Елизарова Оксана Юрьевна
Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Приемы активизации внимания у дошкольников".
• Психологические основы учения по П. П. Блонскому.
Учение – работа, требующая концентрации сил как физических, так и интеллектуальных, иначе говоря, мобилизации движения и внимания. В результате слишком долгого занятия для ребенка внимание ослабевает настолько, что он становится неработоспособным, и, с другой стороны, его моторика становится сначала все более расторможенной, а затем «выдыхается», делается вялой, сонной. Наиболее утомительны для детей: решение задач по математике, письмо. Словесные занятия занимают промежуточное место. Опыты, ручной труд, физкультура являются легкими.
Публикация «Консультация для педагогов „Приемы активизации внимания у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
При рациональном составлении расписания принимают в расчет «кривую работы».
1. вначале происходит «вхождение в работу» - работоспособность невелика, но она постепенно растет.
2. работоспособность идет к максимуму.
3. падение работоспособности
4. перед концом работы немного повышается работоспособность.
5. и снова резко падает.
Такова «кривая работы» как в пределах сравнительно крупного времени (учебного года, так и в пределах небольшого периода (день, занятие)
Например: если занятие длится 20 минут, то первые 5 минут дается задание средней трудности, следующие 5 минут дается самое трудное задание, далее – отдых, физминутка. После отдыха дается снова задание средней трудности, примерно на 5 минут, заканчивается занятие легким заданием. Вместо физминутки можно провести самомассаж, подвижную игру. Занятие можно начать с проведения игры на внимание, пальчиковой гимнастики. Закончить занятие можно упражнением на дыхание, спокойной игрой, релаксацией. Первыми признаками, что работоспособность начала падать, является частое отвлечение, вялость, ребенок начинает зевать, потягивается, трет глаза.
Если рассматривать работоспособность в течение года, то самыми продуктивными месяцами являются октябрь – декабрь. В феврале – марте идет спад. В течение недели: вторник, среда – высокая работоспособность, в четверг – можно сходить с детьми на экскурсию в парк. В течение дня: после 2 занятия идет спад. Самое продуктивное время для работы – с 9 до 11 часов утром, и с 16 до 17 часов вечером. При составлении расписания: 1е занятие средней трудности, небольшой перерыв, 2е занятие трудное, большой перерыв, 3е занятие легкое (физкультурное, прогулка.
В учение огромную роль играют повторения и упражнения.
Эбингхауз, Уорден установили, что целесообразней данное количество упражнений или повторений растягивать во времени, нежели концентрировать в небольшом промежутке времени: в первом случае усвоение будет лучше. То, что быстро усваивается, дольше сохраняется. Те слова, которые заучиваются сразу, в одно чтение, сохраняется в памяти на 73% а из тех слов, которые были заучены после 6 – 7 повторений, сохраняется в памяти лишь на 27%. Самый лучший способ заучивания: не чтение по несколько раз, а чтение с последующим рассказом себе.
Как ребенок запоминает? По мнению психолога Риты Данн: 10% - запоминается через чтение, 75% - через зрение (визуально, в начальной школе, 75% - через слух (аудиально, в среднее звено, 80% - когда может объяснить другим, 90% - когда делает сам. Помогает запомнить схема, рисунок, ассоциация.
• Фландерс «Речевое общение», статья Э. Стоунса.
Анализ урока. В системе Фландерса разговор, происходящий на занятие, длится на 10 категорий: 1к. – 7к. речь воспитателя; 8к. – 9к. речь детей; 10к. – молчание, шум, замешательство.
Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми :
Реакция воспитателя на действия детей, опосредованное обращение.
1к. – высказывание, направленные на создание определенного настроя: рабочей обстановки, тишины, внимания. Доброжелательность, спокойный тон, нет приказа, порицания.
2к. – похвала, одобрение действий, ответов. Восхищение.
3к. – принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение, дополнение.
Собственная инициатива воспитателя, прямое обращение:
4к. – вопросы педагога. Вопросы методически целесообразные, нецелесообразные (в которых есть неодобрение «долго тебя ждать?»).
5к. – рассказ, сообщение информации.
6к. – распоряжение, указание.
7к. – критическое замечание. Цель: пресечь, изменить действия ребенка. Отрицательная оценка его ответов, язвительные замечания, недовольный жест, гневный взгляд.
Разговор детей:
8к. – ответ ребенка учителю.
9к. – высказывание по собственной инициативе детей. Ребенок задает вопросы, подводит к новой теме разговора. Происходит выход за рамки ситуации, идет развитие творчества.
10к. – молчание, шум, замешательство, паузы.
В зарубежной психопедагогике оптимально для школьного урока считается соотношение 2:3 (2 – речевая активность учителя, 3 – речевая активность ребенка).
Показательным для проявления познавательной активности детей является 9к. если во время занятия, оно имеет довольно частое проявление, это означает, что педагог создал условие для детской инициативы, любознательности, заинтересованности.
Принятие настроя детей, одобрение их высказываний, использование представлений детей в ходе занятия, формирует у детей положительное отношение к учебным занятиям, комфортное эмоциональное состояние, желание проявлять свои способности – 2,3,9.
6 – 7к. требует исполнительности. Создает напряжение, страх, неуверенность, ожидание порицания. Появляется дискомфорт, снижается мотивация.
В постоянной похвале (2к.) таится большая опасность развития зависимости ребенка от взрослого. Во первых, похвала – это позиция «сверху», во вторых, она создает зависимость. Не получив однажды одобрения, человек испытывает чувство неудовлетворения. Получить похвалу, во что – либо, ведет к аномальному поведению.
Категория 6 используется на физкультурном занятие, а также при счете.
Авторитарный стиль: 4,5,6,7 в речи детей – 8.
Демократический стиль: 1,2,3,4,5 дети – 8,9.
Либерально – попустительский: неустойчивое использование всех категорий. Частое проявление 10 категории, часто используется 7 то 2-я категории.
При соотношение 6:1,3,9 - нет творческой активности.
У демократического воспитателя 9:3,2
При соотношение 9:7,6 – порицание активности и инициативы.
Формальность занятия 5:4,8.
Поддержка педагогом детской речевой познавательной активности, проявление детьми инициативы на занятие - 1,5,4,8,9,3,9,2.
Мы рассмотрели причины снижения внимания из-за неправильного построения расписания и содержания занятия, а также неправильного речевого взаимодействия воспитателя с детьми.
«Дефицит внимания» может быть у детей, которые имеют диагноз: гиперактивность. У таких детей незрелая лобная часть головного мозга, отвечающая за внимание. Повышена истощаемость. При утомление нарушается работа мелкой моторики, и ребенок испытывает трудность в проговаривание сложных слов, у 66% детей плохой почерк.
Вот некоторые рекомендации по работе с такими детьми.
1. Целесообразно работать с гиперактивным ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить работу на занятие, делать перерыв каждые 15-20 минут. Ребенку необходимо подвигаться, можно провести с ним дыхательную гимнастику.
3. Чаще поощрять, давать небольшие призы.
4. Инструкция должна быть четкая и простая (не более 10 слов). Ребенок просто выключится, не услышит.
5. Когда взрослый дает инструкцию, ребенок должен ее повторить, только потом делать.
6. Не давать несколько заданий сразу. Сначала он должен выполнить одно полностью до конца и уложится по времени. Только после этого давать следующее. Выполнение задания нужно проконтролировать.
7. Взрослый должен быть сдержанным. Нельзя кричать и приказывать. Такие дети очень чувствительны и быстро присоединяются к настроению взрослого. Эмоции взрослого могут захлестнуть и станут препятствием для дальнейших действий.
8. Такому ребенку нужно избегать большого скопления народа.
9. Материял для заучивания должен быть небольшим. Добиваться не дословного запоминания, а понимания. Если нужно выучить текст, то заучивание проводить маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой порции, прежде чем переходить к следующей. Стихотворение учить по одному четверостишью, не пытаясь повторить целиком. Простая тренировка практически не помогает улучшить память.
Для того чтобы ребенку было интересно, и он сохранял способность продуктивно работать, в старшем дошкольном возрасте необходима частая смена впечатлений.
Ребенка надо постоянно удивлять, всегда что-то менять в его окружении (зоны меняются 1раз в 2 недели, перекрашиваются стены 3 раза в год). Форма организации занятий должна быть разной. Столы на занятие должны расставляться всегда по-разному. Чаще проводить занятия в разных помещениях. Все это раскачивает мозг, происходит развитие нервных окончаний.