Папки-передвижки

Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий

Елена Трескова
Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий

МАДОУ г. Хабаровска «детский сад комбинированного вида № 140»

Учитель дефектолог: Трескова Е. Ю.

«Познавательное развитие дошкольников на основе

нетрадиционных дидактических игр и пособий»

Публикация «Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий» размещена в разделах

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Причины, которой, лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, знаний и интересов ребенка.

Многие дети, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, активизировать детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций.

Познавательное развитие ребенка успешно осуществляется в условиях обога-щенной развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта.

Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного развития дошкольника.

Подбор дидактического материала, развивающих игр, пособий с учетом возраста, интересов и уровней развития детей помогает осуществить необходимую работу (при необходимости и коррекцию) для позитивного развития каждого ребенка.

Как иногда бывает трудно (особенно начинающим педагогам) создать развивающую среду в группе детского сада.

Как сделать так, чтобы она была направлена на РАЗВИТИЕ ребенка?

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом создания развивающей среды.

Вашему вниманию представляю дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками, которые можно использовать в работе с дошкольниками.

Дидактическая игра «Круги Луллия»

Основная цель работы с кругами Луллия: создание условий для освоения способа познания мира.

Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:

способствуют формированию понятия «признак», знакомят с именами признаков;

способствуют восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;

способствуют развитию навыков фантастического преобразования объектов;

• создают условия для формирования способности увидеть суть проблемы.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на один круг прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т. д., на второй листья этих деревьев. Предлагают ребенку подобрать для каждого дерева нужный листок.

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на втором варианты росписи.

Предлагаются 4 типа тренингов:

1:«Найди реальное сочетание».

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира.

2: «Объясни необычное сочетание».

Случайное соединение объектов и достоверное объяснение необычности их взаимодействия.

3: «Придумай фантастическую историю или сказку”.

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4: «Реши проблему».

Учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Пример:

"Необычные вещи"

Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практичес-кой значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на одном изображения объектов, на втором частей этих объектов).

РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

Игра «Азбуковед»

1. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, умения составлять слова и упражнять в чтении; 2. дифференциация понятий буква – цифра;

3. совершенствование навыков порядкового счета;

Ход игры:

Детям предлагаются карточки с изображенными на них цифрами - порядковым номером буквы в алфавите, игроку необходимо на место каждой цифра поставить нужную букву и разгадать зашифрованное слово. Побеждает тот, кто быстрее других, без ошибок запишет и прочитает расшифрованное слово.

Например:

12- 10 -20 --- КИТ

5-16-15--- ДОМ

13-10-15-16-14--- ЛИМОН

Далее можно предложить ребенку выполнить звуковой анализ разгаданного слова.

ИГРА «БУКВОВЕД»

ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ

Игра представлена в виде книги. На двух страницах изображены: вращающиеся диски с прорезями, съемные стрелки (четыре фиолетового цвета, по одной красного, синего, зеленого, окошечки, кармашки для расположения предметных картинок, предметные картинки; карточки с цифрами, буквами, союзами и, но, а, вопросом, звуковыми схемами, суффиксами -ик-, -ок- и др. Игра может быть использована на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Фонематическое восприятие

Педагог раскладывает в кармашки предметные картинки. На вращающийся диск прикрепляет зеленую, синюю и красную стрелки. Предлагает детям направить синюю стрелку на картинки, названия которых с твердого согласного, зеленую — с мягкого согласного, красную — с гласного звука.

Развитие анализа и синтеза звукового состава

1. Педагог помещает на диск одну фиолетовую стрелку, в окошечко вставляет букву. Детям нужно выбрать картинки, названия которых начинаются со звука, обозначенного буквой

2. Педагог помещает в окошко схему слова. Дети направляют стрелку диска на предметные картинки, названия которых соответствуют предложенной схеме.

3. Педагог вставляет в окошечко цифру, например 2

Дети показывают стрелкой картинки, состоящие из двух слогов, и называют их вслух. Правильность можно проверить отхлопыванием слова по слогам.

Формирование грамматического строя речи

Игра «Один — много». Педагог размещает в кармашках предметные картинки. Дети направляют стрелку диска на каждую из них и сначала называют ее, а затем несколько других.

Игра «Скажи ласково».

В кармашках размещены предметные картинки. На диске — суффикс -ик-. Стрелкой дети указывают на картинку, называют ее, образуя уменьшительно-ласкательную

форму с суффиксом -ик-, например: карандаш — карандашик.

ИГРА «ЗВУКОЦВЕТИК»

Цель: Развитие фонематического слуха, формирование умений давать сравнительную характеристику изучаемым звукам, делать обобщения: мягкие - твердые, звонкие - глухие.

На изображении цветка хорошо видны пары звонких и глухих. Глухие расположены ближе к центру, звонкие - по краям лепестков цветка. На верхнем лепестке - только звонкие. Только мягкие звуки [ч], [щ] - на зеленом лепестке, и в центре - [й]. Только твердые звуки -это [ш], [ж] и [ц]. Они на синем лепестке.

Звук [х] может звучать и твердо и мягко, он не имеет пары; расположился между синим и зеленым лепестками.

Слева в красных кружках - гласные первого порядка. Справа - гласные второго порядка, на них зелёные кисточки, так как эти звуки смягчают согласный звук. Таким образом, зеленая кисточка как бы окрашивает согласный звук в зеленый цвет, а мы при анализе звуков В слоге или слове под этим согласны звуком ставим зеленый кружок.

Игра «Задавай вопросы и отвечай!»

• Чем отличается буква от звука?

• Чем отличаются гласные от согласных?

• Лепесток «Б-П». Сколько букв и сколько звуков?

• Лепесток «Ш-Ж». Сколько букв и сколько звуков?

• Назови все глухие звуки на «Цветке». Сколько их?

• Назови все звонкие звуки на «Цветке». Сколько их?

• Назови только твердые, ([ш], [ж], [ц].)

• Назови только мягкие, ([ч], [щ], [й].)

• Назови согласные звонкие, у которых нет парных глухих, ([м], [н], [л], [р], [й].)

• Назови согласные глухие, у которых нет парных звонких, ([х], [ц], [ч], [щ].)

• Назови гласные, которые смягчают согласную. ([я], [ю], [е], [и], [ё].)

• Назови буквы, у которых нет звуков, (ь, ъ.)Многофункциональное дидактическое пособие

«Речевые круги»

Педагог даёт каждому ребенку цветной картонный круг и называет обобщающее понятие. Дошкольник прикрепляет прищепки к кругу, перечисляя при этом относящиеся к данному слову предметы. После того как все прищепки прикреплены (4-5 шт., ребёнок снимает их по одной, приговаривая относительные, притяжательные прилагательные, уменьшительно-ласкательные существительные и т. д., образованные от данного слова.

В каждом варианте игры соблюдается аналогичный принцип ее проведения.

Варианты игр:

«Скажи ласково»

Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительноласкательных суффиксов: стул — стульчик; стол — столик; шкаф — шкафчик; и т. д.

«Кто где живет?»

Цель: закреплять знания о жилищах животных: белка — в дупле; лиса — в норе; волк — в логове; медведь — в берлоге; заяц — под кустом и т. д.

«Какой сок? Какое варенье?»

Цель: закреплять умение образовывать относительные прилагательные: яблоко — яблочный сок, яблочное варенье; груша — грушевый сок, грушевое варенье; абрикос — абрикосовый сок, абрикосовое варенье; персик — персиковый сок, персиковое варенье; и т. д.

«Много чего?»

Цель: закреплять умение образовывать множественное число имен существительных (в родительном падеже) : кукла — много кукол; мяч — много мячей; неваляшка — много неваляшек;

«Веселый счет»

Цель: закреплять умение согласовывать существительные с числительными: одно платье, два платья,., пять платьев и т. д.

Игра «Заколдованный круг»

В игре, представлены набор кругов разрезанных на 8 частей.

Детям предлагается собрать круг в соответствии с заданием к нему:

1. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 6

2. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 7

3. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 8

4. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 9

5. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 10

6. Собери круг так, чтобы противоположные флажки были одного цвета

7. Собери круг так, чтобы количество точек увеличивалось на 1

Ориентироваться при сборе каждого задания можно на внутренние круги, в каждом задании они разного цвета.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Изготовление дидактических игр и пособий в соответствии с ФГОС ДО» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособийИспользование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособийВиниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособийСенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособий Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование дидактических пособий. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Котята» Представляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 10:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД