Елизавета Григорьева
План логопедической коррекции для слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.
Коррекционная работа с детьми учителя-логопеда направлена на решение задач:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);
3. Развитие навыков связной речи.
Сентябрь – обследование состояния речи. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.
Публикация «План логопедической коррекции для слабовидящих детей» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
I квартал (октябрь, ноябрь)
Звукопроизношение
1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.
2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д.
3. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции нарушенных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (макпогремушка, кот-велосипед, дом-черепаха).
2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова.
3. Работать над двусложными словами, а потом и над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).
Развитие общих речевых навыков
1. Вести работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
4. Выработать правильный темп речи.
5. Работать над четкостью дикции.
6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Лексика
1. Обобщить и расширить представления детей по данным темам.
2. Учить детей устанавливать простейшие связи.
3. Пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по темам.
Лексические темы
1. Деревья осенью
2. Огород. Овощи.
3. Сад. Фрукты
4. Лес. Грибы и лесные ягоды.
5. Перелетные птицы, водоплавающие птицы.
6. Одежда, головные уборы.
7. Обувь.
8. Посуда.
9. Мебель
Развитие грамматического строя речи
1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа (по лексическим темам).
2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей).
3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
4. Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в –из.
5. Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.
Октябрь
1 неделя Лексика
Деревья осенью
Грамматика Ед. ,мн. число. уменьшительно-ласкательные суффиксы
Речевое дыхание Длительный плавный выдох «Осенние листочки»
Фонематический слух Длинные и короткие слова
2 неделя Лексика
Огород. Овощи
Грамматика Мн. число, род. падеж сущест-х, ум – ласк. суффиксы
Речевое дыхание Глубокий вдох «узнай овощ»
Фонематический слух Длинные и короткие слова
3 неделя Лексика
Сад. Фрукты.
Грамматика Мн. число, род. падеж сущест-х, ум – ласк. суффиксы
Речевое дыхание Глубокий вдох «узнай фрукт»
Фонематический слух Длинные и короткие слова
4 неделя Лексика
Лес. Грибы и лесные ягоды
Грамматика Мн. число, род. падеж сущест-х, ум – ласк. суффиксы
Речевое дыхание Глубокий вдох «узнай ягоду»
Фонематический слух Длинные и короткие слова
5 неделя Лексика
Перелетные птицы, водоплавающие птицы
Грамматика Ед., мн. число. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Речевое дыхание Длительный плавный выдох «Птички полетели».
Фонематический слух Длинные и короткие слова
Лексика
Ноябрь
1 неделя Лексика
Одежда. Головные уборы
Грамматика Ед. ,мн. число. уменьшительно-ласкательные суффиксы. род. Падеж сущест-х.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Работать над двусложными словами, а потом и над трехсложными словами из открытых слогов
2 неделя Лексика
Обувь
Грамматика Мн. число, ум –ласк. суффиксы, предлоги в, на.
Речевое дыхание Упражнения на повторение.
Фонематический слух Работать над двусложными словами, а потом и над трехсложными словами из открытых слогов
3 неделя Лексика
Посуда
Грамматика Мн. число, ум –ласк. суффиксы, предлоги в, на.
Речевое дыхание Упражнения на повторение.
Фонематический слух Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных, трехсложных слов
4 неделя Лексика
Мебель
Грамматика Предлоги в, на, с, из. Мн. число существ-х
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов
II квартал (декабрь, январь, февраль)
Звукопроизношение
1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
2. Сформировать правильную артикуляцию нарушенных звуков и начать их автоматизацию.
3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.
Работа над слоговой структурой слова
1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.
2. Работать над односложными словами из закрытого слога.
Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.
3. Закрепить умение изменять силу голоса, учить детей говорить тише, громче.
4. Продолжить работу над темпом речи.
5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
6. Стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию.
Лексика
1. Обобщить и расширить представления детей по данным темам.
2. Учить детей устанавливать простейшие связи.
3. Пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по темам. Лексические темы
1. Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы.
2. Домашние животные и их детеныши зимой.
3. Дикие животные и их детеныши зимой.
4. Новый год.
5. Комнатные растения.
6. Животный мир морей и океанов.
7. Орудия труда и инструменты.
8. Грузовой и пассажирский транспорт.
9. Профессии на транспорте.
10. Наша армия.
11. Стройка. Профессии на стройке.
Развитие грамматического строя речи
1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
2. Закрепить в речи простые предлоги:на – с, в – из, по.
3. Упражнять детей в употреблении существ-х с суффиксами: -онок-, -енок-, -ат, -ят. 4. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый
Декабрь
1 неделя Лексика
Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы.
Грамматика Употребление в речи простых предлогов.
Речевое дыхание «Согрей птичку»
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
2 неделя Лексика
Домашние животные и их детеныши.
Грамматика Образование сущ-х с суффиксами – онок, -енок, -ат, -ят.
Речевое дыхание Звукоподражания.
Фонематический слух Развитие физиологического дыхания
3 неделя Лексика
Дикие животные и их детеныши.
Грамматика Образование сущ-х с суффиксами – онок, -енок, -ат, -ят.
Речевое дыхание Звукоподражания.
Фонематический слух Упражнять детей в передаче
ритмического рисунка слова.
4 неделя Лексика
Новый Год.
Грамматика Мн. число, ум – ласк. суффиксы, винит., родительный падежи, предлог на, с.
Речевое дыхание «Приятный запах»
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
Январь
1 неделя Лексика
Комнатные растения.
Грамматика Употребление предлогов в, на, с, из
Речевое дыхание Упражнения на повторение.
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
2 неделя Лексика
Животный мир морей и океанов.
Грамматика Образование сущ-х с суффиксами – онок, -енок, -ат, -ят.
Речевое дыхание Упражнения на повторение.
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.
3 неделя Лексика
Орудия труда. Инструменты
Грамматика Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Речевое дыхание Упражнения на повторение.
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
Февраль
1 неделя Лексика
Грузовой и пассажирский транспорт.
Грамматика Винительный, родительный падежи сущ-х, мн. ч
Речевое дыхание Упражнения на повторение.
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
2 неделя Лексика
Профессии на транспорте.
Грамматика Употребление предлогов в, на, с, из
Речевое дыхание Упражнения на повторение.
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
3 неделя Лексика
Наша армия.
Грамматика Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
4 неделя Лексика
Стройка. Профессии на стройке.
Грамматика Винительный, родительный падежи сущ-х, мн. ч
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова
III квартал (март, апрель, май)
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.
2. Продолжить процесс автоматизации нарушенных звуков в речи у всех детей.
Работа над слоговой структурой слова
1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.
2. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, аист).
Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над плавностью речи.
3. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.
Лексика
1. Уточнить представления детей о признаках весны.
2. Расширить представления детей по каждой из тем.
3. Пополнять словарный запас детей.
Лексические темы
1. Весна. Весенние месяцы. Мамин праздник. Профессии мам.
2. Приметы весны. Первые весенние цветы.
3. Космос.
4. Почта.
5. Наша Родина-Россия
6. Наш родной город.
7. Весенние работы на селе.
8. Откуда хлеб пришел?
9. Повторение пройденных тем.
10. Правила дорожного движения.
11. Поздняя весна.
12. Растения и животные весной. Перелетные птицы.
13. Лето. Насекомые.
14. Лето. Цветы на лугу.
Развитие грамматического строя речи
1. Закрепить в речи все пройденные предлоги: на, с, в, из, под.
2. Продолжать работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.
4. Учить употреблять существительные с суффиксами –онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т. д.
Март
1 неделя Лексика
Весна. Весенние месяцы. Мамин праздник. Профессии мам.
Грамматика Употребление простых предлогов. Составление по картинкам предложений с предлогами.
Речевое дыхание «Приятный запах»
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце
2 неделя Лексика
Приметы весны. Первые весенние цветы.
Грамматика Образование дательн. Падежа сущ-х
Речевое дыхание «Одуванчик».
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.
3 неделя Лексика
Космос.
Грамматика Образование родит. падежа сущ-х. Игра «Чего не стало?».Актуализация словаря.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
4 неделя Лексика
Почта.
Грамматика Образование родит. падежа сущ-х. Игра «Чего не стало?».Актуализация словаря.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
Апрель
1 неделя Лексика
Наша Родина-Россия
Грамматика Образование родительного и дательного падежа сущ-х.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания. Повторение
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
2 неделя Лексика
Наш родной город.
Грамматика Употребление в речи простых предлогов.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания. Повторение
Фонематический слух Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
3 неделя Лексика
Весенние работы на селе.
Грамматика Употребление в речи простых предлогов.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания. Повторение
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
4 неделя Лексика
Откуда хлеб пришел?
Грамматика «Один много», употребление простых предлогов.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
5 неделя Лексика
Повторение лексических тем
Грамматика «Один – много», употребление простых предлогов.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
Май
1 неделя Лексика
Правила дорожного движения
Грамматика Употребление в речи простых предлогов
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
2 неделя Лексика
Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы.
Грамматика «Один– много», употребление простых предлогов.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
3 неделя Лексика
Лето. Насекомые.
Грамматика «Один– много», употребление простых предлогов.
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.
4 неделя Лексика
Лето. Цветы на лугу.
Грамматика Употребление в речи простых предлогов
Речевое дыхание Развитие физиологического дыхания
Фонематический слух Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. Работать над двусложными словами с закрытыми слогами и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.