Камила Мисевра
Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нём закладывается фундамент функциональной грамотности дошкольников.
2 слайд Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности, в социальных отношениях. Таким образом, функционально грамотную личность следует рассматривать как личность, умеющую жить среди людей, обладающую определёнными качествами, ключевыми социально-коммуникативными и творческими компетенциями.
Публикация «Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах, рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.
3 слайд Основные вопросы формирования музыкальной грамотности решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи будут решаться, если педагоги учтут принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между воспитателями и музыкальным руководителем в вопросах формирования поликультурной грамотности дошкольников средствами музыки.
Основная воспитательная задача музыкальной работы в дошкольной группе – развить в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, умение дисциплинированно участвовать в музицировании. Нужно помочь детям освободиться от напряженности, стеснения, обрести веру в себя и смелость в музыкальных выступлениях. Музыкальный слух ребят нужно развивать в процессе музицирования. Важно научить детей, прежде всего, слушать музыку, вникать в ее образы, переживать, а потом выражать свои мысли и чувства.
4 слайд Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, озвучивать стихи – всё это вызывает у детей азарт и восторг, даёт эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе.
Музыкальные занятия занимают особое место в процессе воспитания гармоничной личности. Чтобы занятие было насыщенным и интересным, а дети имели бы возможность принимать активное участие в ходе всего занятия, оно должно учитывать возраст воспитанников и быть интегрированным, т. е. совмещать различные виды художественной деятельности.
Такие занятия пропитаны творческой атмосферой, а дети и педагог становятся партнерами. Естественный переход от одного вида деятельности к другому делают занятие динамичным и увлекательным. Дети не переутомляются, а напротив, включаются в процесс созидания, танца и пения.
Важно поддерживать инициативу детей.
Детские идеи и фантазии должны непременно находить свое место при организации утренников.
5 слайд Хотела бы выделить, основные виды деятельности на музыкальных занятиях :
-Ритмические движения.
(Общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки и т. д) и танцевальные (переменный шаг, дробный шаг, пружинка и т. д).
6 слайд - Развитие ритма, музицирование
(Развитие чувства ритма и знакомство с музыкальными инструментами.)
7 слайд -Пальчиковая гимнастика
(Помогает детям отдохнуть, укрепляет мышцы пальцев).
8 слайд -Слушание музыки
(Мелодичные произведения сопровождаются иллюстрациями или небольшими сюжетами).
9 слайд -Распевание, пение
(Доступные песни с яркой мелодией, дети могут подыграть себе на музыкальных инструментах).
10 слайд -Пляски, игры, хороводы
(Возможность подвигаться под музыкальное сопровождение).
Музыкальное развитие обеспечивает полноценное развитие ребенка, помогает ему приобщиться к ценностям мира современного искусства, а также активизируют у ребенка стремление исследовать окружающий мир и развивать эмоциональную составляющую его характера.
Только посредством тесного творческого сотрудничества возможно всестороннее приобщение ребенка к музыкальному искусству.
11 слайд В связи с этим в своей работе с педагогами я выделила основные
цели и задачи взаимодействия:
1. Изучение семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей и интересов.
2. Вовлечение педагогов в музыкально-педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.
3. Совместное создание музыкальной предметно – развивающей среды в детском саду.
4. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Все они дают определённый эффект.
Мною были выбраны следующие направления работы по вовлечению педагогов в музыкально-образовательное пространство детского сада:
1. Музыкальное просвещение педагогов.
2. Приобщение к совместной музыкальной деятельности.
12 слайд Я наметила новые формы и методы участия педагогов в учебно-воспитательной работе нашего детского сада с учетом их личных способностей и умений:
• индивидуальные беседы и консультации «Советы музыкального руководителя».
• дни открытых дверей.
• анкетирование.
• слайдовые презентации.
• фоторепортажи.
• музыкальные концерты.
• совместные утренники и развлечения педагогов с детьми.
• выставка совместных работ педагогов и воспитанников.
• конкурсы (на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками, на лучшую частушку и др.).
Индивидуальные беседы и консультации подробно познакомили педагогов с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкального занятия в детском саду. Фоторепортажи на темы: «Осенины», «На утреннике нашем мы поём и пляшем», «Новый год в детском саду», «23 февраля» и др. Они сопровождались небольшими стихотворениями, краткой информацией. Организованные в детском саду выставки совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и рассказами: «Моя любимая мама», «Музыкальные инструменты», «Весна» познакомили с музыкально – художественным творчеством детей.
13 слайд Я уверена, что традиционные утренники в детском саду станут эффективной формой общения детей с педагогами, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений, в средство формирования музыкальной грамотности. С этой целью нами проведены ряд таких утренников как: «Волшебница Осень», «День матери», «Здравствуй, Новый год», «23 февраля», «8 Марта» и т. д).
14 слайд Огромное влияние оказывает музыка и на здоровье ребенка. Современные дети испытывают большие умственные перегрузки, в результате чего они все чаще страдают от неврозов и депрессий. С этой целью педагогам предлагаю познакомиться с памятками о том, какую музыку слушать полезно в разных ситуациях (раздать).
Памятка для педагогов
Перечень музыкальных произведений, рекомендованных к прослушиванию детям при различных видах психологических расстройств
по мнению врачей.
Для уменьшения чувства тревоги
• Шопен (Мазурка, Прелюдии)
• Штраус (Вальсы)
• Рубинштейн (Мелодии)
Против бессонницы
• Сибелиус (Грустный вальс)
• Шуман (Грезы)
• пьесы Чайковского
Для снятия стресса и общего успокоения
• Брамс (Колыбельная)
• Шуберт (Аве Мария)
• Шопен (Ноктюрн соль – минор)
• Дебюсси (Лунный свет)
Для поднятия настроения и общего тонуса
• Чайковский (Шестая симфония)
• Бетховен (Увертюра Эдмонд)
• Шопен (Прелюдия 1, опус 28)
• Лист (Венгерская рапсодия)
Для снижения раздражительности
• Бах (Кантата 2, Итальянский концерт)
• Бетховен (Лунная соната, Симфония ля-минор)
Современная медицина доказала благотворное влияние музыки на здоровье детей. Так, например, прослушивание музыки улучшает память, а игра на музыкальном инструменте способствует развитию лингвистических навыков.
15 слайд Использование ИКТ технологий повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ могут помочь в формировании музыкальной грамотности дошкольников. Были созданы слайдовые презентации о проведённых утренниках и развлечениях в детском саду. Такие как: «Осенины», «Новый год», «Колобок» «23 февраля», «8 марта», «Выпускной в детском саду» и т. д. К вашему вниманию, хочу продемонстрировать для примера, как я для родителей с помощью ИКТ показала работу и выступление детей, «Осень в детском саду» старшая группа (видеоотчёт).
16 слайд Работа педагогов по формированию функциональной грамотности дошкольников сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей. 17 слайд На этом я закончу, спасибо за внимание!