МААМ-картинки

Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития

Юлия Ванченко
Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития

Все звуки русского языка можно условно поделить на две категории: звуки раннего онтогенеза и звуки позднего онтогенеза.

К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5 – ти летнему возрасту: Ль, Л, С, Сь, З, Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р.

А все остальное это звуки раннего онтогенеза это:

гласные верхнего ряда А, О, У, Э, Ы

гласные нижнего ряда Я, Ё, Ю, Е, И,

Согласные губно-губные М, П, Б,

губно-зубные Ф, В,

заднеязычные Й, Х, К, Г,

переднеязычные Т, Д, Н.

Публикация «Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития» размещена в разделах

По данным кандидата педагогических наук Жуковой Надежды Сергеевны звуки речи усваиваются детьми в следующем порядке:

1 год3 мес. — 1 год 8 месяцев: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь; к;

1 год 8 мес. -1 год 10 месяцев: хь, ць, й;

1 год 10 мес. — 2 года: н, т, д;

2 года – 2 года 6 мес. : с, л, ы, в, р, з

2 года 6 мес. – 3 года: ч, ш, ж, щ, ц.

Таким образом, к 3-4 летнему возрасту, звуковая сторона речи усваивается детьми полностью.

Но так бывает не всегда, даже у детей без двигательных нарушений. Очень часто в возрасте до трех лет, а именно этот возраст является чувствительным для формирования речи, в родители не дают ребенку нормативных образцов звуков. С одной стороны главная задача родителей любить своего ребенка, а не искать у него дефекты но, тем не менее, в речи детей закрепляются патологические стереотипы, которые потом очень трудно изжить. А именно:

• йотированные звуки «я», «ё», «е», «ю» произносятся как ля, лё, ле, лю;

• звуки «ф» и «в» произносится губно – губно, а не губно – зубно;

• отсутствуют заднеязычные «к» и «г» заменяются соответственно на «т» и «д»;

• звуки «т» и «д» произносятся в английском варианте ближе к «ч»;

• все звонкие согласные оглушаются;

• все твердые согласные смягчаются.

В ходе работы над этими недостатками речи необходимо включать упражнения на слуховое внимание на основе неречевых звуков: музыкальные инструменты; звуковые цилиндры; дыхательную гимнастику (вдох через нос, выдох через рот. Круглый животик. Дутье на снежинки, в трубочку); массаж лица и языка (при наличии дизартрического компонента).

Постановка и автоматизация йотированных гласных.

Артикуляционная гимнастика: почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «сердитая киска», «катушка».

Медленно произнеси сочетания звуков: Повтори быстро:

иа – иа – иа — иа – иа – иа иа – иа – иа — иа – иа – иа

ио – ио – ио – ио – ио – ио ио – ио – ио – ио – ио – ио

иу – иу – иу – иу – иу – иу иу – иу – иу – иу – иу – иу

иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ

Повтори возгласы: ай, ой, эй.

Вместе с взрослым произнеси слова:

Дай, май, пой, лей, чай, клей, змей, попугай.

Яма, ем, еду, ежи, юбка, Юля, ёж.

Майка, лайка, лейка, зайка, чайка, чайник, линейка.

Постановка и артикуляция звуков «ф» и «в».

1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами, толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.

2. Уточнение артикуляции звука «ф»: верхние зубы на нижнюю губу + выдох через рот;

3. Изолированное произнесение звука «ф»;

1. Произнести слог «фа», и цепочки слогов «фа-фа-фа». Договаривание слов: фа-та, фон-тан.

2. Произнести слог «фу» и цепочки слогов «фу-фу-фу». Проговаривание слова: фу-фай-ка, фут-бол.

3. Произнести слог «фо и цепочки слогов «фо-фо-фо». Проговаривание слова: Фо-ма, фо-нарь, фор-ма, фир-ма.

4. Произнести слог «оф», и цепочки слогов «оф-оф-оф». Проговаривание слов: коф-та,

5. Произнести слог «фы», и цепочки слогов «фы-фы-фы. Договаривание слов: шка-фы, жира-фы. Голь-фы.

6. Произнести слог «фи» и цепочки слогов «фи-фи-фи». Проговаривание слов: фи-нал, фи-лин, Фи-липп, фи-ниш, фиш-ка.

7. Произнести слог «фе» и цепочки слогов «фе-фе-фе». Проговаривание слов: фея, кон-фе-та, ко-фе, салфет-ка.

8. Различение звуков «в» и «ф» — колокольчик и «птички».

9. Дразнилки произнести громко и тихо: вы-ва-во, фы-фа-фо, ва-во-вы-ве, фа-фо-фы-фе.

10. Упражнение на развитие дикции, интонации, выразительности:

1. Сказала тетя: «Фи! Футбол!»,

2. Сказала мама: «Фу! Футбол!»,

3. Сестра сказала: «Ну! Футбол!»,

4. А я ответил: «Во! Футбол!»

Постановка и автоматизация звука «в».

1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами, толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.

2. Уточнение артикуляции звука «в»: верхние зубы на нижнюю губу + голос. Изолированное произнесение звука «в»;

1. Произнести слог «ва» и цепочку слогов «ва-ва-ва». Договаривание слов: и-ва, Во-ва, со-ва, тра-ва, дро-ва, сли-ва, коро-ва. Произнесение слов, начинающихся со слога «ва»: Ва-ня, Ва-ся, ваф-ли, Ва-ля, Ва-лера, ва-ренье, ва-гон, кан-ва, ва-ленки, ва-нна, ди-ван.

2. Произнести слог «во» произнесение цепочки слогов «во-во-во». Произнесение слов, начинающихся со слога «во»: Во-ва, во-рота, во-рона, во-робей, со-вок,. Четко произнести слова: вот, вон.

3. Произнести слог «вы» произнесение цепочки слогов «вы-вы-вы». Договаривание слов: сли-вы, тык-вы, тра-вы, бук-вы, кана-вы.

4. Произнести слог «ве» и слоговую цепочку «ве-ве-ве» Произнесение слов, начинающихся со слога «ве»: ве-нок, ве-ник, вет-ка, ве-тер, ве-шалка.

5. Произнести слог «ви» и слоговую цепочку «ви-ви-ви» Произнесение слова, заканчивающимся слогом «ви»: Ви-тя, ки-ви, вин-тик.

Постановка и автоматизация звука «К».

Артикулиционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

Произнести по подражанию: к – к – к – к – к.

Медленно произнеси слоги: Медленно произнеси слоги:

ка – ка – ка — ка – ка – ка ак – ак – ак — ак – ак – ак

ко – ко – ко – ко – ко – ко ок – ок – ок – ок – ок – ок

ку – ку – ку – ку – ку – ку ук – ук – ук – ук – ук – ук

кэ – кэ – кэ – кэ – кэ – кэ. эк – эк – эк – эк – эк – эк

Повтори, как кудахчет курочка: ко – ко – ко; как кукует кукушка ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Договори слова: ветка, банка, утка, сумка, сетка, елка, собака, мишка, мошка, мышка, книжка, девочка, лягушка, мак, гамак, тыква, такси.

Вместе со взрослым повтори слова:

Коса, коза, какао, каток, кабан, кактус, капуста, каша, лак.

Кот, конь, кофе, коньки, котенок, конфета, колготки, колобок, молоко, колокольчик, окно, облако.

Кукушка, кукла, кузнечик, лук

Киты, киви, кепка, букет,

Соки, носки, нитки, нотки, санки, сосиски, вилки, ложки, мышки.

Кубики, жуки, книжки, флажки.

Ослик, листик, чайник, зонтик, мальчик, паук, утюг, индюк

Постановка и автоматизация звука «Г».

Артикуляционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

Произнести по подражанию: г – г – г – г – г (с контролем голоса – положить кисть руки на горло).

Медленно произнеси слоги: аг

га – га – га — га – га – га

го – го – го – го – го – го

гу – гу – гу – гу – гу – гу

ги – ги – ги – ги – ги – ги.

Повтори, как гогочут гуси: га – га – га.

Договори слова: нога, книга, бумага, дорога, телега, тайга, слуга, берега, Волга, Рига, шаги, сапоги, деньги, флаги, стриги, враги, дороги, серьги, пироги.

Вместе со взрослым повтори слова: аг – огни, магнит, га — гамак, Галя, голова, галка, гайка, газета, газон, газель, пуговица, попугай, нога, юнга, книга, бумага, телега, балаган,; го – год, гонка, гонщик, гости, гол, голубь, гольфы, огонь, погоня, угол, уголь, вагон, загон, ягоды, колготки, голос, голод, гу – гусь, гул, гуля, губы, губка, гудок, гуди, гусеница, лягушка; ги – сапоги, деньги.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития
Опубликовано: 22 июня 2020 в 21:19
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД