Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий

Елена Трескова
Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий

«Познавательное развитие дошкольников на основе

нетрадиционных дидактических игр и пособий»

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Причины, которой, лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, знаний и интересов ребенка.

Многие дети, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, активизировать детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций.

Познавательное развитие ребенка успешно осуществляется в условиях обогащенной развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта.

Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного развития дошкольника.

Подбор дидактического материала, развивающих игр, пособий с учетом возраста, интересов и уровней развития детей помогает осуществить необходимую работу (при необходимости и коррекцию) для позитивного развития каждого ребенка.

Как иногда бывает трудно (особенно начинающим педагогам) создать развивающую среду в группе детского сада!

Как сделать так, чтобы она была направлена на РАЗВИТИЕ ребенка?

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом создания развивающей среды.

Я представлю дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками. Данные игровое оборудование можно использовать в работе с нормально развивающимися дошкольниками, а так же с детьми с ОВЗ. (корректируя лишь образовательные задач).

Дидактическая игра «Круги Луллия» - ТРИЗ технология

Основная цель работы с кругами Луллия — освоение ребенком способа познания мира.

Это пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра нанизанные на стержень. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, распо-ложенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов.

Данное пособие:

• формирует у дошкольников понятие «объект»«признак»«проявления признака», знакомит с именами признаков;

• учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;

развивает навыки фантастического преобразования объектов; воображение, гибкость мышления

При использовании данного пособия, предлагается использовать четыре типа тренингов.

1й тип: «Найди реальное сочетание».

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира.

объединить картинки сопоставив предмет и его части крышка-кастрюля, контур…

Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2й тип: «Объясни необычное сочетание».

При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия крышка - река

3й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4й тип: «Реши проблему».

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Рассмотрим данные типы тренингов на конкретном примере.

Тренинг «Все состоит из частей»

1. «Найди реальное сочетание — соедини правильно»

2. Например: котенок — хвост. У котенка есть хвост, и это его часть. У него есть еще части: голова, туловище, лапы; телевизор — антенна. Антенна — это часть телевизора. Частью телевизора являются также кнопки, экран, ножки и т. д.

3. (Река — крышка от чайника. Бывает, что люди бросают мусор в реку. Вот крышка от чайника и оказалась на дне реки. В этом случае крышка от чайника — часть реки.)

4. «Придумай фантастическую историю или сказку»

5. «Реши проблему»

Разв фонематичес воспр. ; звукового анализа и синтеза, грамат строя речи

«Буквовед»

Цель: Формирование Фонематического восприятия (стрелки: синяя, зеленая, красная, развитие анализа и синтеза звукового состава слова, формирование грамматического строя речи.

Игра представлена в виде книги. На двух страницах изображены: вращающиеся диски с прорезями, съемные стрелки (четыре фиолетового цвета, по одной красного, синего, зеленого, окошечки, кармашки для расположения предметных картинок, предметные картинки; карточки с цифрами, буквами, союзами и, но, а, вопросом, звуковыми схемами, суффиксами -ик-, -ок- и др. Игра может быть использована на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях

Фонематическое восприятие

Педагог раскладывает в кармашки предметные картинки. На вращающийся диск прикрепляет зеленую, синюю и красную стрелки. Предлагает детям направить синюю стрелку на картинки, названия которых с твердого согласного, зеленую — с мягкого согласного, красную — с гласного звука.

Развитие анализа и синтеза звукового состава

1. Педагог помещает на диск одну фиолетовую стрелку, в окошечко вставляет букву. Детям нужно выбрать картинки, названия которых начинаются со звука, обозначенного буквой

2. Педагог помещает в окошко схему слова. Дети направляют стрелку диска на предметные картинки, названия которых соответствуют предложенной схеме.

3. Педагог вставляет в окошечко цифру, например 2

Дети показывают стрелкой картинки, состоящие из двух слогов, и называют их вслух.

Формирование грамматического строя речи

Игра «Один — много». Педагог размещает в кармашках предметные картинки. Дети направляют стрелку диска на каждую из них и сначала называют ее, а затем несколько других.

Игра «Скажи ласково».

В кармашках размещены предметные картинки. На диске — суффикс -ик-. Стрелкой дети указывают на картинку, называют ее, образуя уменьшительно-ласкательную

форму с суффиксом -ик-, например: карандаш — карандашик

Например: Игра «Один — много». Игра «Скажи ласково».

«Азбуковед»

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, умения составлять зашифрованные слова и упражнять в чтении; совершенствование навыков порядкового счета.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки с изображенными на них цифрами - порядковым номером буквы в алфавите, игроку необходимо на место каждой цифра поставить нужную букву и разгадать зашифрованное слово. Побеждает тот, кто быстрее других, без ошибок запишет и прочитает расшифрованное слово.

Например:

12- 10 -20 --- КИТ

5-16-15--- ДОМ

13-10-15-16-14--- ЛИМОН

Далее можно предложить ребенку выполнить звуковой анализ разгаданного слова.

«Звукоцветик»

Цель: Развитие фонематического слуха, формирование умений давать сравнительную характеристику изучаемым звукам, делать обобщения: мягкие - твердые, звонкие - глухие.

Игра «Задавай вопросы и отвечай!»

• Чем отличается буква от звука?

• Чем отличаются гласные от согласных?

• Назови только твердые, ([ш], [ж], [ц].)

• Назови только мягкие, ([ч], [щ], [й].)

• Назови согласные звонкие, у которых нет парных глухих, ([м], [н], [л], [р], [й].)

• Назови согласные глухие, у которых нет парных звонких, ([х], [ц], [ч], [щ].)

• Назови гласные, которые смягчают согласную. ([я], [ю], [е], [и], [ё].)

• Назови буквы, у которых нет звуков, (ь, ъ.)

«СОБЕРИ БУКЕТ»

В ходе игры у детей подбирают слова на заданный звук. Составляют слоги и слова, закрепляют умение делить слова на слоги, различать твёрдые и мягкие согласные. Закрепляют правильное произношение поставленных звуков.

«Речевые круги»

(сопровождая слова прикреплением прищепки)

Цель: Закрепление обобщающих понятий, автоматизация и дифференциация звуков, развитие связной речи, развитие грамматического строя речи

Варианты игр «Скажи ласково», «Кто где живет?», «Какой сок? Какое варенье?»

«Домики для звуков»

Дидактическое пособие по обучению грамоте

Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

«Дом со словами» по обучения грамоте

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: автоматизация и дифференциация звуков; определение места звука в слове; деление слов на слоги; классификация предметов и т. п.

Педагог выкладывает картинки, ребенок должен определить по первым буквам каждой картинки загаданное слово.

Дидактическая игра «Мини-домино»

Цель: автоматизация звука в словах, закрепление умения согласовывать существительные с числительными.

Задачи:

• закрепление правильного произношения звуков,

• упражнение в употреблении форм родительного и дательного падежей,

• закрепление умения согласовывать числительное с существительным,

развитие фонематического слуха,

• обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания, наблюдательности, смекалки.

Развивающий коврик «Многознайка»

Задачи:

1. формирование сенсорных эталонов, умение сравнивать, обобщать, группировать по общему свойству.

2. Развитие логического мышления, памяти, воображения, внимания; мелкой моторики.

3. Воспитание интереса к игровой деятельности.

Количественный счет, соотношение числа и количества, составление арифмит. задач

Дидактическая игра «Опиши фигуру»

Цель: развитие логического мышления, формирование понятия об отрицании свойств с помощью частицы «НЕ»

В игре «Опиши фигуру» (блоки Дьенеша) используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина)

Реб учится описывать фигуру с помощью условных обозначений (связная речь, находить зашифрованную фигуру, находить фигуру вычисляя ариф действия и определяя её особенности.

Математические коврики

Цель: Развитие восприятия, памяти, мышления; формирование навыков количественного счета, умений выполнять простейшие арифметические действия на сложение и вычитание; закрепить знания основных цветов.

Дети проверяют себя, сравнивая свой коврик с образцом.

Игра «Заколдованный круг» состав числа

В игре, представлены набор кругов разрезанных на 8 частей. Детям предлагается собрать круг таким образом, чтобы цифры на противоположных долях составляли целое число.

Логическая игра «Колумбово яйцо»

- это головоломка - пазл, состоящая геометрических фигур, которые образуют яйцо. Вданной игре дети знакомятся с геометрическими фигурами. Собирают целое из частей. Составляют картинки по образцу, затем по замыслу. Проявляют фантазию, внимательность думают и размышляют

Развивающие игры и игрушки своими руками для детей младшего возраста.

«Сенсорная юбка»

Цель: обогащение сенсорных представлений посредством дидактических упражнений

Задачи:

• формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, деталей по их признакам: цвету, форме, размеру;

развивать мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие;

• воспитывать коммуникативные навыки: тёплые и доверительные отношения со взрослым и сверстниками.

Дидактическая игра «Кошки-мышки»

Описание работы С помощью этого пособия у детей развивается внимание, быстрота реакции, закрепление цвета, повышается настроение.

Кто быстрее – мышка убежит или кошка поймает. Пойманные мыши выбывают из игры. Победителем считается последняя не пойманная мышь.

Игра «Шнуровка»

Цель. Учить детей продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого; Цвет, форма, размер, формируется зрительно – двигательная координация и чувство восприятия пространства.

«Светофор эмоций»

Данное пособие позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад и следить за изменением настроения в течении дня.

Способствовует развитию речи, желания рассказать о причинах изменения своего настроения. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие

Развивать наблюдательность.

Воспитывать умение сопереживать друг другу, делить радость.

Таким образом, использование дидактических игр и пособий ведет к ускорению познания окружающего мира, развитию интеллектуальных способностей, а также к устранению проблем, в умственном, психическом, речевом развитии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие дошкольников Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной.

Использование дидактических игр и пособий для развития восприятия цвета и формыИспользование дидактических игр и пособий для развития восприятия цвета и формы Хочу поделиться своим опытом развития цветовосприятия в игровой форме с помощью наглядных дидактических пособий. Мы все знаем,что во второй.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся»Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся» Актуальность. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНРМетодические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР Вниманию логопедов, воспитателей и родителей предлагается нетрадиционное дидактическое пособие, включающее в себя разнообразные игры, помогающие.

Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа №1155» Консультация для педагогов ДОУ «Основные виды музыкально-дидактических.

Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Ранний возраст- важнейший период жизни человека.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 04:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий развлечения «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый»
Развлечение «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый» Цель: Познакомить детей с народным праздником августа - Спасом, его обычаями и традициями. Программные...
Сценарий спортивного развлечения в старшей группе «Путешествие за кладом здоровья»
Цель: Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей. Программные задачи: Образовательная: 1. Закреплять у детей умение выполнять основные виды движений (...
Сценарий праздника на День знаний «Здравствуй детский сад!»
Музыкально - спортивный праздник Ход. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Детский сад грустил всё лето, Потерял ребят он где-то! Но в...
Конспект занятия по заучиванию стихотворения М. Пожаровой «Маляры» в старшей группе
Задачи. Уточнить представления детей о рабочем строителе, помочь понять и запомнить стихотворение, выразительно читать его. Ход занятия . Ребята, ка...
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...