Получи документы

Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе

ИРИНА ИВАНОВА
Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе

Речь играет важную роль в развития ребёнка. Использует, для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи дети познают мир, высказывают свои мысли и взгляды. Основная цель речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Устную речь детей необходимо формировать так, чтобы они не испытывали трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. Речь должна быть понятна окружающим. Для этого необходимо ежедневно пополнять словарный запас дошкольника, создавать благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы. Дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, по серии сюжетных картин, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д.

Публикация «Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах

Организация работы по речевому развитию включает в себя :

- правильная речь взрослых;

- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

- участие родителей в речевом воспитании детей.

Планирования работы по РР :

- Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи.

- Подход к планированию работы (активная, разносторонняя, самостоятельная деятельность ребенка).

- Последовательное нарастание требований к речи детей.

- Индивидуальный подход к детям.

- Учет конкретных условий.

- Систематичность педагогического воздействия на речь.

Виды планирования :

1. Перспективный. Обеспечивает научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.

2. Календарный - ведется с учетом времени года.

3. Календарно-перспективный. Удобно использовать картотеки занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д.

Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников :

1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме,

2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры,

3) работа с родителями по развитию речи детей,

4) индивидуальная работа.

Работа по речевому развитию дошкольников ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

утром — индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;

на первой прогулке — наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;

на второй прогулке — индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;

вечером — художественно-речевую деятельность : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов.

Методы развития речи

1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Формирование грамматического строя речи ведется по трё м основным направлениям:

1. морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);

2. словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);

3. синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов). Формирование синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи.

Связная речь ребенка - итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Все виды работы по речевому развитию дошкольников организуются в ООД – ведущей совместной деятельности взрослого и ребенка. Планируются занятия по развитию речи, а в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 2 занятия в неделю дополнительно отводится подготовке детей к обучению грамоте.

ООД должна отвечать следующим требованиям:

1. Тщательная предварительная подготовка к ООД.

Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других нод, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения.

Следует также продумать структуру и ход нод, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Обучение должно иметь развивающий характер. Большое значение имеет интерес детей к нод, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.

Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура ООД должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную.

В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, формулируется цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении ООД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

2. Правильная организация ООД.

Организация ООД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В подготовительной к школе группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей : используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30мин

Работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

-Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

-Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

-Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

-Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

-В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

-Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

-Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе. 2 часть Январь Лексическая тема: «Мебель. Бытовые приборы» Тема: Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришел?» Лексико -грамматические задания.

Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе. 1 часть Сентябрь Лексическая тема: «Улетает наше лето» Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему: «Летние истории» Программное содержание:.

Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Разработала: Мл. воспитатель,.

Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Своевременное.

Организация работы по речевому развитию детей в группе раннего возраста Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста. Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое.

Перспективное планирование для подготовительной группы по речевому развитию Сентябрь Занятие№1 Тема: Подготовишки. Стр 19 Цель: Беседа с детьми, о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят.

Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (2 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие в подготовительной группе ЦРР- МБДОУ №54 «Рябинка».

Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (3 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие (развитие речи) в подготовительной «А» группе.

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (1 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие (развитие речи) в подготовительной «А» группе.

Тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной группе детского сада День знаний Тема: «Составление рассказа по картине «Дети идут в школу» Цели: обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 17:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД