, к итоговому сочинению не готовил ни разу. И всегда, работая со старшеклассниками, были конфликты.

2. Структурные и динамические характеристики конфликта

Определение основных структурных элементов конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

В данной биографии сторонами конфликта являются : S1 учитель литературы; S2 ученики десятого класса; S3 классный руководитель; S4 родители; S5 администрация.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Предмет конфликта данной биографии - коммуникативный барьер между педагогом и учениками.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Образ конфликтной ситуации данной биографии:

S1 - Дети отказываются выполнять задания, ленятся и ничего не хотят делать

S2 - Учитель литературы предъявляет завышенные требования

S3 - Учитель литературы не хочет менять подход к преподаванию предмета в соответствии с современными требованиями

S4 - Дети не хотят выполнять непосильное задание

S5 - Невозможно в середине года найти нового учителя

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Мотивы конфликта данной биографии :

S1 - Увидеть положительный результат педагогической деятельности

S2 - Необходимо подготовиться к сочинению без перегрузок и эмоциональных затрат

S3 - Наладить взаимоотношения между учениками и учителем литературы

S4 - Чтобы дети хорошо подготовились к сочинению без перегрузок и эмоциональных затрат

S5 - Не менять учителя в середине года

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Позиции конфликтующих сторон данной биографии:

S1 - Дети не хотят ничего делать, выполнять требования учителя

S2 - Не понимают, чего от них хотят и почему учитель никогда не удовлетворен

S3 - Ученики не успевают подготовится в связи с загруженностью, а учитель не хочет их понять

S4 - Дети должны подготовиться к сочинению с хорошим учителем

S5 - Учителя невозможно поменять в середине года, необходимо немного потерпеть, подождать

Динамические характеристики конфликта

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Основные этапы конфликта.

I. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

Конфликтная ситуация данной биографии была создана учителем литературы и учениками 10го класса на этапе проведения уроков и подготовки к сочинению, что явилось предпосылкой конфликта.

II. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

В данной биографии осознание конфликтной ситуации возникло во время урока и разговора учеников с классным руководителем, после которого выяснилось, что между учителем и учениками возник коммуникативный барьер.

III. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п., направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

В данной биографии начало открытого конфликтного взаимодействия произошло вследствие разговора учителя и классного руководителя, далее учителя с администрацией, после которых выяснилось, что учитель имеет большое количество претензий к классу

IV. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

Данный этап в биографии состоялся в момент отказа учителя приходить в 10 класс за 3 недели до сочинения, аргументировав свою позицию тем, что ученики совершенно не готовы к итоговой работе.

V. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами) : педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Разрешение конфликта в данной биографии произошло после ухода учителя из школы и перегруппировки часов основного учителя, работающего в школе.

3. Анализ стратегий поведения участников конфликта

S1 - Стратегия поведения - соперничество. Учитель не желает идти ни на какие уступки, «прогибаться» под учеников, жестко отстаивает свою позицию, борется за свои интересы, не учитывая интересы учеников, классного руководителя и администрации.

S2 - Стратегия поведения - приспособление или избегание. Ученики принимают позицию выжидания, так как отстаивание своих интересов не приносит результатов.

S3 - Стратегия поведения - компромисс. Классный руководитель стремится урегулировать конфликт через взаимные уступки. Он старается услышать и учеников, и учителя, и администрацию, при этом выработать компромиссное решение, пусть даже и временное.

S4 - Стратегия поведения - избегание. Родители не готовы сотрудничать с учителем для выработки наилучшего совместного решения, поэтому предпочитают избегание и ожидание.

S5 - Стратегия поведения - избегание. Администрация не предпринимала никаких действий к разрешению конфликтной ситуации и лишь предлагала потерпеть и подождать.

4. Картография конфликта. Анализ причин возникновения педагогического конфликта в образовательной организации

Проблема, требующая решения (предмет конфликта) - коммуникативный барьер между учениками и учителем.

S1 Интересы - получить положительный результат своей педагогической деятельности, заставить детей читать литературные произведение и хорошо подготовиться к сочинению;

Опасения - ученики не смогут освоить программу, хорошо подготовиться к сочинению;

S2 Интересы - подготовиться к сочинению без перегрузок и эмоциональных затрат;

Опасения - получить плохие оценки по предмету;

S3 Интересы - сохранение отношений между учениками и учителем, положительные оценки за сочинение, предмет;

Опасения - плохая подготовка учеников, поиск нового учителя посреди учебного года;

S4 Интересы - сохранение эмоционального здоровья детей, исключение перегруза, хорошая подготовка к сочинению;

Опасения - плохие оценки за предмет и сочинение;

S5 Интересы - не допустить уход учителя из школы посреди учебного года;

Опасения - придется искать нового учителя посреди учебного года.

Причины возникновения педагогического конфликта в образовательной организации.

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.

Приведем те из причин конфликтов, которые могли повлиять на возникновение конфликта в данной биографии :

малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

5. Алгоритм действий по конструктивному урегулированию педагогического конфликта в системе отношений «учитель-ученик» и его анализ

Выявление действий по конструктивному урегулированию конфликта в системе отношений «учитель - ученик» может быть реализовано после проведения структурного анализа конфликта с использованием методики картографии.

Суть этого метода состоит в графическом отображении (Рисунок 1) составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов:

Этап 1. Определить проблему заявлением общего характера.

Этап 2. Опознать и назвать главных участников.

Этап 3. Каковы интересы и опасения каждого участника или группы?

Графическое отображение потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

Составление карты конфликта позволяет :

• ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций;

• создать возможность совместного обсуждения проблемы, открытого высказывания своих требований и желаний участниками конфликта;

• конкретизировать собственную точку зрения и понять точку зрения других;

• создать атмосферу доверия, увидеть сторонам конфликта проблему глазами оппонента;

• выбрать новые пути разрешения конфликта.

Заключение

Сегодня в современной школе поменялось многое, но, прежде всего, поменялись дети. Они очень индивидуальны, легко вступают в отношения, активно пользуются интернет-технологиями, ориентированы на успех, амбициозны. И эта тенденция отмечается многими специалистами, работающими с детьми. Но, при всей новизне, они по-прежнему остаются детьми и подростками, со своими перипетиями, взрослением, любовью, отношениями и конфликтами.

Несмотря на изменения, в школе по-прежнему остается традиционная педагогическая доктрина, основанная на избегании или замалчивании конфликтов. Считается, что педагог не должен их создавать и не должен ими пользоваться в воспитательных целях. Эта позиция как раз и создает то напряжение, которое формируется в школьной среде и скорее разобщает детей и педагогов в силу разной оценки происходящих событий.

Поэтому сегодня становится особо актуально изучение природы конфликта, подробный анализ причин и следствий с целью урегулирования педагогических конфликтов на любом этапе. Изучение процесса социально- педагогического взаимодействия между участниками педагогической деятельности, освоение способов и методов урегулирования педагогических конфликтных ситуаций откроет для педагогов и их учеников новые возможности взаимодействия, качественно улучшит педагогический процесс.

Список литературы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов. – 6-е изд. испр. и доп. СПб, Питер. 2015. – 528 с.

2. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. Учебн. пособие. – 3-е изд. М. : Проспект, 2016. – 336 с.

3. Козырев Г. И. Жертва и конфликт : социально-антропологический анализ // Социол. исслед. - 2013. - №12. - С. 18-25.

4. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М. : Стрингер, 1992. – Глава 8.

5. Курочкина И. А. Шахматова О. Н. Педагогическая конфликтология : учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2013.

6. Москвин Л. Б. Диалог - важнейший инструмент разрешения конфликтных ситуаций // Соц. -гуман. знания. - 2013. - N 6. - С. 3-18.

7. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М. : Просвещение, 1991.

8. Шейнов В. П. Управление конфликтами. – СПб. : Питер, 2014. – 770 с.

9. Щербаков И. Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL : https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610

Публикации по теме:

«Во избежание конфликта — поиграй со мной!»«Во избежание конфликта — поиграй со мной!» Недавно сменила место работы и сейчас тружусь подменным воспитателем – ко мне пока приглядываются! Я познакомилась ещё не со всеми детьми,.

Фотоотчёт «6 межрегиональный фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования»Фотоотчёт «6 межрегиональный фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования» 21 апреля 2016 в городе Кинель Самарской области проходил 6 межрегиональный Фестиваль педагогического мастерства и творчества работников.

Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию "РЕЧеЦВеТИК" предлагаю календарно-тематический.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Речевые формулы для конструктивного общения с родителями РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ - ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ. («Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями) Цель: расширение контакта.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План конструктивного урегулирования педагогического конфликта на уровне среднего общего образования
Опубликовано: 1 сентября 2021 в 12:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План конструктивного урегулирования педагогического конфликта на уровне среднего общего образования» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Лазарева (УИ 59499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД