Получи документы

Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до

Светлана Ситкина
Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до

«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Старший воспитатель МКДОУ Д/С «Теремок» с. Шилыково Лежневского муниципального района Ситкина С. А.

1 слайд - Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является музейная педагогика. Явление в последнее время довольно-таки распространенное, но вместе с тем рассматривается как инновационное, так как с каждым годом в этом направлении наблюдается введение новых и новых тенденций – это и проектная деятельность в музее, и совместная деятельность с социумом – музеями и другими организациями, создание виртуальных музеев. И сегодня мы делимся своим опытом работы в музейном пространстве и представляем наш новый муниципальный инновационный проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в условиях ФГОС».

Публикация «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

2 слайд - Его целью являются Создание условий для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ. Разработка новых форм взаимодействия педагогов ДОУ с детьми и родителями по ознакомлению с музейной педагогикой.

3 слайд - Задачами для достижения поставленной цели являются:

- знакомство с основами национальной культуры.

- приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.

- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

- воспитание личности ребенка в духе мира, взаимопонимания и уважения с другими народами, необходимости сохранения культуры мира.

- воспитание положительного поликультурного отношения и поведения личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

4 слайд - Экспозиция нашего музея представляет собой экспозицию русского быта в целом, но если присмотреться, то можно выделить несколько мини-экспозиций: русской игрушки, музыкальных инструментов, утвари и посуды, народных промыслов, русского костюма, экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, созданная руками воспитанников и их родителей. Ежегодно мы проводим акцию «Преданья старины глубокой», во время которой собираем экспонаты в музей, проводим тематическую неделю Русской культуры. В нашем музее можно не только рассматривать экспонаты и трогать их руками, но еще и играть с ними, проводить развлечения и разные мероприятия, посвященные русской культуре.

5 слайд - Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Именно Музей, как хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Работая по данной теме, мы пришли к выводу, что формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. Уловить эту «историческую нить поколений» и передать ее детям помогает музейная педагогика.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Все начинается с детства, с любви к Родине, поэтому детский сад должен готовить детей к жизни, формируя всесторонне развитую личность.

Новизна заключается в разработке занятий, новых методов и форм работы по ознакомлению дошкольников с музейным пространством с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.

В результате реализации проекта система развития образования получит рекомендации по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

6 слайд - Рассмотрим поэтапно реализацию проекта. Итак, первый этап – организационный.

1 Организационный этап: разработка модели форм и механизмов поликультурного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Основное содержание деятельности:

1. Анализ ситуации.

2. Разработка и описание модели. Анализ документов, структурированное наблюдение, опрос, педагогическое проектирование, экспертная оценка модели и ее организационного, методического и дидактического обеспечения. Аналитико-информационная справка (описание результатов исследования).

7 слайд - Второй этап – основной, деятельностный.

2 Деятельностный (основной) этап: внедрение модели форм и механизмов поликультурного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Основное содержание деятельности:

II. 1. Пилотная апробация модели форм и механизмов механизмов поликультурного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

2. Проведение повторного исследования, анализ промежуточных результатов, корректировка модели и ее методической, организационной и кадровой обеспеченности.

3. Реализация модели во всем учреждении (внедрение, проведение текущего наблюдения процесса реализации модели. Процесс реализации модели через проектную деятельность в музее,

мониторинг процесса реализации модели, наблюдение, опрос, педагогическое проектирование, понимающая экспертиза Описание модели и перечень обеспечивающих ее условий.

8 слайд - Ну и третий заключительный этап – обобщающий. Здесь мы подводим итоги.

3 III. Обобщающий (заключительный) этап: анализ и распространение результатов внедрения модели.

Основное содержание деятельности:

1. Проведение итогового исследования, обработка полученных данных.

2. Внесение необходимых корректировок, описание результатов проекта.

3. Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном уровне.

4. Разработка рекомендаций по реализации данной модели. Представление опыта на научно-практических конференциях различного уровня, в научных изданиях, в конкурсном движении, на сайте образовательного учреждения 1. Изучение нормативных, инструктивных документов, научно-методической литературы по теме эксперимента;

2. Анализ эффективности управленческой деятельности детского сада и других ОУ;

3. Психолого-педагогическая диагностика (анкетирование, мониторинг, наблюдение, опрос и т. п.)

5. Моделирование, создание новой структуры музейной педагогики;

6. Апробация новой модели форм и механизмов поликультурного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Модель новой структуры музейной педагогики в соответствии с ФГОС ДО.

9 слайд - А сама реализация проекта выполняется исходя из разработанной программы. Видами деятельности являются – проектная деятельность. Очень интересный проект «Кукла в народном костюме». Этот проект нами был разработан когда мы своих воспитанников знакомили только с русской народной культурой, но он актуален и сейчас. Мы используем ту базу ресурсов, которая у нас существует – прекрасная коллекция кукол в народных костюмах различных губерний России, а также тех национальностей, что населяют ее, ведь наша родина многонациональна. К этим куклам есть приложения – журналы, где подробно описывается культура места, традиции, промыслы, игры, кухня и многое другое, что касается той или иной национальности;

10 слайд - Создание виртуального музея и работа с ним. Для чего же нужен виртуальный музей уже при существующем? Во-первых, экспонатами нашего музея иногда являются семейные реликвии, поэтому мы просто переводим в электронный вид (фотографируем, сканируем). Во-вторых, иногда не хватает экспонатов, их нет в музее, поэтому опять же создаем электронный реестр (скачиваем с интернета и вносим в презентацию). Вообще, виртуальные музеи разрабатываются программистами с использованием 3- D программ, но они очень трудоемки, поэтому мы экспозиции виртуального музея выполняем в виде презентаций. Современные компьютерные технологии позволяют увлекательно и полно представить сам музей, его коллекции, отдельные предметы и информацию о них. Создание виртуального музея дошкольной образовательной организации и использование ИКТ-технологий значительно расширяют рамки традиционной музейной педагогики, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную проектную деятельность;

11 слайд - Организованная образовательная деятельность;

Организация экскурсий в музее, по селу и социальным его объектам;

12 слайд - Проведение праздников и развлечений;

Организация конкурсного движения;

13 слайд - Кружковая деятельность и мастер – классы;

Взаимодействие с социумом – работа с родителями, с сельской библиотекой и домом культуры;

14 слайд - Мы надеемся, что наш опыт работы в наше неспокойное время поможет нашим воспитанникам обрести уважительное и доброжелательное отношение как к культуре своего народа, так и культурам других народов, которые проживают вместе с нами в нашей великой стране.

Всем желаем, мира, добра; в работе творческих успехов и спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ Выступление на методическом объединении Старший воспитатель Литвинова Ирина Ивановна "Современные подходы к организации речевого развития.

Анкета для родителей «Использование музейной педагогики в ДОУ» Анкета для родителей «Использование музейной педагогики в ДОУ» 1. Что вы понимаете под термином «музей»? 2. Посещаете ли вы музеи, выставки.

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников в рамках музейной педагогики Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Нравственно- патриотическим воспитанием.

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию.

Мини-музей «Насекомые». Использование музейной педагогики в развитии дошкольниковМини-музей «Насекомые». Использование музейной педагогики в развитии дошкольников Мини - музей "насекомые": расположен в одной плоскости, представлены различные муляжи насекомых, на паутине – паук, изготовлен улей с.

Проект «Русское ремесло» в рамках реализации программы «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Проект «Русское ремесло» первый этап реализации программы: «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Этап дошкольного детства.

Родительское собрание в ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников средствами живой природы» Видео Тема: «Экологическое воспитание дошкольника средствами живой природы» Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Аннотация В статье представлен опыт организации мини-музея в детском.

Роль музейной педагогики в формировании художественно-эстетического развития старших дошкольников Роль музейной педагогики в формировании художественно-эстетического развития старших дошкольников Музейная педагогика для дошкольников приобретает.

Всестороннее воспитание и развитие дошкольников в соответствии с ФГОС: создание условий для развития речевых способностей Введение: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 11:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД