Папки-передвижки

Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ

Екатерина Абрамовская
Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ

«Портфолио дошкольника

как инновационная технология в ДОУ»

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Публикация «Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ» размещена в разделах

Портфолио дошкольникаэто первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка.

Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выражает свои интересы, желания, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем

страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чтобы было легче изменять, дополнять портфолио я решила сделать его виде папки с файлами.

Цель портфолио :

Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Задачи портфолио :

1. создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

3. развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;

4. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

5. формирование положительных нравственных качеств личности;

6. приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

7. формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Принципы работы:

Первый принцип единство всех сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение

взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

В нашем детском саду работает система накопления портфолио педагога. Но мы ведь работаем с детьми, и все наше внимание направлено на них, хорошо бы и для малышей портфолио оформить. Ведь именно в нем будет отражен весь внутренний мир, их интересы, удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания, их творческие работы.

В ходе работы по внедрению портфолио возможны противоречия:

• Между тем, что портфолио дошкольников все чаще применяется в образовательной практике, но его реализация почти не обеспечена методическим сопровождением;

• Между тем, что использование портфолио в воспитательно-образовательном процессе имеет большие возможности для развития личности ребенка (в том числе и для развития самооценки) и тем, что эти возможности не используются субъектами образования, чаще всего превращая портфолио в «пакет» с документами.

Проблема: Каким должно быть содержание предметного Портфолио, чтобы работа над ним, организованная педагогом, развивала самооценку дошкольника?

Проект реализовывался в три этапа

1этап : подготовительный- выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио. Представление презентации «Виды портфолио».

2 этап: реализационный- заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями.

3 этап : итоговый - анализ полученных результатов, показ видеоклипов из электронного портфолио.

Результат:

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- создание портфолио детей.

Дальнейшее развитие проекта : ведение портфолио в школе.

Начиная работать над портфолио я поставила перед собой цель – оно должно быть непременно красочным и ярким, но в то же время содержательным, ведь сейчас это для ребенка любимая книжка с картинками, а в дальнейшем предмет его гордости и возможность пережить интересные моменты детства. Постаралась объяснить детям, что за «волшебную книжку» мы вместе начинаем собирать и для чего. Книжка о самом себе, она «с восторгом примет» все творческие работы, с особым вниманием отнесется к удивительным фантазиям, а через некоторое время с любовью напомнит о том каким еще год назад ребенок был маленький. Для этого было проведено занятие «Симка и Нолик в гостях у ребят». (Приложение 5) Портфолио составляла индивидуально на каждого ребенка, ведь иногда основных страниц бывает не достаточно или они не совсем подходят (кто-то из детей любит рисовать, а кто-то лепить) поэтому я дополняла количество разделов, опираясь где-то на литературу посвященную данной технологии, а где-то на личные наблюдения.

Я ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, на основе опыта вышеперечисленных пеагогов использовала следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя ребёнка.

«Я расту».

«Моя семья» : помещаются фотографии членов семьи.

«Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья».

«Золотые ручки». Этот раздел содержит работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд

родителей, воспитателя детского сада и друга.

«Мои достижения» : грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Изучая литературу по данной теме, решила попробовать создание портфолио в электронном виде, что является довольно новым видом систематизации информации. Презентация, видеоклип – это всегда красочное, яркое зрелище с множеством интересных эффектов. Здесь пришлось прибегнуть к помощи родителей, которые владеют программами POWER POINT и Kиностудия Windows и самой осваивать данные программы. Так было создано электронное портфолио выпускной группы. Очень важно сделать родителей своими союзниками, поэтому первоначально привлекла активных родителей, была создана папка служащая примером, которую показала остальным, к родительскому обранию был подготовлен доклад о роли портфолио и о его структуре. Родители были заинтересованы и с удовольствием откликнулись на мои предложения собирали материал, интересные фотографии, искали в интернете, что означает имя ребенка и делали для себя открытия ранее для них в обыденном. Система консультативной помощи была представлена консультациями, индивидуальными беседами с родителями о заполнении страничек. Важно было научить наблюдать, замечать все интересное и обязательно фиксировать. Воспитателям младшей группы за круглым столом (Приложение 6) было предложено ознакомиться с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио, так же была утверждена форма ведения портфолио.

Еще одно важное условие для достижения цели портфолио- это добровольность. Создатель должен быть сам заинтересован в его создании, поэтому дети сами выбирали те из своих работ, которые им наиболее интересны. Работу по созданию портфолио проводила индивидуально и по группам. Материал собирала за год, что позволяет увидеть путь развития ребенка.

Детям бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении- в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими. Малыши с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещают их в папке, рассказывают о своей семье. Еще один плюс в том, что дети стали ответственнее подходить к выполнению творческих заданий, очень им хочется, чтобы их «волшебная книга» была самая интересная, яркая.

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т. к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов

В заключении хотелось еще раз сказать, почему должно создаваться портфолио ребенка. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие каждого малыша, сохранить для него все самые яркие и важные моменты детства, ведь память несовершенна, а тут уж точно ничего не потеряется. Портфолио – это целенаправленный сбор информации о ребенке. Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка, это возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим. Что касается меня как педагога, портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности. Дети уходят из детского сада и уже в школе имеют возможность продолжать, пополнять страницами свою личную книгу.

Приложение 5

Конспект занятия «Симка и Нолик в гостях у ребят».

Цель: осознание ребенком себя и своего места в семье и социуме.

Задачи:

познакомить детей со способом самопрезентации в форме портфолио;

формировать образ «Я», положительной самооценки;

расширять представления о своих возможностях, характерных особенностях, желаниях;

развивать умения делать осознанный выбор; перерабатывать и структурировать информацию, дифференцировать своё «Я» от «Другого»;

воспитывать уверенность в себе.

Материал: бумага, фломастеры, клей : игровой набор «Дары Фрёбеля» («Цветные фигуры» Модуль 7, «Фишки»Модуль 10, геометрические фигуры из картона, фотоаппарат, готовое портфолио.

Ход занятия:

1.

Мотивационный этап(2-3 минуты)

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Кириллу, Кирилл передаёт …

Встреча с «Ноликом».

Нолик выпадает из телефона.

Воспитатель: Ребята смотрите, кто это?

Дети: Это Нолик!

Воспитатель: Здравствуй Нолик, что ты делал в моем телефоне?

Нолик: Здравствуйте ребята! Вы ведь знаете, что мы питаемся от разных приборов. Я ослаб и проголодался, тогда я решил зарядится энергией от вашего телефона Екатерина Николаевна.

Воспитатель: Все с тобой понятно.

Нолик : Ребята раз я уже здесь помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Конечно, поможем. Так ведь, ребята. (Да) Что случилось нолик.

Нолик : У Симки есть книга, но она мне ее не показывает, а мне так интересно, что в ней. Может вы ее отвлечете, а я одним глазком взгляну….

Воспитатель : Ребята, а можно так делать. (Нет, нужно спросить разрешение)

Нолик : Да спрашивал я, она не дает.

Воспитатель : Давай спросим еще раз.

В группу входит Симка.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Симкой по Фиксиковски.

Дети: Здравствуй, Симка! (показать ладонь с тремя пальцами).

Симка: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

Нолик : Симка дай мне посмотреть твою книгу, которую ты мне не показываешь.

Симка : Еще чего.

Воспитатель :Нолик, а правильно ли ты попросил

Нолик : А как надо

Воспитатель: Ребята помогите нолику (Нужно обязательно сказать пожалуйста).

Симка : Ну ладно смотри. А вы ребята хотите посмотреть. Тогда садитесь я вам расскажу и покажу. Ребята – эта книга не простая, ее пишу я, называется портфолио. Книга волшебная она может рассказать обо мне не словами, а рисунками. На ее страницах есть фотографии моих друзей и семьи, мои детские фотографии, а еще есть стихи, которые я сочиняю. Книге я могу доверить свои секреты, что я умею, о чем мечтаю. А еще я вкладываю сюда поделки, которые делаю своими руками. Я знаю, что у Карины Тоже есть такая волшебная книга. Карина расскажи нам о ней (Рассказ ребенка)

- Карина назвала своё портфолио – «Дневник моей жизни».

- Как вы думаете, какая страничка будет самой главной и о чем?

- На первой странице «Давайте познакомимся» - фотография.

- Что еще можно сделать на первой странице?

- Следующая страничка – «Мое имя». Что нам здесь рассказывает Карина о себе? (Как ее зовут, мама и папа, как ее хотели назвать) .

- Очень интересная у Карина следующая страничка. На этой страничке Карина рассказала о своем желании.

- Посмотрите эту замечательную страницу – о друзьях Карины Как вы думаете, кто может заполнить эту замечательную страницу?

- Какие еще странички вы бы добавили в портфолио?

- Посмотрите, какие разные дневники - копилки у ребят (рассматривание. разных портфолио)

Симка :Понравилась вам, ребята Каринина книга. Хотели бы иметь такую же. Нет ничего проще. Вам помогут в этом ваши родители и воспитатели. У родителей вы сможите спросить фотографии, а воспитатели помогут вам разместить в ней ваши работы. Но что бы книга получилась красивой нужно стараться. Не забывайте, пожалуйста, что книга примет все ваши работы, очень порадуется аккуратным сюда можно записать все ваши фантазии, а когда вы вырастите, то сможите вспоминать ваше детство.

Нолик : Я тоже хочу такую книгу. Поможешь мне Симка. Пожалуйста.

Симка : Ну ладно, так и быть помогу. (Звонок) Нолик, звонил Дим Димыч у него сломался самолетик, надо помочь.

До свидания ребята. Надеюсь когда я приду к вам в следующий раз у вас будут такие же волшебные книги как у меня, и вы мне расскажите о них.

Нолик: Симка, как и все девочки, любит подарки. Давайте подумаем какой подарок вы можем сделать своими руками.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А давайте подарим ей куклу.

Нолик: Отлично идея!

Воспитатель: А как можно ее сделать?

Дети: Нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать из геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, вы должны самостоятельно выбрать материал и художественное средство с которым будите работать, проявить творческое решение и не копировать образцы карточек со схемами изображения игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и объясняет задание.

Дети выбирают вид продуктивной деятельности в центре искусств и занимают место для выполнения творческой работы. На столе№ 1 лежат: трафареты геометрических фигур и листы белой бумаги для рисования. На столе № 2 приготовлен: игровой набор «Дары Фрёбеля» («Цветные фигуры» Модуль 7, «Фишки»Модуль 10,, листы белого картона, для конструирования на плоскости. На столе №3 лежат цветные геометрические фигуры из картона разного размера и фактур для аппликации (плоскостное моделирование).

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и объясняет задание.

Конструирование, аппликация или рисование «Кукла для Симки»(работа по выбору детей).

Цель: Мотивация детей на самостоятельный выбор продуктивной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисование, аппликация, конструирование, индивидуальный подход.

Воспитатель подходит к столу №1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких то материалов не хватает?

Дети: Нет клея для аппликации и цветных карандашей для рисования.

Нолик: Я вспомнил! Вам Симка подарила Рюкзак-помогатор, может он нам поможет. Давайте посмотрим, что в нем лежит?

Дети: Ура, это клей и карандаши!

Нолик: Приступайте к заданию.

Дети: (самостоятельная работа) .

Воспитатель подходит к столам поочередно и стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем и посмотрим, друг у друга, какие замечательные у нас получились куклы.

Нолик: Я думаю, что Симке они тоже понравятся. А где же она? Си-и-имка!

Рингтон СМС сообщение.

Воспитатель зачитывает СМС сообщение: Ребята, мне очень понравилось с вами играть, но мне позвонил Гений Евгеньевич и сказал, что в его лаборатории сломался компьютер. Мне срочно надо починить его. Я очень хочу посмотреть какие куклы у вас получились, но сегодня уже не смогу вернуться. Пусть Носик сделает фотографии ваших работ, чтобы я на них посмотрела и отправляется мне помогать… А если в вашем детском саду что-нибудь сломается, то команда Фиксиков всегда придет к вам на помощь. Спасибо вам ребята! До встречи!

Воспитатель достает из Рюкзака-помогатора фотоаппарат и передает Нолику. Нолик фотографирует работы детей и прощается с ними.

Нолик: ТЫДЫЩ, ребята! До свидания! Я обязательно передам Симке фотографии ваших работ! С вами было очень интересно!

IV часть. Заключительная (подведение итогов, рефлексия- обобщение знаний).

Воспитатель приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня в руках воздушный шарик, передавая его друг другу я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня? Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: Вы сегодня помогли Симке и Нолику понять, как надо дружно играть вместе. А для вашей книги я предлагаю дома поискать с родителями фото с домашними животными и принести их в детский сад, чтобы рассказать о них.

Приложение 7

Сообщение на родительском собрании «Портфолио дошкольника»

Портфолио – копилка любых успехов ребёнка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:

В быту: умение самостоятельно одеваться, кушать, умываться, класть вещи на место и т. д.

На занятиях, которые проводятся в детском саду

При посещении различных кружков, секций

В общении со взрослыми и сверстниками

А может он посещает различные кружки, где то же учится познавать окружающий мир, читать, писать, рисовать.

Где бы ни занимался ребёнок, у него обязательно будет достойная копилка успехов и он хорошо подготовится к школе. Передавая портфолио учителю 1-го класса для знакомства с вашим ребёнком, вы наглядно покажите, чем тот интересуется, что у него хорошо получается.

В портфолио положите лучшие рисунки, работы по аппликации, странички из тетради по математике, грамоте и т. д., фотографии выступлений ребёнка на праздниках в детском саду, спортивных соревнованиях.

Работа по созданию портфолио позволит вам :

Установить близкие отношения друг с другом;

Создать атмосферу общности интересов;

Активизировать своё внимание к успехам ребёнка, своевременно их отмечать;

Формировать у ребёнка самоконтроль и самооценку

Цель портфолио :

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Каким будет портфолио :

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребёнка, и предметом его гордости. Ребёнку обязательно нужно объяснить, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Работу над «волшебной книгой» можно начать с совместного похода за обложкой. Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребёнком. Постепенно не все сразу.

Начиная работу ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, на основе опыта вышеперечисленных пеагогов хочу предложить следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя ребёнка.

«Я расту».

«Моя семья» : помещаются фотографии членов семьи.

«Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья».

«Золотые ручки». Этот раздел содержит работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд

родителей, воспитателя детского сада и друга.

«Мои достижения» : грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Информация собирается воспитателем и родителями за время пребывания ребёнка в детском саду

Публикации по теме:

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.

Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Автор: Михалева Серафима.

Портфолио дошкольника Сегодня хочу предложить Вашему вниманию презентацию с информацией о том, что же такое "портфолио", какие разделы существуют в нем, этапы.

Фрагмент НОД для детей 4–5 лет «Инновационная технология. Составление метафор» Пояснительная записка: Метафора - перенесение свойства одного предмета на другой, на основании признака общего для обоих сопоставляемых.

Конспект информационного дня — консультации для родителей на тему «Портфолио дошкольника. Как сделать ребенку портфолио?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни.

Семинар-практикум для педагогов «Официальный сайт ДОУ как инновационная форма взаимодействия с современной семьей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста №14».

Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ» Цель: — Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на сотрудничество; — Способствовать развитию рефлексии;.

Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи Разрешите представиться, меня зовут Антонина Петровна, я работаю учителем-логопедом в МКДОУ. «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 484» Мне.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 15:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД